В Краматорске выпустили уникальные машины для дорожников, металлургов и химиков

Завершается сборка  очередной щебнеочистительной машины RM-80 для «Укрзалізниці».

Старокраматорский машзавод (СКМЗ) как родоначальник машиностроения в регионе с уверенностью смотрит в будущее. Непростая судьба этого предприятия выковала у его тружеников твердый характер, волю к победе и умение с честью выходить из сложных ситуаций.

Сохранили кадры и технику

Выстояв в кризисные годы, машиностроители не потеряли квалифицированных конструкторов, технологов и рабочих, сберегли заготовительное, механосборочное и сварочное производства, оснащение для термообработки, контроля и испытаний продукции. Сегодня они реализуют спектр проектов, сделав большой шаг в развитии железнодорожной техники и выйдя на новый уровень производства металлургического оборудования.

- Главное - то, что мы конкурентоспособны, можем поставлять на профильный рынок востребованную продукцию, - пояснил «Донбассу» гендиректор, глава правления ПАО «СКМЗ»  Юрий Бондарь. - Нас отличают от родственных структур короткие сроки изготовления, качество, удовлетворяющее покупателя,  и конкурентные цены. Мы успешно участвуем в тендерах, где конкурируем с двумя десятками известных фирм.

Несмотря на проблемы в машиностроении, СКМЗ успешно работает. Причем его продукцию ждут не только в Украине, но и за рубежом. Сегодня, когда не каждое предприятие похвалится загрузкой мощностей, старокраматорцы загружены заказами по механообработке и по сборке до конца года. И зарплата выплачивается два раза в месяц.

- Мы приучили персонал к стабильности, - подчеркнул Бондарь. - Работники знают, что вовремя получат зарплату. К нам возвращаются те, кто вынужденно покинул завод по финансовым причинам. Здесь трудятся закаленные, привыкшие ко всему люди. Если опустить руки, можно погубить дело. Чтобы выжить, надо думать,  какие машины изготовлять и как продать с выгодой.

Вышли на новый рынок

В 2010-2011 годах заводчане были загружены заказами на изготовление запчастей и простых деталей, а в этом СКМЗ впервые вошел в рынок машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), получив заказ от металлургов «Азовстали».

- Это абсолютно новое направление, в нем - наше будущее, - говорит Бондарь. - Заказ выполним точно и в срок - к концу ноября, и докажем металлургам, что мы - серьезная структура, с которой не могут конкурировать малые фирмы - поставщики запчастей.

К слову, на рынке запчастей, модернизации и реконструкции МНЛЗ действуют сильные конкуренты в России и Украине. Но преимущество СКМЗ для металлургов Алчевска и Мариуполя - в близости поставок крупногабаритных деталей.

- Мы понимаем проблемы заказчиков, - уточнил руководитель. - Если есть партнер, который не сорвет инвестиционную программу, то с ним хочется работать долго. И таких у нас уже много в Украине,  России и Польше.

Нашли общий язык с поляками

Заводчане изготовили и поставили на польский коксохимический комбинат «Виктория» уникальный электровоз. У коксохимиков и машиностроителей родился общий замысел: чтобы удешевить проект и эксплуатацию новинки, старокраматорские конструкторы применили гидравлическое оборудование польских изготовителей. Затем готовый электровоз разобрали, вывезли в Польшу и собрали у заказчика силами заводчан (гидравлика и электрическая часть - с участием польских партнеров).

- Идеология заказа и проект - наши, поэтому и стоит на новинке логотип: «СКМЗ», - продолжает гендиректор. - Агрегат изготовили в рекордно короткий срок (два с половиной месяца!). Под новый 2012-й год подписали приемо-сдаточный акт. В этом году заключили контракт еще на один электровоз. Нашему партнерству верят и высоко его ценят, ведь поляки могли бы заказать новинку в Чехии или Германии. Срок поставки более совершенного электровоза - начало декабря. Так что уже в этом году он примет рабочую нагрузку. Подобную технику завод выпускал и прежде, но не поставлял в страны Евросоюза.

Секрет побед

- В этом году расширяем ассортимент железнодорожных машин с фирмой «Plasser & Theurer» (Австрия) - партнером в оснащении техникой нашего главного заказчика - «Укрзалізниці», - делится руководитель. - Заключили контракт на выпуск уникальной машины непрерывного действия с интегрированной платформой и стабилизирующим устройством. Австрийцы поставляют комплектующие, главным образом гидро- и электрооборудование, а мы изготавливаем всю механическую часть и собираем агрегат.

В 2012-м завод отгрузил дорожникам две машины типа ВПР. В стадии завершения - еще два агрегата для очистки щебня. За последние 13 лет СКМЗ подобных прорывов не делал. И это говорит о высоком потенциале завода.  

В 2013 году заводчане выпустят уникальный тип усиленной машины «Dinamik-3X». Этот агрегат будет намного совершеннее уже освоенных заводчанами моделей.  

- У нас трудится полторы тысячи специалистов разного уровня, но мы нуждаемся в станочниках и высококвалифицированных сборщиках, - сообщил директор по общим вопросам Василий Хрупин, с которым мы прошлись по гудящим заводским цехам. - Хотя если сравнить прошлый и этот год, штат остался прежним, а объем производства и продаж вырос в полтора раза. Секрет в том, что мы освободили себя от непроизводственных затрат и решения несвойственных задач.

Гендиректор освоил зарубежный опыт. И других к нему приобщает

Год назад СКМЗ, основанный в 1896 году бельгийскими предпринимателями, отметил 115-летие. В канун юбилея завод возглавил Юрий Бондарь, вернувшийся в Украину из Польши, где трудился вице-председателем правления компании ISD Polska

Sp. zo.o. До выезда за рубеж нынешний руководитель работал директором металлургического производства и зам. главного инженера по новой технике на НКМЗ.

В прошлом году Бондарь решил обучать своих работников за границей, у партнеров.

- Надо учиться у европейских производителей, - подчеркнул Юрий Григорьевич. - У людей формируется новое отношение к делу, растет кругозор. Ведь поляки тоже ездят за рубеж работать, изучают языки. И мы решили сделать прорыв в этом деле...

- Я побывал в Польше в составе бригады по сборке техники, - сообщил, оторвавшись на минуту от дела, механосборщик Артур Корчевский. - Там иная производственная культура, я  открыл для себя много нового.

Организаторы машиностроения считают гендиректора,  главу правления ПАО «СКМЗ» Юрия Бондаря сильным лидером.

Организаторы машиностроения считают гендиректора,  главу правления ПАО «СКМЗ» Юрия Бондаря сильным лидером.

Постоянно наращивают качество

Старокраматорцев по праву считают лидерами в производстве традиционной товарной номенклатуры. Но наука не стоит на месте: в заводских цехах освоили выпуск более совершенных агрегатов продольной, поперечной и комбинированной резки горяче- и холоднокатаных стальных полос, а также запчастей для их модернизации. Заказчиков удивляют свойства новых профилегибочных машин для изготовления волнистых и гофрированных профилей из разных металлов.

Завод наращивает качество и свойства грузоподъёмной техники - мостовых кранов разного назначения и перегружателей. Для улучшения магистралей «Укрзалізниці» совершенствует свойства машин для механизированного ремонта и содержания дорожного полотна. Металлурги страны получают комплексы для доменного и агломерационного производств, правки и резки листового и сортового проката и труб, листовые и сортовые ножницы, изготовленные по индивидуальным заказам.


Сергей Маринцев. Фото автора.
Читайте также: