Бабушки прихорашивались даже в огне

Юрий Гостев готов дать бой очередному огненному ЧП.

Уже четверть века Юрий Гостев спасает родной город президента Украины от пожаров. Да и сам он, как и Виктор Янукович, появился на свет в Енакиеве. Правда, жизнь с МЧС связал не сразу. Накануне своего профессионального праздника начальник караула 36-й государственной пожарно-спасательной части рассказал «Донбассу» о самых жарких схватках с огнем.

Из электрослесарей - в саперы

Вроде бы ничего не сулило Юрию долю спасателя. Родители - шахтеры, сам он после школы пошел в строительное училище на электрослесаря. Когда призвали в армию, после учебки в Прибалтике стал механиком-водителем установки разминирования.

- Наш саперный батальон стоял в пгт Георгиевка (Казахстан), километрах в 200 от знаменитого Семипалатинского полигона, - рассказывает он. - Там то и дело проходили учения, ну, а мы либо помогали их проводить, либо «зачищали» территорию после. Порой по две недели там проводили.

- У кого не было головы на плечах, тот у нас долго не задерживался, - продолжает Юрий Григорьевич. - В основном же ребята были предельно аккуратны. Ведь присказка о том, что сапер ошибается один раз, не на пустом месте взялась.

Для того, чтобы у солдат на учениях была почти боевая обстановка, Гостев со товарищи имитировали взрывы. Причем не только зенитные, но и… ядерные.

- Подрывали фанерную 200-литровую бочку с сажей. Получалось грибообразное облако, - рисует старший лейтенант в воздухе печально известный силуэт. - Увидев его, личный состав срочно облачался в защитные костюмы... После таких взрывов зимой снег на семь километров вокруг черный был.

Вскоре после возвращения из армии Юрий откликнулся на предложение друга идти в спасатели. С мая 87-го он стал одним из бойцов пожарной части, потом - начальником караула.

Тушил завод, сараи и шахтерские бани

Енакиевский металлургический завод его караул тушил три раза. Особенно запомнилось, как полыхал смолоперегонный цех.

- Мы прибыли по сигналу первыми (позже подтянулись ребята из соседних городов и даже из Донецка) и оставались до самой ночи, - делится он. - Полыхали резервуары, где варится смола, ближний газопровод. Нужно было не только сбивать пламя, но и охлаждать конструкции, чтобы они не деформировались под воздействием огня. В дело пошли даже лафетные стволы с крупными насадками (они напоминают пулемет на ножках). Ну и, конечно, пользовались ручным рукавом, который держали два человека, направляя струю куда надо. Такой отпустишь - будет биться, что питон в агонии. Давление ведь - десять атмосфер… Защищать нужно было очень большую площадь, а жар стоял невыносимый. Так что менялись каждые десять минут, иначе - тепловой удар. Бывало, падали почти что без сознания. Но не отступали. Потом, в сторонке, придешь в себя, глотнешь водички, и снова в пекло.

Доводилось биться с пламенем и в тоннелях под заводом, где занялись кабели. И в шахтных поселках, где десятки полных угля сараев по чьему-то недосмотру или злому умыслу превращались в стену огня.

- Отстаивали и горняцкие бани на шахтах им. Карла Маркса и «Ждановской». Одежда, пропитанная угольной пылью, вспыхивала от чьей-то сигареты. И начиналась огненная карусель, - качает головой спасатель. - Пламя скакало с грязной одежды на чистую, окна лопались, начинался переполох. А ведь в том же здании находилась и контора. Мы вырубали электричество, эвакуировали людей, а потом шли внутрь с аппаратами сжатого воздуха (АСВ), потому что дышать из-за дыма было уже невозможно. Проводили разведку, ища тех, кто не смог выбраться, заливали пламя…

Новогодние ужастики и комедии

Не раз приходилось Гостеву дежурить и в новогоднюю ночь.

Накануне зимнего праздника причиной пожаров часто становится выпивка. «Набрались», уснули с непотушенными сигаретами - и не проснулись…

- Как-то спасли мы очередную такую парочку приятелей. Соседи увидели дым, вызвали нас. Мы прибыли, попробовали проникнуть в квартиру через окно, а там - решетки. Пришлось ломом вскрывать дверь. Вбежали внутрь, вынесли на лестничную площадку не только собутыльников, но и кота (он тоже наглотался дыма). Привели в чувство. Котик шатающейся походкой побрел по двору, а мужиков, отравившихся угарным газом, забрала «скорая». Но оба выжили, - подчеркивает Гостев. - А одного такого подвыпившего вытащили из задымленной квартиры (тлело одеяло, угарный газ уже гулял по комнатам) под Новый год. Так он, едва не оказавшийся на том свете, вытряхнул снег, который мы ему за пазуху набросали, чтобы в себя пришел, икнул, кивнул и… пошел к соседям - дальше праздновать.

Еще один новогодний пожар случился в мусоропроводе девятиэтажки. Тот загорелся между четвертым и пятым этажом, все верхние заволокло дымом. Людей, конечно, эвакуировали.

- Мы вызвали лестницу, пробили скопившийся мусор, вылили туда почти тонну воды, - рассказывает начкар. - А жильцы, оказавшиеся на улице, бегают вокруг: «Ребята, давайте быстрее! До Нового года уже всего ничего!». Справились мы где-то без семи двенадцать. Люди рванули продолжать застолье. А мы - дежурство.

Многоэтажное бедствие

Горькие, как дым пожарищ, воспоминания у Юрия Григорьевича - о случаях, когда на пожарах гибли люди. Однажды в конце зимы мчались ранним утром по вызову в поселок домостроительного комбината. Машину занесло на скользкой дороге, застряли. Пошли напролом, таща рукав через бреши в заборах. Дверь в охваченном пламенем доме была закрыта. Когда ее выбили, обнаружили буквально на пороге труп женщины. Внутри - бездыханные тела ее мужа и сына...

В другой раз в том же поселке произошел взрыв газа в четырехэтажном доме. После эвакуации была «минута молчания» - полная тишина, чтобы услышать, если кто-то из-под завалов подает сигналы. Так и вышло - Гостев уловил стук из-под плиты. Оказалось, дедушку придавило шифоньером, а плита легла сверху. Вызвали кран, достали старичка. Позже, потушив загоревшееся сухотравье, старший лейтенант узнал у завхоза, которому пострадавший доводился дедом, что тот умер в больнице от полученных травм и переохлаждения.

Но на каждого погибшего приходится множество спасенных. Как, к примеру, во время пожара, разгулявшегося 4 августа этого года в многоэтажном доме (там же находился терцентр социального обслуживания пенсионеров и недееспособных граждан) по улице Брайляна, 8. В борьбе с огнем, причиной которого стало неосторожное курение, участвовали бойцы МЧС из десяти городов - свыше 100 человек личного состава, 13 автоцистерн, 4 автолестницы, ава­рийно-спасательный автомобиль. Гостев уверяет, что такого масштабного пожара в жилом доме не было за четверть века его службы. Несколько пенсионеров попали в больницу. Казалось бы, чудом удалось избежать жертв. Но чудо это называется - спасатели.

- Когда мы подъехали, наши ребята, развернув лестницу, уже снимали людей с балконов, - рассказывает Гостев. - Мой караул получил задание заняться шестым этажом. Надели аппараты, взяли фонари, рукава - и побежали в дым. За первой же дверью услышали слабенькое: «Помогите!». Внутри была бабулечка, державшая у рта мокрый платок (это помогает бороться с угарным газом). Быстро надели на нее резервный АСВ, подхватили под руки - и к выходу. Передали нашим, которых встретили по пути, - и назад.

В следующей квартире было уже жарче: балкон пылал, гарь заносило внутрь, дым непроглядный, летят искры…

- Я решил накрыть бабушку чем-то, прежде чем выводить. Сорвал со столика то ли скатерку, то ли покрывало, набросил на нее. А она сбрасывает: «Нет, это некрасивое! А на меня же люди будут смотреть… Давайте лучше возьмем оранжевое, с кровати. Покрасивше всё ж таки». Так что передали ее с рук на руки другим бойцам уже нарядную, - улыбается старший лейтенант. - Хозяйку третьей квартиры нашли сидящей на полу, где было меньше дыма. «Ребята, ребята», - тянула к нам руку. А у самой слезы текут. И идти боится: «Там огонь, там дым - сгорю, задохнусь». Я ей: «Бабулечка-красотулечка, как скажете, так и сделаем». И скорее маску надевать. Она чуть подышала, ей полегчало. Сделали мы руки наперекрест, посадили и понесли… В нашем деле нужно быть психологом - уметь успокоить человека в стрессовой ситуации.

Потом, уже на седьмом этаже, после небольшой передышки, они помогли ребятам из 35-й части вынести неходячую старушку весом за 120 кг.

- Из двух покрывал соорудили что-то типа носилок. И тащили вчетвером. Казалось, живот лопнет, - признается Юрий Григорьевич. - Пролеты узкие, идти не-удобно. К тому же на ступеньках приходится поднимать повыше… Но ничего - выдюжили. А ведь опоздай мы на пять-десять минут - она бы задохнулась.

На том пожаре они были до последнего. После эвакуации людей били по огню из лафетного ствола, заливали квартиры изнутри, несмотря на высочайшую температуру, поднимались к то и дело вспыхивающим очагам по автолестнице.

…Провожая Гостева на очередную смену, супруга всегда просит его быть осторожней. Он обещает. Но в пекло пожара идет первым.

- Как я будут смотреть в лицо родителям моих бойцов, если не уберегу ребят? - поясняет…

Спасенные набрасывались и бодались

Вместо благодарности спасателям иногда приходится сталкиваться с агрессией.

- Бывает, приезжаешь тушить пожар, а там пьяные его виновники не дают работать, кидаются драться. Как-то нам даже топором пробили дыру в машине, - делится Юрий Гостев. - Отдельная тема - животные. Было дело, попросили меня собаку достать из канализационного люка. Спустился я. А она здоровая, типа овчарки. Так и бросилась. Хорошо, у меня с собой брезент был - накинул на нее, обвязал веревкой. Вытянули, «распеленали». Она облаяла спасателей и убежала… А один из первых пожаров, на которые я выезжал, произошел в поселке Корсунь. Там горел не только дом, но и сарай. В нем, само собой, живность всякая. Ох и намучились мы с ней! Козы бодались, упирались. Голуби метались туда-сюда, шифер стрелял, коровы мычали, вращая безумными глазами. Позже, когда уже вывели их всех на свежий воздух, шутили, что у коров молоко дымом вонять будет…


Андрей Кривцун.
Читайте также: