Журналист "Донбасса" вернулась из охваченного войной Египта

Журналист «Донбасса» в Египте: скупив полмагазина специй, мы даже не подозревали, что хорошие впечатления и умопомрачительные запахи  «приведут» нас вечером к неприятностям с полицией.

«Еду в Болгарию!» - сказала я всем, опасаясь, что меня сочтут сумасшедшей, узнав правду. На душе скребли кошки, но зато родители, друзья и знакомые спокойны. И ежедневные сообщения, вроде «Протесты в Каире набирают гигантские масштабы», «МВД опасается последствий в виде трёх-пяти тысяч жертв» - оставались где-то вне «зоны» воображения. Ведь мы с подругами летели в курортный Шарм-эль-Шейх...

После революции появились горы мусора

Несмотря на разговоры о том, что «там всё ОК», мы волновались. Это именно тот случай, когда «и хочется, и колется». С одной стороны, о ситуации в стране пирамид было известно много пугающих подробностей. С другой, я же журналистка «Донбасса» - значит, должна быть в центре событий.

Оказалось, что таких, как мы, собрался полный самолёт. Настроение у всех было приподнятым, велись оживлённые разговоры о погоде, экскурсиях и - ни слова об опасности.

Аэропорт Шарм-эль-Шейха встретил торжественным спокойствием. Украинцы, русские, арабы, итальянцы, афроамериканцы с разных рейсов ожидали своей очереди на проверку документов. Наши девушки - в шортах, мусульманки - в хиджабах. Ничего странного - курортный город! Строго говоря, Синайский полуостров, на котором расположен египетский город-курорт, - это не совсем Африка. Но и не Азия. Мы оказались в самой гуще арабского мира, где дикий, почти первобытный образ жизни бедуинов соседствует с впечатляющими достижениями современной цивилизации.

В отель прибыли под вечер, который наступает в Египте очень рано: после шести моментально темнеет. Поужинав, решили рвануть «в город», но страшновато было исследовать мусульманские кварталы вечером. Выручил мой старый знакомый Ахмед, который живёт там. Он и стал нашим провожатым.

В первый вечер мы ездили по городу, который завораживал восточным великолепием. Я с первого взгляда влюбилась в Красное море, экзотику кафешек на берегу, уютные домики на Морской улице. Чуть ли не возле каждого двора - роскошные цветники, на набережной в центре чисто и ухожено, а вот дальше вдоль обочин можно и на гору мусора наткнуться.  «До революции такого не было. Но события в Каире, кажется, изменили некоторых в худшую сторону», - оправдывался Ахмед.

Он пригласил нас в кафе «Фарша» в бедуинском стиле, буквально врезанное в гору над морем. Чтобы добраться до столика, пришлось спускаться по крутой деревянной лестнице мимо подсвеченных статуй фараонов и пирамид. Сидели мы на подушках возле обрыва. Вниз было боязно смотреть. Мой друг рассказывал о том, что Шарм-эль-Шейх возник среди песков пустыни всего пару десятков лет назад. С нуля. Только огромные усилия позволили построить мощные опреснители морской воды и превратить часть пустыни в живописные оазисы.

Туристов охраняют

На следующий день моя по-друга Аня первым делом отправилась на рецепцию, чтобы со смартфона войти в Интернет (связь есть только там) и почитать новости. «120 человек погибли и сотни пострадали при беспорядках в Каире», - информировал Гугл. А гид добавила: «Ехать за пределы Синая нельзя. К тому же объявлен комендантский час, так что после шести вечера нужно находиться в отеле».

Трудно передать наше настроение. Ведь в турагентстве заверили: «Наши туристы ездят в Гизу к пирамидам и «охраняющему» их Сфинксу. Беспорядки-то в Каире, не будут же арабы буянить в пустыне у пирамид!» Тем не менее, ехать запрещалось. С горечью взглянув на зря купленную за 15 долларов визу, мы решили хотя бы… ослушаться гида. И, как только пробил комендантский час, направились к выходу, где уже ждал Ахмед. Путь преградила охрана, но мой друг поговорил «на своём», и нас пропустили.

Город в тот вечер был похож на золотую клетку: на каждом шагу вдоль роскошных кварталов стояли полицейские с автоматами, и - полный восторг! - мы были единственными туристами. До кафе «Садики» добрались без приключений.

- Сегодня полиция разгоняла в Каире сторонников свергнутого президента Мурси, - рассказал Ахмед. - У меня там живёт мама, она говорит, творится что-то страшное. Город разгромлен, в небе - вертолёты, всё пылает. В стране на месяц ввели чрезвычайное положение. Египет захлёбывается кровью…

Увидев наши широко открытые от волнения глаза, он тут же улыбнулся:

- Да не переживайте, Шарм-эль-Шейх в безопасности, отсюда до Каира - около шести часов езды.

Когда мы ехали назад, машину остановили полицейские. Они тщательно проверили наши документы, расспросили, откуда и куда едем, осмотрели багажник. «Ещё арестуют», - мелькнула мысль, выходить из отеля нам же не разрешалось. «Такая осторожность нужна для безопасности туристов», - успокоил Ахмед

По пути в отель служители закона останавливали нас ещё дважды. Но переволноваться пришлось по другому поводу. По пути Ахмед притормозил буквально на минуту, чтобы высадить друга. Пока они прощались, я заметила приближающегося к машине мужчину с  безумным взглядом. Он подбрасывал в руке большой камень, то ли решив напугать нас, то ли действительно вознамерившись применить своё «оружие». Девочки на заднем сиденье пригнулись, а я, хотя сердце и выскакивало из груди, потянулась за фотоаппаратом. Но Ахмед заметил его, быстро сел за руль и рванул с места…

«Туда нельзя!»

Следующий день порадовал, прежде всего тем, что отменили комендантский час. Мы собрались в заповедник Рас-Мохаммед, но, почти добравшись до места, были вынуждены отказаться от этой затеи. Полицейские сказали как отрезали: «Иностранцам нельзя сейчас выезжать на границу полуострова!»

Зато мы попали на свадьбу, которую праздновали на яхте! Потрясающая поездка по Красному морю, угощения экзотическими закусками из морепродуктов и шикарным тортом. Певец, аккомпанируя себе на гитаре, пел волшебным голосом на нескольких языках. Танцы и веселье! Лишь вернувшись в отель, я подумала о том, что счастью молодожёнов не помешали даже кровопролитные события в столице.

Дальше по плану нужно было побывать в самой благоустроенной части Шарм-эль-Шейха - на прогулочном проспекте Наама Бей. Впоследствии я пожалела, что мы решили воспользоваться услугами таксистов. Туда добрались без приключений, побродили по магазинчикам, посидели в кафе. Кстати, большинство торговцев и официантов безошибочно идентифицировали нас, славянок, и разговаривали на неплохом русском. А вот таксист, с которым мы ехали в отель, великим и могучим не владел. Когда машину остановили вездесущие полицейские, он не смог объяснить нам, в чём дело. Как и они. Картина - «приплыли»: ночь, из мечети доносится молитва, и несколько мужчин с автоматами жестами пытаются нам что-то объяснить. Потом у меня забирают камеру: не удержавшись от соблазна, я сфотографировала из машины блюстителей порядка. Угрюмый полицейский в гневе удалял все отснятые мной фотографии. В конце концов камеру мне вернули и нас отпустили.

Пора домой

…Терминал вылета в шарм-эльшейхском аэропорту напоминает шатёр. Но, к сожалению, фотографировать и здесь не разрешают...

Да! Отдыхать в Египте по-настоящему классно, даже несмотря на ограничения! Загорать на пляже, купаться в необычайно тёплом море, когда о ноги трутся рыбы (мягко так, будто коты), валяться в шезлонге и отсыпаться на мягкой кровати в номере. А в Каир и к пирамидам, даст Аллах, съездим как-нибудь в следующий раз.

В страну фараонов - с верой в «авось»

Египет лихорадит с зимы 2011-го. Тогда после 18 дней народных волнений и беспорядков, в которых более 800 человек погибли и несколько тысяч получили ранения, лишился поста президент Хосни Мубарак, правивший 20 лет.

В 2012-м пост главы страны фараонов занял Мухаммед Мурси. Он начал активно насаждать исламизм, чем вызвал недовольство тех, кому более любо светское государство. 3 июля этого года Мурси был смещён с поста президента в результате военного переворота. После этого в Египте с новой силой вспыхнули столкновения между его сторонниками и противниками. Счёт погибших идёт на сотни, пострадавших - на тысячи.

В столичном Каире, Александрии и ещё 12 городах ввели комендантский час. Гостям страны не рекомендовали покидать отели. Такая ситуация, естественно, ударила по туристической отрасли.

Некоторые отели сейчас загружены лишь на 20%, Госслужбы туризма и МИДы разных стран, в том числе Украины, рекомендовали своим гражданам воздержаться от поездок в Египет. Впрочем, некоторые всё равно летят. Эксперты считают, что тому виной как боязнь потерять деньги, вложенные в тур (на него порой копят долго, отказывая себе во многом, а выколотить средства за уже купленную путёвку у туроператоров бывает непросто), так и возможность сэкономить - речь о тех, кто покупает «горящие туры» (а в египетском направлении таковы сейчас все) практически за полцены.

Надеясь на великое «авось», туристы летят к Красному морю, не понимая, что рискуют жизнями.


Алёна Дудникова.
Читайте также: