Мы гордимся, что дед погиб, защищая такое село!
В этом признался потомок Асватура Багаджиева, который спустя 60 лет нашел могилу своего родственника в Раздоловке Артемовского района. В добротном, газифицированном селе, где сейчас живут 639 человек, есть прекрасный греко-католический храм, отремонтированный Дом культуры, библиотека с Интернетом, детский сад, школа и даже современная, как в городах, детская площадка, на которой с удовольствием играют 115 местных ребятишек.
Память без срока давности
Запись с данными солдата Багаджиева, как и фамилия рядового из Дагестана Усам Буты Шавлукова, появилась в 2011 году на памятнике у братской могилы, где похоронены более тысячи солдат, павших здесь в кровопролитных боях 1942 года. Теперь известны имена 264-х из них…
Делегация из Дагестана, прибывшая в Раздоловку на могилу своего земляка, возложила цветы к скромному, но ухоженному памятнику. Двоюродная внучка героя Сарат, живущая в Макеевке, искала несколько десятков лет в архивах разных сел области место, где нашел последний приют Усам Бута Шавлуков.
- Сразу после войны были составлены списки погибших воинов, там числился и Шаунин Бута Уста. По двум последним словам, которые оказались не именем, а прозвищем, которое означает «отец мастеров», Сарат поняла, о ком идет речь. А то, что посчитали фамилией, обозначает «смелый», «отважный». Получив на свой запрос ответ из военкомата, где было указано место призыва, она сообщила в Дагестан: это действительно он. Почтить память героя приехали не только родственники, но и уважаемые люди со всего Дагестана, - говорит председатель сельсовета Оксана Боровикова.
На митинге у братской могилы они рассказали, что тот имел бронь: был председателем сельсовета, отцом пятерых детей. Но оставаться в тылу не смог себе позволить. А «отцом мастеров» его назвали неспроста: с семилетнего возраста он попал на обучение в Турцию, а к десяти уже слыл в округе искусным золотых дел мастером. Теперь дагестанцы хотят привезти сюда горсть земли, чтобы породнить те места, где родился их уважаемый предок, с тем селом, которое он защищал до последнего вздоха.
Родным считают Раздоловку теперь и потомки рядового Асватура Багаджиева, которые только сейчас смогли найти доказательства, что именно их дед погиб в кровавой мясорубке близ нее, в селенье Николаевка.
Здесь дважды проходила линия фронта
Война корежила судьбы не только тех, кто прошел ее с оружием в руках - все ее тяготы легли и на плечи мирных жителей, переживших оккупацию. История семьи Веры Ефимовны Чуйко трагическое тому подтверждение.
- Мне еще не было и десяти, когда по селу прошла линия фронта: мы оказались на стороне немцев. От бомб и снарядов прятались с мамой, маленьким братиком и двумя сестрами в вырытых траншеях. Боялись даже голову поднять: видели, как «скосило» практически всю нашу пехоту, солдаты падали, как снопы. А танки развернулись и уехали. Выбежали мы в ближний сарай - а тут как громыхнет, и моей 15-летней сестренке снарядом прямо в руку попало. Кое-как перевязали, а к вечеру отец запряг лошадь и отвез ее в артемовский госпиталь, - вспоминает 80-летняя Вера Чуйко.
А потом всё село согнали в лагерь в Северске: видимо, думали, как применять рабочую силу. Отец отправил девчат проведать сестру: они и побежали 20 километров пешком. И застали Вареньку в госпитале уже без руки. Так молодая девушка стала инвалидом. А испытания продолжались:
- Назад я уже еле доползла: шутка ли - столько пройти за день! А наутро нас всех погнали по степи. Отец предположил, что будут отправлять в Германию, поэтому ночью мы потихоньку убежали и обосновались в заброшенном доме в Артемовске, где ему пришлось работать на немцев на кожевенном заводе. Вернулись в село, когда там опять была линия фронта, но мы уже оказались на стороне наших. А во время артобстрела прямо в дороге ранило маму. В госпитале ее так и не спасли: она похоронена в братской могиле.
Вспоминает Вера Ефимовна, как ей пришлось бросить учебу и еще подростком пойти на тяжелую работу в колхоз: в доме на их с отцом попечении остались маленький брат и сестра-инвалид, старшую сестру и брата забрали на фронт. И как пришел бравый солдат-орденоносец Николай, который позвал замуж. И как строили дом, растили сына и дочь, радовались внукам и пра-внукам. Казалось бы, обычная история сельской семьи военного времени. Но именно из таких историй и складывается правда о той войне без прикрас и бравурных маршей.
Хата - как оперный театр
Разнообразные культурные традиции Раздоловки уходят корнями в те времена, когда из-за выравнивания границ с Польшей приехали в эти края жители села Лискувате из Западной Бойковщины. И поселились в нескольких селах Артемовского района, принеся с собой свои обычаи и традиции.
- Когда сюда приехали первые переселенцы, сразу спросили: где клуб и изба-читальня. Уже на следующий год в небольшом помещении они своими силами поставили «Наталку-Полтавку», а на всех праздниках играл духовой оркестр. Строились, обживались, обменивались традициями и обычаями. В 1991 году заложили фундамент греко-католического храма, даже внешне похожего на тот, что был на родине. И теперь тут людно на все праздники, - рассказывает директор местной библиотеки Ирина Погорелова, которая вошла невесткой в дом первой смешанной пары: девушки из Лискувате и коренного раздоловчанина.
А приехавший с Западной Украины 20-летним парубком Алексей Василишин прославил Раздоловку на весь Донбасс: таких мастеров на все руки нужно еще поискать! В его сельской хате всё - от резной лепнины на потолке до всевозможных шкафов - сделано руками хозяина. В гостиной обычного дома вообще, как в оперном театре - всё блестит и отражается!
- Когда работал на железной дороге, многие здания по всей области пришлось украшать. В нашей церкви потолок и киот - моих рук дело. Нравится всё делать самому, чтобы было близко к душе, - говорит Алексей Ефремович, которому в его 81 год не сидится без дела: работать он привык с детства. В десять лет вместе с матерью его угнали в Германию, где приходилось и на хозяина батрачить, и на сахарном заводе взрослые нормы выполнять.
Не отстает в творчестве от стариков и молодая поросль. В семье главы церковного комитета Михаила и преподавателя интерната Елены Стиранец подрастают три «вундеркинда»: старший Дмитрий играет за юношескую футбольную команду Артемовска, отличник, ведущий всех сельских праздников, а Юлия и Алина - певицы, танцовщицы и просто красавицы. Младшая с гордостью заявляет, что она - единственная девочка, которая в этом году пойдет в первый класс: все будущие одноклассники - мальчишки.
- Наша детвора просто «пропадает» в Доме культуры. Там есть вокальный и танцевальный коллективы, постоянно пополняющаяся новыми книгами библиотека, доступный для ребятишек Интернет. А с тех пор, как руками жителей, была построена детская площадка, малышей вообще уже домой не загонишь. Да, у нас нет неблагополучных семей. Возможно, из-за того, что многие ходят в церковь, а может, из-за того, что мы хорошо продумали свободное время и детей, и взрослых, - с гордостью говорит сельский голова Оксана Боровикова, которая сама родилась и выросла в Раздоловке.
Да, можно сетовать на то, что села умирают, иллюстрируя это картинами развалившихся колхозов и разбитых дорог, отсутствием работы и поступлений в местный бюджет. А можно собирать сход села и принимать решения, например, в складчину починить забор на кладбище. И вместо «протирания штанов» в чиновничьем кабинете ежедневно колесить по своему селу, забегая в каждую хату, чтобы узнать о проблемах детей и стариков. Смотря какую поставить цель: умирать вместе с селом или же строить в нем счастливую жизнь, отвоеванную ценой тысяч жизней солдат из разных концов большой страны.
Строчки из детства
Михаил Деркач - поэт, кандидат технических наук, заслуженный строитель Украины. Но главное - уроженец села Раздоловка.
Сегодня мне приснился дивный сон,
Что я бегу раздоловской дорогой
В родной наш дом, построенный отцом,
С надеждой пылкой и большой тревогой.
А мама молодая на крыльце,
Так ласково и нежно обнимая,
Твердила мне с улыбкой на лице:
- Не ушибись, сынок, прошу тебя я!
В отцовском доме я нашел листы:
С косой линейкой прописей тетрадка.
И сердце вдруг зажало, как в тиски, -
Я маме о любви писал украдкой.
Две строчки детским почерком моим
Написаны в далекие те годы,
Когда я, нежно мамою любим,
Ее любовь нес трепетно и гордо.
Весенний дождь хлестал, терзал кусты.
Над нашим домом ветер выл и злился…
Мне этой ночью снилась, мама, ты.
И папа с тобой рядышком приснился.
И захотелось мне вернуться вновь
В то милое и радостное детство,
Где властвовала мамина любовь -
Святое и бесценное наследство…
Глава сельского совета Оксана Боровикова показывает новые записи на мемориальной плите у братской могилы.
Торжественный зал для приема гостей в сельской хате Алексея Василишина.
Елизавета Гончарова. Фото автора.