Константиновский подводник спасал со дна моряков и пережил "Чернобыль" на океане

Юрию Ефимову есть что рассказать внучке Софийке.

В Константиновском центре детского и юношеского творчества создается музей боевой славы Военно-морского флота, организованный капитаном 1 ранга Юрием Ефимовым. Подводнику, служившему на крейсере, впервые в мире совершившем кругосветку подо льдами, есть о чем рассказать. Он обучал экипажи новых подлодок, рассчитал метод точного ракетного удара, спасал моряков гибнущих кораблей и устранял последствия тихоокеанского «Чернобыля» - взрыва энергетической установки АПЛ «К-431» в августе 85-го.

На Тихоокеанском флоте

Юрий родился в январе победного 45-го в семье фронтовика - десантника Александра Ефимова в селе Веровка Добропольского района. В 50-х годах они перебрались к новому месту работы главы семьи - в Константиновку.

Окончив с отличием школу, поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания. А в августе 70-го молодой лейтенант прибыл к месту службы на Краснознаменный Тихоокеанский флот.

- Мне выпало служить на гвардейской атомной подлодке (АПЛ) «К-116». Она базировалась в бухте Крашенинникова в составе 10-й дивизии крейсеров близ Петропавловска-Камчатского. Наша АПЛ первой в мире совершила двухмесячный переход из Северного флота в подводном положении. Это событие произошло за три года до моего выпуска, и поход сразу же вошел в учебники, - рассказывает Юрий Александрович.

гвардейская атомная подлодка (АПЛ) К-116

«К-116» была вооружена крылатыми ракетами «П-500». Экипаж - сто человек, в том числе два десятка офицеров. Боевое дежурство несли в Индийском океане, где наши лодки сменяли друг друга. Но Советы были там не одни: неподалеку курсировали американские и английские крейсера. Понятно, что согласовывать курсы своего движения подлодки фактически противоборствующих флотов не могли. Однажды из-за столкновения в Индийском океане погибли сразу два современных крейсера. И спасти наш экипаж не было никакой возможности из-за серьезных повреждений корпуса АПЛ.

- Американцы-то подняли свою лодку, - говорит офицер. - А наши не спешили признать гибель крейсера. Тогда специальное судно США подняло, переломив пополам, советскую субмарину. И с воинскими почестями похоронили погибший экипаж на одном из своих островов. Это уже в последние годы родные наших моряков посетили их могилу. А тогда об этом нельзя было даже и думать.

Пока ракета летела, командира сняли с должности

- Как-то на стрельбах нам указали на неточность, - продолжает подводник. - Боезаряд ракеты хоть и ложился в нескольких метрах рядом с целью за тысячи миль, условно уничтожив ее силой взрыва, но именно в точку он не попадал.

Константиновский капитан Юрий Ефимов (справа) на проведении учебно-боевых пусков ракет.

Константиновский капитан (справа) на проведении учебно-боевых пусков ракет.

Ефимов, тогда - капитан 3 ранга, командир боевой части, засел за расчеты. И выяснил: если давать команду на захват цели, как написано в наставлении, - ракета, делая маневр, пролетает над нею и ложится чуть дальше.

- На одном из важных учений с участием командования ВМФ я взял ответственность за изменение правила. И отдал команду «Захват» немного раньше, следуя своим расчетам. Пока ракета летела (полчаса), меня уже сняли с должности. Но когда пришло сообщение с Новой Земли, с полигона, куда упала болванка головной части, - на кораблях воцарилась тишина. А потом эфир взорвал гром оваций: болванка по диагонали прошила корпус действующего макета крупного корабля «противника», - улыбается он.

Затем его крейсер отправили в длительный ремонт, а подводник Ефимов продолжил службу уже в качестве преподавателя ракетно-торпедного цикла в учебном центре в Комсомольске-на-Амуре. Там и подлодки строили, и экипажи для них готовили.

- Были у нас в качестве курсантов и индийские моряки: офицеры и старшины, - отмечает Юрий Александрович. - Индия арендовала две атомные субмарины, мы основательно готовили их к боевым ситуациям.

Двум мичманам удалось спастись

- За время службы я, как командир, не потерял ни одного человека, и этим горжусь. Но ЧП на флоте, в частности, на Камчатке, случались, - вспоминает моряк. - Так, в сентябре 1977-го на АПЛ «К-477» создалась угроза взрыва баллистической ракеты. Мир был на грани ядерной войны, и наше политическое руководство сообщило о ЧП в Пентагон. Взрыв  таки произошел в Авачинской бухте, а ядерная боеголовка вылетела и затонула. Мы через три дня ее вытралили и транспортировали в особый могильник в сопках.

Беда случилась и с АПЛ «К-429». Командирам флотилии перед летним отпуском в июне 83-го срочно понадобилось «закрыть» календарный план боевой подготовки - провести стрельбы. Выбрали только что вернувшуюся из похода 429-ю. Экипаж собрали из разных подлодок во время приема-передачи лодки, ведь часть офицеров ушла в отпуск. Вышли в океан, командир - капитан 1 ранга Николай Суворов - отдал приказ на погружение. Однако из-за ряда нарушений оказались незакрытыми вентиляционные решетки 4-го отсека, и через них в лодку хлынула забортная вода.

- Личный состав проявил мужество, - поднял повлажневшие глаза Ефимов, - люди задраили отсек, и все 14 человек встретили смерть, спасая остальных. Лодка легла на грунт, ее даже не искали, опять же из-за нарушений правил (на учениях лодки сопровождают надводные корабли, но тогда такого судна и близко не было). Двум мичманам удалось через торпедный аппарат выйти на поверхность. Их, в оранжевых костюмах, опять же случайно, заметили с далеко проходящего судна и подобрали. Им удалось сообщить в штаб учений. Мы спасали экипаж, несколько часов выводя ребят через торпедный аппарат.

Чужие ошибки и спешка не спасли командира АПЛ от уголовного преследования.

- Суворова сделали «козлом отпущения», обвинив во всех грехах, - покачал головой подводник. - Трибунал приговорил его к 10 годам лишения свободы. Он умер, так и не добившись пересмотра дела и реабилитации.

Радиация на Камчатке

- Мало кто знает, что у нас, на Камчатке, почти за полгода до аварии на ЧАЭС, был свой «Чернобыль», - утверждает Ефимов. - 10 августа 1985-го на судоремонтном заводе №30 в бухте Чажма при перезагрузке активных зон реакторов АПЛ «К-431» внезапно началась цепная ядерная реакция. Произошел тепловой взрыв, сразу погибло десять специалистов - офицеров, матросов, лодка была выведена из строя.

Из-за радиоактивного загрязнения пострадали плавучая мастерская, торпедная АПЛ «К-42» и дизельная подлодка, стоявшие рядом. Сильную дозу облучения получили более 80 человек, а всего пострадала тысяча - моряков и гражданского персонала военного завода «Звезда».

- Реакторный отсек мы залили бетоном, АПЛ отправили в бухту Павловского на хранение. Но последствия радиоактивного выброса эта часть России ощущает и поныне. Поймал и я, как ликвидатор, свою дозу, - делится Юрий Александрович. - Благодаря Богу, пока жив...

Отслужил моряк на боевых кораблях и в учебном центре подготовки подводников 27 лет. Там бы и остался, прикипела душа к дальневосточным красотам. Но, увы...

- В начале 80-х в Алексеево-Дружковке в одиночестве осталась коротать век мама: папу добил-таки осколок немецкого снаряда. Вдруг мать парализовало, она пролежала без помощи два дня, пока не обеспокоились соседи. Когда мне сообщили - стал добиваться, чтоб служить поближе. Предложили возглавить военкомат в Константиновке, и я согласился. До 95-го года занимался подготовкой призывников и учетом всех военнослужащих запаса, - рассказывает подводник.

Он занимается общественной работой в совете ветеранов, воспитывает молодежь, часто встречается со школьниками.

- Вот растет красавица внучка - помощница моей дочери Галины, - обнимает капитан трехлетнюю Софию. - Говорит, что хочет увидеть океан. Знать, в деда пошла...

«К-116» прошла подо льдами сотни миль

В историю ВМФ золотыми буквами вписан беспримерный поход тактической группы крейсеров - «К-116» (командир - капитан 2 ранга Вячеслав Виноградов) и «К-133» (капитан 2 ранга Лев Столяров). С 1 февраля по 26 марта 1966 года лодки совершили переход с Северного флота на Тихоокеанский вокруг Южной Америки через все климатические пояса: от Арктики до зоны айсбергов в проливе Дрейка. Поход возглавил командующий флотилией АПЛ Красно-знаменного Северного флота контр-адмирал Анатолий Сорокин, его штаб размещался на борту «К-116». Именно эта лодка первой в мирное время получила звание «гвардейская». Все офицеры и матросы были награждены орденами и медалями. Подобным маршрутом перебазировались на Тихоокеанский флот атомные подводные лодки и в последующие годы.


Сергей Маринцев. Фото автора и из архива Юрия Ефимова.
Читайте также: