В Макеевке живет повелитель времени

Александр Марухненко  демонстрирует свой лучший циферблат.

В его руках оживают даже старинные модели, а недавно часовщик приступил к ремонту экспоната, владельцем которого, по его предположению, был графский род Иловайских, основавших Харцызскую слободу, поселок Дмитриевск, село Зуевку и сам город Иловайск.

Английская классика в нашей провинции

Попав в его обитель, чувствуешь себя в другой реальности, где время остановилось. Множество часов, развешанных на стенах, показывают разное время. Хозяин, Александр Марухненко, оправдывается: «Просто забыл их завести, а так все исправны». Последнее, что попало мастеру в руки, - уникальный циферблат позапрошлого века, который пришлось кардинально переделать.

Этот раритет часовщик называет лучшим из всего, что ему приходилось реставрировать. Но взялся работать только над табло и маятником, от корпуса отказался. Уж больно большой, говорит, а в квартире и так развернуться негде. И неудивительно, ведь это - легендарные английские «Grandfather's Clock» (дедушкины часы).

- Их высота достигает двух метров, - объясняет Александр, - один только маятник - 120 сантиметров в длину, а вес  около 40 килограммов. Бой создают десять молоточков, поэтому звучит он очень солидно. Такие модели считаются английской классикой, тем более что фирма-производитель прекратила свое существование в начале двадцатого века, а сами они были выпущены еще в девятнадцатом. В Великобритании подобные домашние «биг-бены» в почете, и часто передаются из поколения в поколение.

То, что принесли недавно мастеру, можно было назвать разве что пластиной с числами, сплошь покрытой вмятинами и царапинами.

- Пришлось всё выравнивать, обрабатывать поверхность химическими средствами, зато теперь табло переливается, как компакт-диск, - демонстрирует работу. - Хорошо получилось и гранение стрелок, все, как на старинных.

Для  макеевского умельца принципиально важно, чтобы все детали соответствовали эпохе. Он категорически не приемлет современных винтиков и саморезов - все они шлифуются под старину. «Иначе теряется душа и атмосфера, а это сразу бросается в глаза», - уверен реставратор.

Банальный ремонт породил мастера

Еще несколько лет назад Александр и подумать не мог, что обзаведется столь необычным хобби. Первые часы, привезенные еще в середине прошлого века из Германии, ему принесла приемная дочь. Мужчина, сидевший в то время без работы, решил попробовать починить их.

- Менять пришлось не только корпус, но и сам механизм, - вспоминает он. - Возился очень долго, тогда еще не знал, что и как правильно делать, поэтому действовал только логически, опираясь на законы механики. Ведь придумать способ крепления гораздо труднее, чем привести в порядок внешний вид.

Сейчас познания мастера-самоучки в истории часового дела весьма обширны. Ему достаточно беглого взгляда на вещь, чтобы не только определить марку, но и увидеть всю ее историю. Заметив, что моё внимание привлекли резные настенные часы с двуглавым орлом, Александр тут же дает им характеристику:

- Их можно отнести к категории дорогих. Скорее всего, висели в доме какого-то зажиточного купца и стоили не меньше ста царских рублей. Механизм французский (в Российской Империи часовое производство было не развито, и детали обычно завозились из-за границы), но главная ценность этого экземпляра - в корпусе. Он инкрустирован серебром и бронзой, а циферблат выполнен из мрамора. Попали они ко мне в плохом состоянии. Почти всё пришлось менять, чтобы придать им безупречный вид. Впрочем, делать это для меня - одно удовольствие. Каждый раз я изобретаю что-то новое - способ нанесения краски, эмалировку,  рисунок.

Несмотря на свое увлечение, сам Марухненко старые часы практически не коллекционирует. У него «поселяются» лишь редкие экземпляры. Например, американские каминные, 1882 года выпуска. Полностью сделанные из чугуна, с бронзированными вставками, попали в руки часовых дел мастера в виде смятых деталей. Сейчас они красуются на полке в гостиной.

Неожиданные открытия

Реставрация часов не только приносит удовольствие, но и помогает узнавать много нового. Однажды «черные археологи» принесли макеевчанину походные часы «Kienzle», которые были популярны среди немецких офицеров во время Второй мировой. Как оказалось, сделаны они были настолько качественно, что после того, как шестьдесят лет пролежали в земле, испортились только кожаный чехол и циферблат, детали остались целы.  

Еще интереснее история с попавшими недавно в мастерскую старинными часами с кукушкой производства Генри Мозера. Пока их происхождение только устанавливается, но Александр предполагает, что это один из экспонатов коллекции графа Иловайского. Работа предстоит необычайно сложная. Развалившийся механизм предстоит собрать воедино, не используя при этом современных элементов. Каждые пятнадцать минут появлялся тетерев и «выдавал» трель, раз в полчаса - две трели, когда стрелка достигала двенадцати - четыре. Затем на смену приходила кукушка и «сообщала» точное время.

Александр настолько привык жить среди ценных экземпляров, что уже не представляет, как можно иначе.

- Всё проходит, - рассуждает он, - из моды выходит дорогостоящая техника, автомобили - то, на что мы копим чуть ли не всю жизнь. А эти вещи прожили века и еще столько же сохранятся. Сколько я уже отремонтировал - не сосчитать, и все сейчас украшают чьи-то жилища. Приятно сознавать, что после тебя останется такой след.


Марина Самара. Фото автора.
Читайте также: