Никас Сафронов ищет донецкого шахтера
Ведущего российского живописца наших дней жители Донбасса знают не хуже, чем звезд шоу-бизнеса.
«Это же известный художник! - авторитетно заявил мне знакомый байкер. - Он уже всех знаменитостей нарисовал!». Действительно, в список работ Никаса Сафронова входят портреты Майка Тайсона, Элтона Джона, Стинга, Роберта де Ниро, Хулио Иглесиаса, Софи Лорен, а также большей части артистов и политиков постсоветского пространства.
Сбежал из больницы и потерял деньги
Однако широким массам Сафронов знаком не столько благодаря своим полотнам, сколько репутации самого дорогого и скандального художника современности: на мировых аукционах его картины продаются за сотни тысяч долларов, в это же время он обвиняется в обмане «Эрмитажа», тиражировании копий картин и даже... изнасиловании.
Вот эту картину «Волшебный взгляд ночи из глубины зеленого сада» желает приобрести Донецкий художественный музей. А Сафронов рекомендует другую - мистическую
Все эти темы художник прокомментировал лично, опроверг обвинения, объясняя их завистью. Заявил, что главная его заслуга - в изобретении новой техники, которую он назвал «дрим-вижин»: «Это состояние за 15 минут до пробуждения, когда ты видишь свой сон, он размытый, но ты еще помнишь очертания. Это многослойная живопись в стиле импрессионистов», - сообщил Никас и рассказал, как оказался в Донецке:
- Когда-то я встретился в Москве с вашим губернатором Андреем Шишацким, и он предложил сделать выставку. Сегодня, кстати, мы с ним до пяти утра общались: нашли общий язык. Донецк мне очень понравился: красивый город, с характером, наполненный энергией. Надеюсь, мы будем дружить, и я смогу приезжать регулярно.
Затем Сафронов ответил на вопросы обозревателя «Донбасса».
- Никас, вы сделали специальную подборку картин для Донецка или не стали «заморачиваться» и привезли то, что уже недавно показывали в Одессе?
- Вообще я постарался дополнить, но основа - та же. Причина не в моей лени, а в проблемах с таможней, Всякий раз, когда я везу картины в Украину - это кошмар. Сначала не впускают, а потом не выпускают. Вот и в этот раз - мы вроде бы учли предыдущий опыт, но, оказывается, не весь. Так что я бы с удовольствием обновлял - я же постоянно пишу новые работы, и мне есть чем пополнить экспозицию. Но проблема ввоза...
- Значит, покупать ваши работы нельзя? Иначе от выставки ничего не останется...
- Нет-нет, этот вопрос мы решим, мы найдем чем заменить! - Сафронов принялся так энергично переубеждать, что стало ясно: к нам он пожаловал скорее для того, чтобы найти новых клиентов, чем приобщить массы к искусству. - Кстати, мы уже обсудили возможное приобретение одной-двух картин вашим художественным музеем. Для этой выставки я брал только те работы, которые находились в моей студии. Поэтому, с одной стороны, получилось эклектично, с другой - полезно, что люди видят разные жанры.
- Вы упомянули, что общались с губернатором до пяти утра. Значит, и в поездках соблюдаете привычный образ жизни? Знаю, что до 11 вечера вы посещаете вечеринки, а в полночь садитесь за мольберт и работаете до семи утра...
- Да, только в поездках я больше общаюсь, но всё равно делаю какие-то зарисовки, наблюдения записываю. Иногда беру с собой интервью на правку: обо мне часто такое пишут, что вообще не соответствует действительности!
- Сегодня для вас уже придумана программа?
- А я вас приглашаю на ужин сегодня. Я чувствую, что мы неравнодушны друг к другу. Хоть я и с фингалом…
- Я знаю, как он образовался, меня это не смущает. (Смутило меня совсем другое: известно, что 56-летний дважды разведенный Сафронов ну очень любвеобильный мужчина. - Прим. И.П.)
- Спасибо. Да, я был в аварии. Это мой ангел-хранитель Николай Чудотворец, один из самых почитаемых в России и Украине, спас меня. Вообще я сейчас должен быть в больнице. Из-за того, что я оттуда уехал, потерял 40 тысяч евро, которые мне должны были выплатить по страховке. Но я сказал: «Да пошли они!» И отправился в Донецк, потому что у меня были обязательства.
Никас Сафронов демонстрирует свою самую загадочную картину.
Софи Лорен моя спальня понравилась
- Никас, как чаще бывает: вы предлагаете известному человеку написать его портрет, или знаменитости сами выстраиваются к вам в очередь? И как часто героями ваших полотен становятся простые люди?
- О, вам прямо все подробности расскажи! Так я потеряю клиентов! (смеется). Если мне человек интересен, то я заявляю об этом, присылаю ему свои работы и обычно получаю согласие. Это мы говорим не о деньгах. А когда за деньги... Мне предлагают, я приезжаю и пишу. Была пара случаев, когда я возвращал гонорар, отказываясь работать с клиентом: не люблю уж очень глупых и чванливых людей. Кстати, в Донецке есть достаточное количество тех, кто мог бы стать моими потенциальными клиентами. Буду рад! Но вообще мне бы хотелось… Давайте вместе выберем какого-нибудь героического шахтера, и я напишу его портрет!
- За деньги?
- О чем вы говорите? Бесплатно! Нам надо вместе подумать, и я это сделаю. Вот завтра я собираюсь спуститься в шахту, чтобы проникнуться атмосферой.
- Если вернуться в вашу реальность... Вы как-то сказали, что в вашем доме есть гостевая спальня для Софи Лорен. Она там уже была?
- Да, приезжала, ей понравилось. А давайте вы сами приедете и оцените! Поживете несколько дней. Напишете потом в статье: «Спала жестко». «Тоже мне, принцесса на горошине!» - скажу я (смеемся).
Софи Лорен - одна из самых популярных героинь Сафронова.
…После общения Сафронов и журналисты отправились в художественный музей - открывать выставку. Кроме нас, в залах уже толпилось сто-о-олько людей, что просто идти рядом с художником, слушая его комментарии к работам, было очень сложно: поклонники буквально сминали друг друга! Казалось, нервы у гостя вот-вот не выдержат, и он скажет: «Всем пока!» Но не тут-то было! Художник, привычно лавируя между фанами, провел несколько персональных экскурсий для высокопоставленных гостей, включая супругу губернатора, а затем отдался народной любви: позволил зажать себя в уголке и в течение двух часов отвечал на вопросы, раздавал автографы, фотографировался с простыми посетителями. Такими, которые уж точно не являются его потенциальными клиентами.
Пожалуй, именно это произвело на меня наибольшее впечатление. Особенно после того, как я уточнила у племянника Никаса, как часто он видит подобное. Или это просто показуха для Донецка?
- Да каждый раз, когда Никас открывает свою выставку, мы его теряем, - засмеялся Игорь. - Я уже привык и не бросаюсь «спасть» его от поклонников.
Что касается картин для донецкого музея, то Сафронов порекомендовал приобрести самую мистическую его работу: когда-то он писал портрет 15-летнего парня, который погиб. И, пока художник дорабатывал полотно, на обратной стороне холста появился блеклый портрет мужчины средних лет. «Это точно не моих рук дело!» - утверждает живописец. А вот музей проявил интерес к другому полотну: его фотографию мы разместили на первой полосе.
Как стало известно «Донбассу», за время пребывания в городе продать картины, спуститься в шахту и найти горняка-героя для своих полотен Сафронову не удалось. Так что через две недели он планирует к нам вернуться.
За Януковича так и не заплатили
Рассказывая о своем опыте работы с украинскими клиентами, Сафронов вспомнил, как писал портрет президента Януковича:
- Заказчиком выступил Азаров. Я приезжал, Виктор Федорович позировал. Так получилось, что портрет стал подарком для страны: мне за него денег так и не заплатили. К предложению нарисовать вашу девушку с косой я подошел осторожно. В ней что-то было, с одной стороны, интересное для художника, с другой - что-то провокационное. Вообще я побоялся, что попаду между каких-то политических жерновов, и это будет неправильно. Я не хочу терять Украину, и я решил, что не буду рисковать.
Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Точка зрения
Ремесленники вытесняют творцов
Приезд в Донецк Никаса Сафронова всколыхнул в обществе интерес с «картинной» теме. Поделиться размышлениями о тенденциях современной живописи мы попросили нашего прославленного земляка, народного художника Украины Владимира ШЕНДЕЛЯ.
- Если откровенно, меня не впечатляет современное искусство. Скорее разочаровывает, - признался он «Донбассу». - Отношение к нему стало потребительским, скатилось к вкусовщине. Молодые художники могут прекрасно владеть техникой и рисунком, но убивают в себе истинное мастерство, начиная писать не с натуры, а по фотографиям. А это уже не творчество, а ремесленничество. В таких картинах всё выверено, точно, красиво, но - полное отсутствие души, жизни. Можно, конечно, совать акул в формалин или усыпать платиновый череп бриллиантами, как британец Дэмиен Херст, получивший за эти «творения» миллионы. Или использовать в своих лубочных картинах драгоценные и цветные металлы - золото, бронзу и медь, лаки специального состава, которые наносятся поверх масла на холст (этим отличается живущий сейчас в США и очень раскрученный Юрий Горбачев, выставлявшийся в этом веке и в Донецке). Но всё это просто игра на зрителя. Броская, но бесчувственная. Как кусок обоев, вставленный в шикарную раму.
По мнению Владимира Степановича, настоящие художники, когда пишут пейзаж, портрет, натюрморт, пропускают всё это через себя. Не делают снимок или стоп-кадр, а выхватывают саму жизнь, бегущую мимо или застывшую на столе розовощекостью ядреных яблок.
- Новомодные же «рисовальщики» перестали искать, жадно ловить глазами неповторимые мгновения. Они не спускаются в шахту, не ходят на завод, не плывут с рыбаками, чтобы почувствовать, как скрипит на зубах угольная пыль, шипят на спецовке искры, хлещет по щекам соленой плетью морской ветер. Гонятся не за интересным сюжетом, а за деньгами. Ищут не собственную манеру, а заказчиков. А искусство не терпит легкого отношения к нему. Если художник отходит от него на шаг, оно от него - сразу на десять. Великий Михаил Булгаков писал: «Мастер мастерит, а художник - творит», - напоминает Шенедль, создавший 70 иллюстраций (семь живописных, остальные - графика) к бессмертному роману «Мастер и Маргарита». - Но мастерство и творчество всё чаще подменяется откровенной халтурой.
Беда и в том, сетует Владимир Степанович, что у нас уже много лет отсутствует серьезная художественная критика. Раньше этим занималось управление культуры, были грамотные искусствоведы, зрители выражали свое отношение к той или иной выставке. Сейчас же всё сводится к пению дифирамбов, а глубину работ никто не обсуждает.
Андрей Кривцун.