Танцы на колясках дарят инвалидам крылья

Бронзовые призёры Украины в танцах на колясках Дмитрий Матвейчук и Маргарита Халявина оттачивают вальс, который продемонстрируют 3 декабря, в Международный день инвалидов, в финале городского фестиваля «Смотри на меня как на равного».

В донецком ДК им. Куйбышева люди, получившие удары судьбы, демонстрируют чудеса силы духа

Заведующий отделом по делам семьи, молодежи и культуры Ворошиловского райсовета Донецка Максим ШВЕДОВ начал заниматься танцами 32 года назад (с семи лет) по настоянию мамы, так как были проблемы с осанкой. Несколько раз пытался бросить это дело, но снова и снова возвращался - и работая токарем на ДМЗ, и получая экономическое образование в вузе, и возглавив культуру центрального района столицы края.  С сентября 2011-го в ДК им. Куйбышева он учит танцевать людей, прикованных к инвалидным коляскам. С этим необычным человеком и его сильными духом подопечными мы пообщались накануне Международного дня инвалидов, который отмечается 3 декабря.

- Максим, как вы и колясочники нашли друг друга?

- Как и большинство людей, видевших инвалида, я раньше думал: «Что буду делать, если, не дай бог, со мной такое случится?». А однажды посмотрел показательные выступления пары колясочников на одном из чемпионатов по спортивным танцам. Это было поразительно! Толчком стал и случай в супермаркете: мой пятилетний сын подбежал к девушке на коляске, желая её пожалеть из-за того, что у неё «болят ножки». Я отвлек ребёнка, но так и не смог объяснить, почему ему не стоит подходить с подобными вопросами к инвалиду. И поймал себя на мысли, что не знаю, как себя с ними вести… А узнать хочу. Возможность представилась, когда в прошлом году готовил сценарий карнавального шествия, посвящённого Дню города. Хотелось сделать это как-то необычно… И мы начали работать с инвалидами. Тренировались, оттачивали движения (ведь вместе с колясочниками должны были выступать роллеры и байкеры). Всё получилось, после карнавала была масса положительных эмоций. Чтобы их не терять, начали занятия танцами. К сожалению, всего раз в неделю (крайне редко - два), чему виной мой плотный рабочий график, а также транспортные сложности. Сейчас занимается десять человек с разных уголков города. Для некоторых колясочников спуститься во двор - проблема, не говоря уже о том, чтобы проехать через пол-Донецка. Легче стало благодаря инватакси, которое работает с сентября. Огромную помощь оказывают и сотрудники возглавляемого Андреем Логвиненко Управления общественной безопасности горуправления милиции. Часто на своём транспорте они подвозят ребят, помогают стаскивать и затаскивать колясочников на верхние этажи, снимают с поезда, когда возвращаемся из поездок…

- Просто танцы и танцы на колясках - совсем не одно и то же. Где изучали технологию, что нового привнесли сами?

- Начинал с нуля. Прогресс пошёл, когда в донецком «Инваспорте» мне выделили коляску. Пересев в неё, стал адаптировать движения спортивных бальных танцев под специфику подопечных. Жёстких правил и методики нет, главное - то, что делаем мы, должно быть максимально похожим на действия профессиональн ого танцора. Чего достичь по определённым причинам весьма непросто. Ещё мне помогли представители киевского «Инва-спорта», пригласив к себе на сборы. А российские танцоры-колясочники снабдили необходимой литературой. Перерыл Интернет. В технике - поле непаханое, но я пытаюсь нащупать нечто новое, что поможет ребятам максимально быстро освоить танец. Сделать так, чтоб публика видела именно его, восхищалась им, не делая скидку на инвалидность исполнителей.

- Как притирались с учениками?

- Притирка происходит до сих пор. Характеры у всех разные, ведут себя порой как дети. Бывает, обижаются... Для меня это обычные спортсмены, избравшие не совсем обычный вид танцевального самовыражения. Но не из всех удается «выбить инвалида». Те, кто наслаждается жалостью к себе, у нас долго не задерживаются. Иногда тренировки проходят на ура, а, случается, вырвется слово, напоминающее о травме, и «якорь» срывается, теряешь танцора... Но вскоре появляются новые. Несмотря на то, что у нас нет спонсоров и целевого финансирования (а это очень бы помогло), мы всегда рады тем людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые решаются выбраться из своего маленького мирка и попробовать расправить крылья в коллективе. Если имеются желающие, пусть обращаются в общественную организацию «Донецкая городская ассоциация инвалидов «Шаг за шагом» (095-173-25-36, 305-38-75).

- Какого типа постановки делаете?

- Стараемся выступать во всевозможных жанрах и категориях (сольный танец, парный, ансамбль), чтобы получить максимальную практику и набраться опыта. Трудиться приходится много. Спина болит, руки до мозолей стираются однозначно, а вот мини-травмы чаще получаю я, когда кто-то в коляске, к примеру, проезжает по ногам или сталкиваются, а я - между ними. Коляски у ребят обычные, запорожские, весом под 20 кг, тогда как танцевальная - семь-девять. Так что грациозно передвигаться тяжело, особенно девушкам. Очень бы хотелось новых костюмов и специальных колясок, но это - дорогое удовольствие. Обычная стоит пять-семь тысяч, а танцевальная - в три-четыре раза дороже.

- Чему научились у своих подопечных?

