Пять вершин главного редактора

Александр Бриж с документом, подтверждающим, что «Донбасс» является лучшей региональной газетой Украины.

Более трех десятков лет Александр Бриж отдал изданию, которое вы держите в руках, причем 16 из них он - бессменный рулевой «Донбасса». И, наверное, не случайно у них даже юбилеи - в один год. Но Александр Михайлович на 30 лет моложе. Накануне 65-летия главного редактора самой известной газеты края мы решили вспомнить вершины, которые он покорял.

1. Рано начал читать и работать

Несмотря на трудное и бедное детство (у него было три старших брата и сестра, а отец умер, когда Александр еще и в школу не ходил), он уже в пять лет начал читать. «Проглатывал» сказки при свете керосиновой лампы, чуть позже помогал идущему на класс впереди брату решать задачки. И это была пусть маленькая, но вершина. Равно как то, что свои 18 он отмечал уже с бригадой - в ресторане.

- После неполной средней школы поступил в Славянский техникум на обработку металлов резаньем. Потом нас перевели в Донецк. Учился нормально, был даже старостой группы. Но после второго курса понял - не мое, - рассказывает Александр Михайлович. - Бросил, вернулся в Красный Лиман. Сдал экстерном экзамены за школу. На филфак Харьковского университета не прошел по конкурсу, поэтому попросился на комсомольскую стройку. Так в неполные восемнадцать и оказался в «Донбасс­домнаремонте». Мы меняли стальные конструкции на мариупольских комбинатах им. Ильича и «Азовстали», Енакиевском метзаводе. Даже в грузинском Рустави ремонтировали прокатный стан.

Работа была опасная, тяжелая, но интересная. Пару раз выжил просто чудом.

2. В темноте - по крановой стреле

Строительством занимался и в армии. После землетрясения 26 апреля 66-го, когда в Ташкенте полностью или частично было разрушено более 36 тысяч зданий, именно туда направили Александра и других новобранцев, прошедших в Башкирии ускоренный курс молодого бойца. Но тут - новая беда.

- Произошел взрыв завода по производству ракетного топлива в Уфе. Нас буквально сняли с поезда и - на прорыв, - вспоминает Александр Михайлович. - Два с половиной года мы сперва разгребали горы камней и железа, потом строили новое предприятие. Летом «убивала» жара, зимой было минус 40 с ветром. Земля промерзала почти на метр. Так что траншеи мы не рыли, а рубили, вбивая клинья тяжеленными молотами… Физической работы с тех пор не боюсь.

В армии же получил возможность вечером заниматься в проф­техучилище. За год освоил профессию машиниста башенного крана. Так что к концу службы уже работал на нем. Когда вернулся в Донбасс, устроился по специальности в «Донецкшахтострой». И пять лет возводил дома и копры по всему краю.

- Однажды был такой, как теперь принято говорить, экстремальный случай. Строили мы копер в Торезе. Шла ночная смена. Привезли бетон, вывалили бадью. Я зацепил ее краном и подаю наверх. Вдруг трос соскакивает с блочка, расположенного на конце стрелы. Всё - работа стала. И я, к тому времени уже занимавшийся альпинизмом, полез по стреле. В темноте, без страховки, над пропастью, зажав в руке какую-то железку, - качает головой юбиляр. - Дополз, вправил трос, вернулся в кабину - и работа пошла...

3. Лучше гор могут быть только горы

В 69-м, без отрыва от производства, Александр Михайлович поступил в Донецкий государственный университет на заочное отделение филфака. И тогда же приобщился к альпинизму:

- С клубом «Донбасс» (вот такие параллели с днем сегодняшним) ходил на штурм вершин в Баксанском ущелье (Приэльбрусье, Северный Кавказ). Там располагался один из альпинистских лагерей, где «ковали» покорителей гор. Стал значкистом, потом разрядником. Подготовка была мощная - и теоретическая, и практическая - хождения по скалам, по льду, по снегу, по травянистым склонам, работа с веревками.

- Первую серьезную вершину запомнил навсегда, - твердо говорит главный редактор. - Это была Виа-Тау, высота которой 3742 метра. Технически несложная, скорее призванная проверить выносливость, умение ходить в связках... На восхождение выходили очень рано, пока камни еще схвачены морозцем и не осыпаются. Как же красив восход на леднике! Лучи солнца играют разными красками, словно полярное сияние. Стоишь на вершине, а перед тобой открывается панорама Кавказа - непередаваемое чувство!

На третьем году занятий он покорил пик Гермогенова (3990 м), названный именем погибшего на Эльбрусе альпиниста. Там уже хватало опасных участков, так что восхождение выдалось более сложным. Но Александр был хорошо подготовлен, поэтому и шел впереди всей группы. Позже вместе с Сивцовым они написали книгу об альпинистах Донбасса – «Золотой ледоруб». Объездили Донецкую и Луганскую области, интервьюировали покорителей вершин...

Август 1972-го.  Будущий главный редактор  на пике Гермогенова.
Август 1972-го. Будущий главный редактор на пике Гермогенова.

4. «Мы летели на шаре, птицы были под нами»

Александру Михайловичу доводилось летать на параплане и даже на воздушном шаре. В 2003-м в Крыму, возле Коктебеля, проходили международные соревнования воздухоплавателей. Договорившись с киевлянами - мужем и женой - он поднялся на шаре вместе с ними и наблюдателем состязаний. По их правилам, нужно было поразить импровизированными «бомбами» определенные цели. Чем ближе ляжет такой мешочек, тем лучше. Впрочем, запомнилось не столько метание, сколько парение.

- Поднялись на высоту почти два километра. Открылся вид на горы, море. Мы летели на шаре, птицы были под нами. Это, конечно, здорово! А самый опасный момент - приземление, - подчеркивает главный журналист области. - Главная задача - не попасть на линии электропередач, иначе можно сгореть. На дерево, естественно, тоже садиться нежелательно. Так что важно выбрать ровную площадку. И беречь руки! Их может просто оторвать, ведь корзина валится набок, а шар еще какое-то время тянет ее за собой! Нас пронесло метров десять, так болтало! Но, к счастью, обошлось без травм. А чувство полета запомнилось навсегда...

5. Журналистские пики

Безусловно, самой главной высотой юбиляра стала журналистика. Еще учась на филфаке, Александр Михайлович начал сотрудничать с «Комсомольцем Донбасса». Писал на туристические, рабочие темы. Вскоре его взяли в штат, предложив стать редактором спецвыпуска на ударной стройке в Углегорске, где возводили ГРЭС - тогда самую мощную в Европе. В 74-м он начал работать в газете, покинув кран и альпинизм. Но это была новая вершина, а никак не спуск. Уже в 76-м Бриж возглавил «Комсомолец…»

- Это было замечательное время, - уверяет он. - Газета, которая считалась молодежной, позволяла себе давать острые материалы, показывать зубы. Много шума наделало журналистское расследование Виктора Кузьменко под названием «Пена». Он организовал рейд по пивным барам, везде заказал по паре кружек пенного напитка, а потом «прошелся» по недоливам, некачественному пиву и прочим безобразиям. Как начались ко мне звонки от зав.магов, «друзей» и начальников разного ранга! Я решил отключить телефон и материал ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить прямо в номер. Тогда за публикациями следили, действенность была значительно выше, чем сейчас. Так что порядок наводили долго... Мы много писали о заводах, фабриках, стройках, ветеранах и ударниках. Виделись со знаменитыми Стахановым, Севериновым, известными спорт­сменами, писателями и артистами.

В 81-м главный редактор «Соц. Донбасса» Анатолий Кравченко позвал Брижа в это издание, сказав: «Ну, что, Саша? Хватит тебе ходить в комсомольских штанишках. Переходи к нам на серьезную работу!».

  - Вначале пришлось тяжело. Ведь газета была партийная, переполнялась очень тяжелыми отчетными материалами, - отмечает Александр Михайлович. - 15 лет я отработал заместителем редактора. А в 1996-м принял пост главного у Владимира Веселова. К тому времени мы уже стали «Донбассом», обретя независимость от партийных органов - в августе 91-го, как и Украина.

А удары следовали один за другим (девальвация, кризисы), но «Донбасс» сумел удержаться на вершине. Более того, мы во многом были и остаемся первыми. Пока остальные только думали об этом, у нас уже создали отдел рекламы. Стали открывать приложения - тематические издания, которые вышли на всеукраинский уровень. Выпустили серию написанных нашими авторами книг по саду-огороду. Построили собственную типографию.

- Сейчас много источников информации, но наша  газета уникальная, - подчеркивает Александр Бриж. - Она - качественная, эксклюзивная, непредвзятая. Неудивительно, что по итогам прошедшего года «Донбасс» назван лучшей региональной газетой Украины. Нам есть к чему стремиться. Ведь всегда надо ставить перед собой рубежи, иначе жизнь теряет смысл. Очень хочу отметить 100-летие успешной газеты «Донбасс». Уверен, что мы не просто сохраним ее, но сделаем еще лучше. Она обязательно укрепит свои позиции по тиражу, влиянию на умы людей. И верю - это будет далеко не последний юбилей самого опытного издания края!

Личное дело

Александр Михайлович Бриж родился 10 сентября 1947 г. в Красном Лимане в семье рабочего. В 1975-м окончил Донецкий государственный университет. С 1974-го - сотрудник областной газеты «Комсомолец Донбасса», где прошел путь от корреспондента до редактора.

С 1981 года - заместитель редактора газеты «Социалистический Донбасс», с 1996-го - главный редактор. Именно по его инициативе появились ставшие популярными на всеукраинском уровне «Хозяин», «Зодиак», «Спорт-арена».

Александр Михайлович - автор книг «Золотой ледоруб», «Туристическими маршрутами Донетчины», составитель ряда сборников. Является председателем Донецкого областного союза журналистов, секретарем НСЖУ. Удостоен государственных наград: орденов «За заслуги» II и III степеней, медалей. В 1997 году ему присвоено звание «Заслуженный журналист Украины».

Два сына главного редактора «Донбасса» работают в издательском бизнесе, а младший, шестилетний Иван, в этом году пошел в первый класс.


Андрей Кривцун.
Читайте также: