В Краматорске выпустили уникальные машины для дорожников, металлургов и химиков
Старокраматорский машзавод (СКМЗ) как родоначальник машиностроения в регионе с уверенностью смотрит в будущее. Непростая судьба этого предприятия выковала у его тружеников твердый характер, волю к победе и умение с честью выходить из сложных ситуаций.
Сохранили кадры и технику
Выстояв в кризисные годы, машиностроители не потеряли квалифицированных конструкторов, технологов и рабочих, сберегли заготовительное, механосборочное и сварочное производства, оснащение для термообработки, контроля и испытаний продукции. Сегодня они реализуют спектр проектов, сделав большой шаг в развитии железнодорожной техники и выйдя на новый уровень производства металлургического оборудования.
- Главное - то, что мы конкурентоспособны, можем поставлять на профильный рынок востребованную продукцию, - пояснил «Донбассу» гендиректор, глава правления ПАО «СКМЗ» Юрий Бондарь. - Нас отличают от родственных структур короткие сроки изготовления, качество, удовлетворяющее покупателя, и конкурентные цены. Мы успешно участвуем в тендерах, где конкурируем с двумя десятками известных фирм.
Несмотря на проблемы в машиностроении, СКМЗ успешно работает. Причем его продукцию ждут не только в Украине, но и за рубежом. Сегодня, когда не каждое предприятие похвалится загрузкой мощностей, старокраматорцы загружены заказами по механообработке и по сборке до конца года. И зарплата выплачивается два раза в месяц.
- Мы приучили персонал к стабильности, - подчеркнул Бондарь. - Работники знают, что вовремя получат зарплату. К нам возвращаются те, кто вынужденно покинул завод по финансовым причинам. Здесь трудятся закаленные, привыкшие ко всему люди. Если опустить руки, можно погубить дело. Чтобы выжить, надо думать, какие машины изготовлять и как продать с выгодой.
Вышли на новый рынок
В 2010-2011 годах заводчане были загружены заказами на изготовление запчастей и простых деталей, а в этом СКМЗ впервые вошел в рынок машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), получив заказ от металлургов «Азовстали».
- Это абсолютно новое направление, в нем - наше будущее, - говорит Бондарь. - Заказ выполним точно и в срок - к концу ноября, и докажем металлургам, что мы - серьезная структура, с которой не могут конкурировать малые фирмы - поставщики запчастей.
К слову, на рынке запчастей, модернизации и реконструкции МНЛЗ действуют сильные конкуренты в России и Украине. Но преимущество СКМЗ для металлургов Алчевска и Мариуполя - в близости поставок крупногабаритных деталей.
- Мы понимаем проблемы заказчиков, - уточнил руководитель. - Если есть партнер, который не сорвет инвестиционную программу, то с ним хочется работать долго. И таких у нас уже много в Украине, России и Польше.
Нашли общий язык с поляками
Заводчане изготовили и поставили на польский коксохимический комбинат «Виктория» уникальный электровоз. У коксохимиков и машиностроителей родился общий замысел: чтобы удешевить проект и эксплуатацию новинки, старокраматорские конструкторы применили гидравлическое оборудование польских изготовителей. Затем готовый электровоз разобрали, вывезли в Польшу и собрали у заказчика силами заводчан (гидравлика и электрическая часть - с участием польских партнеров).
- Идеология заказа и проект - наши, поэтому и стоит на новинке логотип: «СКМЗ», - продолжает гендиректор. - Агрегат изготовили в рекордно короткий срок (два с половиной месяца!). Под новый 2012-й год подписали приемо-сдаточный акт. В этом году заключили контракт еще на один электровоз. Нашему партнерству верят и высоко его ценят, ведь поляки могли бы заказать новинку в Чехии или Германии. Срок поставки более совершенного электровоза - начало декабря. Так что уже в этом году он примет рабочую нагрузку. Подобную технику завод выпускал и прежде, но не поставлял в страны Евросоюза.
Секрет побед
- В этом году расширяем ассортимент железнодорожных машин с фирмой «Plasser & Theurer» (Австрия) - партнером в оснащении техникой нашего главного заказчика - «Укрзалізниці», - делится руководитель. - Заключили контракт на выпуск уникальной машины непрерывного действия с интегрированной платформой и стабилизирующим устройством. Австрийцы поставляют комплектующие, главным образом гидро- и электрооборудование, а мы изготавливаем всю механическую часть и собираем агрегат.
В 2012-м завод отгрузил дорожникам две машины типа ВПР. В стадии завершения - еще два агрегата для очистки щебня. За последние 13 лет СКМЗ подобных прорывов не делал. И это говорит о высоком потенциале завода.
В 2013 году заводчане выпустят уникальный тип усиленной машины «Dinamik-3X». Этот агрегат будет намного совершеннее уже освоенных заводчанами моделей.
- У нас трудится полторы тысячи специалистов разного уровня, но мы нуждаемся в станочниках и высококвалифицированных сборщиках, - сообщил директор по общим вопросам Василий Хрупин, с которым мы прошлись по гудящим заводским цехам. - Хотя если сравнить прошлый и этот год, штат остался прежним, а объем производства и продаж вырос в полтора раза. Секрет в том, что мы освободили себя от непроизводственных затрат и решения несвойственных задач.
Гендиректор освоил зарубежный опыт. И других к нему приобщает
Год назад СКМЗ, основанный в 1896 году бельгийскими предпринимателями, отметил 115-летие. В канун юбилея завод возглавил Юрий Бондарь, вернувшийся в Украину из Польши, где трудился вице-председателем правления компании ISD Polska
Sp. zo.o. До выезда за рубеж нынешний руководитель работал директором металлургического производства и зам. главного инженера по новой технике на НКМЗ.
В прошлом году Бондарь решил обучать своих работников за границей, у партнеров.
- Надо учиться у европейских производителей, - подчеркнул Юрий Григорьевич. - У людей формируется новое отношение к делу, растет кругозор. Ведь поляки тоже ездят за рубеж работать, изучают языки. И мы решили сделать прорыв в этом деле...
- Я побывал в Польше в составе бригады по сборке техники, - сообщил, оторвавшись на минуту от дела, механосборщик Артур Корчевский. - Там иная производственная культура, я открыл для себя много нового.
Организаторы машиностроения считают гендиректора, главу правления ПАО «СКМЗ» Юрия Бондаря сильным лидером.
Постоянно наращивают качество
Старокраматорцев по праву считают лидерами в производстве традиционной товарной номенклатуры. Но наука не стоит на месте: в заводских цехах освоили выпуск более совершенных агрегатов продольной, поперечной и комбинированной резки горяче- и холоднокатаных стальных полос, а также запчастей для их модернизации. Заказчиков удивляют свойства новых профилегибочных машин для изготовления волнистых и гофрированных профилей из разных металлов.
Завод наращивает качество и свойства грузоподъёмной техники - мостовых кранов разного назначения и перегружателей. Для улучшения магистралей «Укрзалізниці» совершенствует свойства машин для механизированного ремонта и содержания дорожного полотна. Металлурги страны получают комплексы для доменного и агломерационного производств, правки и резки листового и сортового проката и труб, листовые и сортовые ножницы, изготовленные по индивидуальным заказам.
Сергей Маринцев. Фото автора.