- Терпимости с большой буквы, умению сопереживать чужому горю, а не жалеть, быть сильным. Мы занимаемся немногим больше года, а уже имеются определённые успехи. Ребята стали бронзовыми призёрами на чемпионате Украины по спортивным танцам на колясках в Киеве, вышли в финал открытого кубка Украины в Ровно, участвовали в фестивалях в Днепропетровске, Бердянске, Мариуполе и Святогорске. Дипломанты международного фестиваля «Оплески». Мечтаю сделать со временем большой ансамбль на восемь пар и поставить венский вальс на колясках.

- Ощущается ли во время ваших поездок, выступлений грань между инвалидами и здоровыми людьми?

- Это даже не грань, а некая стеклянная стена. Когда появляешься где-то с колясочниками, чувствуешь себя в пустом аквариуме какой-то экзотической рыбой, на которую все пялятся и тычут пальцами. Уве-рен, чем чаще люди с ограниченными физическими возможностями будут находиться среди тех, кто считает себя «нормальным» (хоть это далеко не всегда так, особенно если речь о душе), тем быстрее мы сотрём эту грань и разобьём стеклянную стену.

Максим Шведов дирижирует занятием.

Максим Шведов дирижирует занятием.

Мама Вера подарила надежду

Председателя общественной организации «Донецкая городская ассоциация инвалидов «Шаг за шагом» Веру Карлык танцоры на колясках называют мамой. И не напрасно.

«Это действительно ребёнок, которого я выносила и родила», - показывает она на инвалидов, порхающих по паркету на будто невесомых колясках. Хотя на самом деле управлять такой, да ещё и в такт музыке, чрезвычайно сложно. В этом я убедился, попытавшись повторить некоторые движения, усевшись в «тренерскую» коляску Шведова, на которой, между прочим, некогда выступал чемпион Европы по танцам. Именно Вера Егоровна предложила Максиму тренировать ребят. И он поддержал её двумя руками.

«Я обзванивала ребят, по крупицам собирала коллектив, - делится она. - Ведь это для них очень важно. Видно, как они расцветают здесь, возрождаются и физически, и духовно. У них буквально вырастают крылья за спиной, появляется огонёк в глазах. Такой необходимый огонёк надежды. Им есть к чему стремиться, их с восхищением принимают зрители. А, значит, жизнь продолжается!».

Падения и возрождение

О своих травмах танцоры на колясках рассказывают по-разному. Кто - с вымученной улыбкой (ничего, мол, жизнь нас поломала, но не сломила!), кто - с дрожью в губах и предательскими слезинками в глазах. А вот о том, как нашли друг друга и что им дали занятия под руководством Максима Шведова, говорят с одинаковым азартом и нескрываемой радостью.

«Парней здесь, как на всяких танцах, мало. Так что я в каком-то роде - нарасхват», - смеется Дмитрий Матвейчук. Ещё недавно он работал на стройке, а в феврале свалила грыжа позвоночника. В 15-й больнице познакомился с Маргаритой Халявиной, сорвавшейся с третьего этажа в 2009-м. Теперь они пара. По крайней мере - на паркете. Начав заниматься этой весной, ребята уже в мае завоевали «бронзу» на чемпионате Украины в танцах на колясках. А в сентябре 21-летняя Маргарита участвовала в конкурсе красоты «Краса без обмежень», который прошёл в Святогорске. Получила сертификат на обучение в институте менеджмента. Она вообще человек активный. До травмы, имея диплом бармена-официанта, работала в ночном клубе «Лица», кафе «Зимний сад». Теперь мечтает получить высшее образование, сдать на водительские права. И обязательно победить на следующем чемпионате!

Владимиру Анянову - 44 года. Он бывший шахтер, машинист электровоза. «В 88-м, поправляя антенну, закреплённую на стене, выпал из окна пятого этажа, - делится этот возрастной танцор своей историей привязки к коляске. - Духом не упал: занимался спортом, гонками на колясках. Даже полумарафоны (21 с хвостиком км) в Киеве и Москве делал». Сейчас вот окунулся в танцы. «Чем больше двигаешься, тем лучше, - уверен Владимир. - К тому же это - общение, новые знакомства».

Наиболее возрастной танцор - 54-летний Александр Лавров, потерявший ногу из-за гангрены. Год назад он начинал тренироваться под руководством Шведова, но в последнее время занимается отдельно. «Даже зарабатываю танцами, выступая сольно на определённых мероприятиях, - сообщил он. - Сейчас у меня ещё и партнёрша появилась. Думаем назвать наш дуэт - «Надежда».

Партнёрша Лаврова, Светлана Шадрина, пережила в 2004-м операцию на позвоночнике. После этого преподаватель русского и украинского языков школы №23 оказалась в коляске. «Получаю удовольствие от того, что можно в танцах проявить своё творчество, - отмечает она. - Конечно, бывает тяжело. Живу на пятом этаже, коляска в лифт не входит, приходится пересаживаться в другую, а эту, «танцующую», везти в разобранном виде. Пандус есть, но очень крутой… Впрочем, раз я здесь, значит, все проблемы решаемы. Стараюсь жить с улыбкой».

И они действительно улыбаются куда чаще, чем мы, как бы здоровые люди. Глядя на то, как волшебно скользят по паркету их собратья по несчастью, новички - Даша Ищенко и Виталий Кравченко (последнего заманила на танцы его вторая половинка, Наталья Чехонацкая, одна из самых прилежных учениц Шведова), сами заражаются этим необыкновенным чувством полёта. Доступным даже тем, кто волею судьбы оказался прикован к коляске…


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: