Внимание: атакует гадюка Никольского!
Южные районы Донецкой области активно обживают каракурты и невиданные здесь доселе гады
Гуляют по грядкам «черные вдовы»
В зоомагазин города Комсомольское входит гражданин почтенного возраста. Поставив на прилавок литровую банку, он перстом обвинителя тычет в ядовито-фиолетовую крышку:
- Что вы скажете по поводу этого безобразия?
- Самка каракурта, - отвечает хозяин магазина, продавец и консультант местной детворы по вопросам живности Эдуард Мирзоян, - именуемая в народе «черной вдовой». В пятнадцать раз ядовитее гремучей змеи. Если цапнет - мало не покажется.
- А я ей голову в пасть совать не собираюсь, - обиделся посетитель. - Пришел узнать, куда мне с этой банкой?
- Извините, но я торжественно поклялся перед жильцами дома, где арендую подвал, что не буду держать здесь ядовитых змей и пауков.
- Ну, тогда потопаю к куму, - решил мужчина. - Примем по чарке, а потом вынесем зловредному насекомому смертный приговор. Будет знать, как шляться по моим грядкам. Кстати, а часто приносят такое добро?
- За это лето вы четвертый. И, надеюсь, последний.
Впрочем, молодой человек малость покривил душой. Когда мы оговаривали время встречи, я попросил подготовить что-нибудь поэкзотичнее - например, каракурта или гадюку Никольского, которые сегодня активно обживают донецкие леса, степи, поймы рек и населенные пункты.
- Гадюку Никольского, - ответил собеседник, - я после тех случаев сплавил.
Как выяснилось, под «теми случаями» Эдуард имел в виду два недавних происшествия. Первое завершилось легким испугом. Едва он открыл клетку, как гадюка освобожденной пружиной вылетела наружу. К счастью, мужчина успел увернуться, и распахнутая пасть прошла в трех сантиметрах от левого уха. Второе происшествие оказалось более драматичным.
- Линька гадюки, - рассказывает Эдуард, - проходила не совсем гладко. Hа голове осталась часть старой кожи, в результате высыхания которой пресмыкающееся просто бы ослепло. Вот я и решил оказать посильную помощь. Однако, поспешая на работу, пренебрег элементарными правилами безопасности, о которых постоянно твержу подопечным, и тут же поплатился за это. До местной больницы добрался своим ходом, а в реанимацию меня уже повезли на «скорой». Давление держалось сорок на ноль, несколько раз терял сознание. Запомнилась брошенная вскользь кем-то из медиков фраза: «Кажется, сейчас наступит летальный исход»… Словом, гадюка Никольского менее всего годится на роль фотомодели. Лучше я захвачу из дома непальскую кобру. А заодно помогу вам встретиться с дочерью Владимира Михайловича Бабаша - Галиной. Того самого, который консультировал сценариста и режиссера фильма «Змеелов» и о котором в Старобешевском районе по сей день слагают легенды.
Скромный магазин в Комсомольском - любимое заведение местной детворы.
А у мужиков дрожали губы
Пусть простят меня представительницы прекрасной половины человечества за желание стать перед Галиной Бабаш на колени. Поверьте, она достойна еще более высоких почестей и знаков уважения. Выросла без матери на Каракалинском питомнике близ Кушки, который снабжал змеиным ядом всю фармацевтическую промышленность СССР.
- Отец вместе с помощниками охотился на гюрз и кобр без выходных и праздников, - рассказывает молодая женщина. - Даст задание мне и старшей сестре Татьяне выщипать траву возле виноградной лозы - а под ней от солнечных лучей спряталась тройка-другая кобр. Так и росли в окружении пресмыкающихся, а не котят.
Во время разговора я заметил, что Галина старается не выставлять на всеобщее обозрение кисть правой руки. Причина уважительная - недостает двух фаланг указательного и одной безымянного пальцев, да и сама кисть выглядит так, словно ее обожгло напалмом.
- Издержки производства, - улыбнулась одними глазами собеседница. - Плоти на дамских пальцах немного, и если они попадаются гюрзе на зуб, то их в конце концов приходится ампутировать.
На боевом счету дочери знаменитого змеелова - более тысячи ядовитых пресмыкающихся, которые в советские времена шли по двадцать пять полновесных рублей за хвост. Впрочем, случалось и так, что пресмыкающееся и змеелов менялись ролями. И тогда уже платил человек. Здоровьем, фалангами пальцев, а то и самой жизнью.
- Гюрзы меня кусали дважды, - признается Галина. - Первый прокол имел место в районе ущелья Гоиндер-Баба. После затяжных дождей небо под вечер прояснилось, и мы с напарником Сашей отправились на маршрут, или, как у нас говорили, сенокос. Только разошлись, как из кустика послышалось шипенье. Раздвигаю ветки и вижу камышового котенка. Совсем малыш, а дает понять, что в руки не пойдет. Да я и не собиралась покуситься на его свободу.
Сенокос начался сразу за перевалом. Буквально на одном пятачке юная гречанка взяла трех крупных гюрз, однако, преследуя четвертую, забыла о наставлениях родителя: «Никогда не бери гюрзу руками, а если вытащила ее за хвост из-под камней, сразу же бросай подальше на землю».
- Интересуетесь, - переспрашивает молодая женщина, - что испытала в момент укуса? Ну, это всё равно что сунуть руку в паровозную топку, чего я, признаться, никогда не делала. Чтобы Александр не запаниковал, окликаю его нарочито спокойным голосом. А гюрза, очевидно, растратив вместе с ядом и злость, не уползает. Наконец напарник опускает на камни свой мешок и садится рядом: «Сенокос удачный, - похвалился он. - Пять гюрз взял». «Вон еще одна под кустиком дожидается, - отвечаю, - забери и ее».
Что здесь началось, словами не передать. Александр побледнел, губы дрожат. Впрочем, другие мужики при нашем появлении в лагере не меньше переполошились. А как же, одна на все племя змееловов девица - и ту не устерегли.
На боевом счету Галины Бабаш больше тысячи только одних гюрз, чье поведение не могут предсказать даже самые опытные змееловы.
В завершение разговора Галина вновь улыбнулась. Как и прежде, одними глазами. И если бы не изувеченная кисть да едва заметные шрамы (тоже последствия укусов), никогда бы не подумал, что эта миловидная дама более тысячи раз один на один сходилась с гюрзой, перед которой наша степная гадюка может показаться дождевым червем.
Хороша кобра тем, что в душу не лезет
Как я имел возможность вскоре убедиться, кобра - тоже не такой страшный зверь, каким его пытаются изобразить распространители панических слухов. По крайней мере, притащенная Эдиком фотомодель не пыталась отгрызть объектив «Canon», хотя могла дотянуться до него без труда. Попозировав таким образом пяток минут, непальская дамочка сложила свой капюшон и отправилась в путешествие по прилавку. Пришлось хозяину доставать подаренный Владимиром Бабашом специальный крючок и водворять непоседу на место. Происходила операция под вопли некоего дяди Вити - приятеля Эдика, который от входной двери интересовался: «Не выползет эта страшилка из ящика?».
- Никакая она не страшилка вовсе, - возразила Галина, давая дорогу юному созданию в светлом платье, которое решительным шагом направлялось к аквариумам. - Кобра, если хотите знать, - самая корректная из всех пресмыкающихся. Она никогда не нападет первой на человека или крупное животное, ведь те неинтересны ей в плане еды. Гюрза, гадюка Никольского могут атаковать без объявления войны, а кобра прежде всего обозначает свое присутствие. Затем, если вы не унимаетесь, она позволит себе пару раз стукнуть по вашему сапогу носом: дескать, не переступай черту, за которой начинаются неприятности.
- Святая правда, - подтверждает Эдик и тут же цитирует на свой лад: «Чем дольше я живу среди людей, тем больше обожаю гадюк». А ведь действительно, гюрза отличается от человека тем, что кусает, не влезая перед этим в душу.
От пресмыкающихся переходим к паукам, в рядах которых безраздельно царствует «черная вдова». Так и не продвинувшийся от входной двери дядя Витя докладывает обществу, что в Мариуполе каракурты покусали троих, и что не далее как на прошлой недели он прихлопнул бейсболкой «стерву, пожирающую собственных хахалей».
- Ну вот, - с грустью в голосе молвил хозяин магазина и консультант детворы, - у нас всегда так. Вначале «мочат», а потом начинают выяснять, что это было - гадюка Никольского или уж, каракурт, а может, безобидный сенокосильщик. Да и потом, если ты не давал живому существу жизнь, не тебе ее и отнимать… Ко мне приводят школьные экскурсии, ребята забегают неорганизованными стайками. И вот, чтобы они не уподобились дяде Вите, я рассказываю, как отличить гадюку от ужа, напоминаю об элементарных мерах предосторожности и вообще учу уважительно относиться ко всему живому, будь то громадный сенбернар или малая козявка.
- Пики! - взорвал нашу беседу детский голосок. - Пики!
- Не пики, а рыбки, - поправила малышку старшая девочка, как оказалось, сестра. - А к ящику со змеей не подходи. Укусит.
Юное создание непонимающе посмотрело на старших. Похоже, девочка даже не подозревала, что на свете существуют каракурты, тарантулы, гадюки Никольского и люди, которые бывают ядовитее всех гюрз, вместе взятых. Но, слава Богу, существуют и те, кому под силу защитить входящего в мир человека от всей этой напасти.
Змеи набрасываются на отдыхающих
Возможно, из-за затянувшейся жары различные гады начали «вести себя неадекватно» на юге Донецкой области. Так, на прошлой неделе спасатели вытащили из моря на городском пляже Мариуполя змею, которая испугала детей из санатория имени Крупской. А в районе Змеиного острова (Новоазовский район) змея принялась в воде бросаться на отдыхающих. Обеих спасатели обезвредили одинаково: оглушили и вытащили на берег, где поместили в банку и отправили на экспертизу. Специалисты советуют отдыхающим быть осмотрительными.
Позирует непальская кобра.
Змеи набрасываются на отдыхающих
Возможно, из-за затянувшейся жары различные гады начали «вести себя неадекватно» на юге Донецкой области. Так, на прошлой неделе спасатели вытащили из моря на городском пляже Мариуполя змею, которая испугала детей из санатория имени Крупской. А в районе Змеиного острова (Новоазовский район) змея принялась в воде бросаться на отдыхающих. Обеих спасатели обезвредили одинаково: оглушили и вытащили на берег, где поместили в банку и отправили на экспертизу. Специалисты советуют отдыхающим быть осмотрительными.
Юрий Хоба. Фото автора.