В отравленной реке погибает рыба!
По факту массовой гибели всего живого в нижнем течении малой реки Берестовая, впадающей в Кальмиус у старобешевского поселка Новый Свет, начато официальное расследование
Даже на расстоянии заметно, что в пойме реки Берестовая происходит что-то неладное. За подпирающей водоём плотиной водило хоровод скопище чаек, а по берегам разгуливали неизменные спутницы всяческой падали - серые вороны. Неестественным казалось и положение, в котором застыли две автоцистерны и перегородившая им дорогу светлая иномарка. Да и пахло в пойме чем-то чужеродным.
Житель посёлка Евгений Силаев перекрывал дорогу автоцистернам до тех пор, пока не прибыли представители официальных служб и корреспондент «Донбасса».
Слетелись чайки и вороны
Как сказал часом ранее позвонивший в корпункт «Донбасса» председатель Старобешевского общества рыболовов и охотников Николай Ольмезов - несло смесью тухлых яиц и химии. По его словам, странности в пойме Берестовой начали происходить недавно. Впрочем, водители проезжавших через речную плотину автомобилей особого значения смраду не придавали. Мало ли чем могло пахнуть под боком тепловой электростанции и насыщенного промышленными предприятиями областного центра. Спохватились старобешевцы лишь после тoгo, как Берестовая вместе с расположенными на ней водоёмами очистилась ото льда.
- Вначале на берег полезли раки, затем кверху брюшками всплыли лини, караси, щуки, плотва, - рассказывает Николай Анастасович. - Массовую гибель рыбы можно было бы списать на обычный замор: дескать, пруд бесхозный, никто не потрудился заняться устройством прорубей-отдушин. Но вода-то здесь постоянно обновляется, да и лунок во льду любители зимней рыбалки насверлили изрядно.
Докапываясь до причины экологического бедствия, старобешевцы выяснили, что в пойме Берестовой периодически появлялись автоцистерны, от которых, по словам случайных свидетелей, «разило немилосердно». А чуть позже неподалёку от села Придорожное в районе заброшенных силосных хранилищ обнаружили источник этого самого смрада, который, как считают, вызвал гибель обитателей подводного мира.
От безысходности перекрыл дорогу
Знакомлюсь с водителем светлой иномарки.
- Евгений Силаев, - отрекомендовался он. - Житель посёлка Новый Свет. Служебными полномочиями не наделён. Почему в одиночку бросился на «амбразуру», как вы говорите? От безысходности. Нет больше никаких сил терпеть издевательства над природой. Ведь был прекрасный водоём - единственный, где не брали денег за рыбалку. Да и тот угробили.
Водитель головной автоцистерны (назвался Юрием Сороковым) обвинения в адрес своего предприятия - общества с ограниченной ответственностью «Биохимгрупп» - отрицает:
- Везли отходы на полигон в Ларино, а здесь этот товарищ перекрыл дорогу и вызвал милицию. Ничего и никогда в этих краях не сливали. Так и запишите.
Записать-то я записал, но когда взглянул на карту местности, сильно засомневался: с какой стати водители автоцистерн выбрали окружной путь? Ну да Господь с ними, каждый волен выбирать собственный маршрут. Тем более, на данный момент стояла задача несколько иного плана. А именно - надо было проверить полученную информацию. Съезжаем на полевую дорогу и пытаемся спуститься к урезу воды. По дороге встречаем милицейский вездеход, в салоне которого, помимо сотрудников правоохранительных органов, представители ветслужбы, санэпидемстанции, двое понятых. Как выяснилось, возвращаются с точки, где сливались смрадные отходы. Ехать дальше не советуют: «Сплошные колдобины, без противогаза ошалеете».
Но обратной дороги нет. Хотя и с затруднениями, к конечной цели маршрута всё же добираемся. «Аромат» действительно непереносимый. Исходит он от элипсоподобного пятна, растёкшегося по ложу степной балки, истоки которой находятся у заброшенных силосных хранилищ. Один хороший ливень - и едва заметный сейчас ручеёк превратится в бурный поток, который спустя час-полтора достигнет главной артерии Донбасса.
Конечно, органы обоняния человека не могут претендовать на точность, тем более, ими нельзя заменить диагностические приборы. Однако все опрошенные, включая понятых, подтверждают: место сброса отходов, вода в Берестовой и образовавшаяся под головной автоцистерной лужица пахнут одинаково. Окончательный же ответ будет получен через месяц, после исследования взятых проб грунта, воды, содержимого автоцистерн.
Владимир отлавливает и перевозит в водоём по соседству уцелевших щучек, карасиков и плотвиц.
Родник - последнее пристанище
Пока сотрудники правоохранительных органов оформляют протокол, спускаюсь к подпёртому плотиной водоёму, над которым каруселят пирующие чайки. Двое рыболовов как раз собираются спустить на воду резиновую лодку.
- Решили после зимы открыть сезон, - говорит один из них. - А что там, наверху, за «свадьба» такая? Никак дорожно-транспортное?..
Узнав, что происходит, всполошились. Поволокли лодку и снасти к зелёному «Москвичу», плюются:
- Ничего себе, открыли сезон… А здесь действительно воняет... Вон, и караси под берегом на волнах качаются…
Зато назвавшийся Владимиром рослый гражданин в курсе событий:
- Вылавливаю подающую признаки жизни рыбу и отвожу в пруд за километр отсюда, - объясняет. - Может быть, ещё оклемается. Нет, на уху не годится. Когда сошёл лёд, люди бросились собирать карасей, линей и щук. Только кошки отказались их есть. А они, как известно, являются лучшими контролёрами по качеству пищи.
По тропинке под обрывом Владимир проводит к заводи, поверхность которой сплошь укрыли уснувшие мальки. Часть из них ещё трепыхается. Полтора десятка карасиков, щучек и плотвиц сбились в стайку вокруг пульсирующего родника, этого островка спасения среди отравленной акватории.
- Доходяги, всё равно погибнут... - сочувственно констатирует поводырь. - Вон, пара серых ворон на стайку уже глаз положила…
Сотрудники правоохранительных органов, областной экологической инспекции и другие факт массовой гибели рыбы признали единогласно, однако связывают его лишь косвенно с содержимым автоцистерн. Только понятые, не назвавший своей фамилии поводырь с сачком, да ещё Евгений Силаев позволили себе быть предельно откровенными. Однако их слова, как говорится, к делу не подошьёшь. Поэтому дождёмся того дня, когда станут известны результаты анализов проб воды, грунта и содержимого двух автомобильных цистерн, перевозивших не установленное пока вещество, а следствие завершит свою работу.
Комментарии «Донбассу»
Губители природы ответят по закону
Председатель Старобешевского райсовета Николай Михайлов сообщил, что факт гибели рыбы в водоёме на речке Берестовая был рассмотрен на экстренном заседании чрезвычайной комиссии. Принято решение - направить в областную прокуратуру соответствующее заявление с просьбой о пресечении деятельности загрязнителей природы.
- К сожалению, это уже не первый случай подобного рода. Время от времени в укромных уголках района неизвестные сливают из автоцистерн отходы производства, - добавил Николай Петрович.
Не остались в стороне и правоохранительные органы. Как сказал корреспонденту «Донбасса» начальник Старобешевского райотдела милиции Александр Гнедов, факт загрязнения окружающей среды внесён в Единый реестр досудебного расследования, возбуждено уголовное производство.
Возвращаясь к напечатанному
Уже исчезли и утки
«Донбасс. Неделя» в номере от 7 февраля с болью рассказал о том, что вода в реке Солёная приобрела ржавый цвет, а вся живность вымерла.
С момента экологической катастрофы прошло два с половиной месяца. Однако никаких решений, никаких действий, кроме возбуждения уголовного дела, не последовало. Селидовский исполком передал дело в межрайонную прокуратуру, а та, в свою очередь, - местному отделению милиции. В горотделе факт о правонарушении внесли в Единый реестр досудебных расследований. «В данный момент идёт досудебное расследование», - пояснила старший прокурор межрайонной прокуратуры г. Селидова Марина Еременко и пообещала держать «Донбасс» в курсе развития событий.
Непонятно, почему до сих пор не оглашены результаты экспертизы, почему не сделаны предварительные выводы и почему это покрыто тайной. А река выглядит с каждым днём всё хуже. Если раньше в районе центрального рынка можно было видеть уток, то сейчас исчезли и они. Солёная стала безжизненной ржавой лужей, до которой никому нет дела. И если так, то что мешает правонарушителям и дальше сливать «химию» в некогда прекрасный водоём?
Юлия Романенко. Юрий Хоба. Фото автора