Гениальный врач поделился своим жизненным кредо
Трудно даже представить, сколько поздравлений с юбилеем уже принял и ещё услышит сегодня Эмиль Фисталь - опытнейший хирург-комбустиолог, руководитель уникального ожогового центра, созданного в Институте неотложной и восстановительной хирургии им. Гусака АМН Украины.
Не ошибёмся, если предположим, что счёт пойдёт на тысячи: звонки, телеграммы от тех, кого спас Эмиль Яковлевич, кого научил, с кем поделился поистине бесценным опытом. Вот и научно-практическая конференция с международным участием коллег из России, Беларуси, Узбекистана и Венгрии, стартовавшая сегодня в Донецке, где речь пойдёт о лечении ран и их последствий, - официальный повод встретиться, чтобы обсудить достижения и перспективы отрасли, посвящена именно его 75-летию. Уже полвека этот человек находится на самой "горячей линии" медицинского фронта. Сам юбиляр, выводя собственную формулу бытия, обозначил её так: "Жизнь, её значение определяется не количеством прожитых лет, а тем, что ты сделал за это время и что тебе больше всего запомнилось". Газета "Донбасс" столько раз писала о нём как о гениальном враче. Почему бы не рассказать о Фистале, не столь знакомом многим…
Своя Вселенная
Беда, боль, диагноз, похожий на приговор… Сколько таких случаев пропущено сквозь сердце профессора. И каждый - как самый главный. Без оглядки на сложность оперативного вмешательства, как в случае с Надель, получившей ожоги 96 (!) процентов тела, или лозовчанки Валентины, которой из-за запущенной трофической язвы грозила ампутация ноги. Девятимесячной Дианы, у которой менингит и последующая инфекция спровоцировали ужасающие поражения кожи - та выглядела обугленной. И длинной вереницы шахтёров, переживших ад подземных взрывов и пожаров. Каждая такая история - из серии тех, что врагу не пожелаешь. Для Эмиля Яковлевича же это - просто работа. Вознаграждённая результатом: "Чем серьёзнее патология, тем больше гордости и радости испытываешь, когда пациенты выздоравливают", - признаётся он. И вкус этой радости он испытывает часто. В соответствии с народной мудростью, гласящей, что тот, кто спасёт одну жизнь, спасёт целый мир, уже наверняка обзавёлся собственной Вселенной…
Родом из детства
Особый талант - не растерять то, что стало истоком. Эмиль Яковлевич не скрывает, что его жизненное кредо - любовь к людям - было заложено изначально в его большой семье. В том мире, где мама Нина с лихвой компенсировала отсутствие отца, вернувшегося с войны, но… не к ним. В том, как она опекала своих братьев и сестёр (все они получили высшее образование, сама же не успела, так и проработала всю жизнь на почте), был незабываемый урок этой любви. Она помогла маленькому Миле выдержать бомбёжки во время эвакуации из Макеевки, запомнить в мельчайших деталях быт вдалеке от дома, вплоть до вида замёрзшего молока в мисках, которым его отпаивали во время болезни где-то в Пермской (тогда Молотовской) области. Прочувстовать радость возвращения домой, и встречи большой родни где два дяди - Михаил и Давид, как и тётя Руся - стали медиками. Может быть, именно тогда он увидел своё будущее в белом халате. Не отменило решение и пресловутое "дело врачей-вредителей" в 50-х годах прошлого столетия, когда в родной макеевской школе №22 группа старшеклассников "на справедливой волне гнева" прошлась по кабинетам, избивая детей с "не теми" фамилиями. "Но в наш класс их не впустили, защищая единственного еврея - меня", - вспоминает он.
В книге "Мои юбилеи", которую Эмиль Яковлевич издал на днях, эти и прочие эпизоды описаны честно и непредвзято, хотя вопрос с "пятой графой" доставал порой и потом. По той же причине не состоялась и "партийность по разнарядке", о чём Эмиль Яковлевич не жалеет. Ценнее для него то, что коллега с "правильной" фамилией, узнав о случившемся, отозвала свои бумаги. Даже установка телефона для врача по скорым вызовам была проблемой… В интер-р-реснейшие времена мы жили...
Кто сейчас играет джаз, завтра Родину продаст!
Прошёлся этот "тезис" и по биографии Фисталя. Как и гонение на стиляг. Но зелёный пиджак "в яблоках" он отстоял. А в мир музыки влюбился ещё в школе, осваивая игру на трофейной мандолине, привезённой дядей из Румынии. В мединституте, в который он поступил со второй попытки, такие "кадры" были в цене. Учёба и "дружба" с контрабасом сочетались гармонично и плодотворно. Институтский джаз-оркестр выводил его на сцены разных рангов. Однажды помог посидеть в одной компании с Аркадием Райкиным в Москве, где вузовский студенческий театр миниатюр принял участие в первом Всесоюзном фестивале СТЭМов. И дал подзаработать на каникулах, когда они своим джаз-бендом выезжали на "гастроли" по побережью Азова и Чёрного моря. Шутки шутками, но и сейчас в компании друзей Эмиль Яковлевич на одном дыхании может выдать композицию из рок-оперы "Порги и Бесс" Гершвина, "стилизованную" на популярную в те времена у студентов на сельхозработах "кукурузную тему".
Кошмар Димитрова и Уфы
Хотя официально из хирургического в ожоговое отделение ОЦКБ Эмиль Яковлевич перешёл в 1967 году, настоящую "профильную" проверку ему довелось пройти годом раньше. Когда ночной вызов сорвал с места и привёл его в город, который сход раскалённой массы с террикона превратил в подобие Помпеи. Лавина - в двести тысяч тонн породы. Пламя опалило одну сторону улицы, вторую засыпало раскалённым пеплом. "Несколько десятков человек получили тяжёлые ожоги, - вспоминает профессор. - Меня и моего коллегу оставили при горбольнице лечить пострадавших. Мы до этого не занимались подобными больными. Пришлось штудировать учебники на ходу. Прожили со своими пациентами в Димитрове полтора месяца. И все выжили! И вот тогда я понял: прикипел, прочувствовал кожей. Когда возник вопрос о переводе, согласился, не задумываясь. С тех пор я здесь. И никуда…"
Башкирскую трагедию в 1989-м, где в эпицентре взрыва газопровода оказались два встречных поезда с детьми, он встретил окончательно "закалённым". Фисталю поручили открыть детское ожоговое отделение. Что и было сделано в кратчайшие сроки. Без паники и сомнений, одолевших английских врачей, присланных в помощь. Те тогда схватились за голову и не стали скрывать, что в такой ситуации развезли бы пациентов по всей Европе. На что получили лаконичный ответ: "Но мы-то справимся!" Англичане остались и были настолько впечатлены, что потом пригласили к себе на стажировку. "С Шотландии у меня и пошло. Я был во Франции, в США, в Австрии, в Германии, в Израиле. Повезло увидеть непривычное в то время для нас оснащение и медикаментозное обеспечение клиник. Спросите - хотел бы я туда уехать работать? Нет! Загадал: когда всё это появится и у нас, тогда результаты лечения у нас будут ещё лучше!"
Не обманул. С чудом сравнили спасение обожжённого шестнадцатилетнего подростка, в интернациональную бригаду по спасению которого вошли и донецкие медики (специальной российской премией "Призвание" были награждены он и заведующий лабораторией клеточного и тканевого культивирования ИНВХ Андрей Попандопуло). Несколько лет назад доклад Эмиля Яковлевича в Вене об уникальной операции, сделанной нашей коллеге, приветствовали аплодисментами. В 2013-м на церемонии награждения лауреатов украинской общенациональной премии "Гордость страны", в которой Фисталь победил в номинации "Доктор года", многие не могли сдержать слёз, услышав предысторию его маленькой пациентки.
А сколько таких предысторий… Но куда важнее их продолжение. Взять хотя бы ту, в которой фигурирует знаменитый силач Дмитрий Халаджи, в детстве получивший серьёзные ожоги и лечившийся у Эмиля Яковлевича. Теперь на всех состязаниях по установке силовых рекордов (а недавно и на премьере фильма "Иван Сила", где Дмитрий в главной роли) доктор - в числе самых почётных гостей.
О пользе… еретических взглядов
Восхождение на олимп в чём-то схоже с дорогой на Голгофу. Это уже о готовности поспорить с общепринятыми доктринами. В его случае - лечения. В частности, упором на то, что рану нужно сушить, мол, в такой среде не развиваются микробы. Проработав четыре года в отделении, Фисталь "посмел" пересмотреть непререкаемые приёмы и применить иной. Заключающийся в утверждении, что влажная среда более физиологична. За что даже получил замечание на оперативке.
- На преодоление стереотипов ушло время. Зато сегодня высушивать струп - признак отсталости, - настаивает Эмиль Яковлевич. - Новая технология открыла дорогу для применения различных, в том числе и многокомпонентных, биологических и синтетических покрытий. Только в такой среде могут находиться клетки-фибропласты, которые ныне выращивают у нас. И которые стольким помогли. Мы являемся пионерами использования клеточных технологий при пластических операциях в Украине.
О нём так много можно рассказать. Уже потому, что он привык жить и работать по максимуму. Когда кредо - любить людей, иначе не получается…
К нему привела надежда
Под этим признанием семьи из Евпатории, чья маленькая дочь сейчас находится на лечении в центре, могли бы подписаться многие, кто прошёл через руки Эмиля Яковлевича. Каждый из них приходил сюда, когда найти помощь по другим адресам отчаялся. Годовалой малышке Виктории, которой соседская собака во время прогулки вместе с шапочкой сорвала с головы большой фрагмент скальпа, врачи рекомендовали подождать с реабилитацией лет девять. Родителей это не устраивало. Интернет подсказал имя того, кто медлить не станет. Уже спустя год операция по восстановлению (установка специальных эспандеров, позволяющих вырастить кожу на травмированном участке) вернула им надежду на то, что их малышка переживёт свою беду куда раньше.
Блиц-опрос
- У вас есть своя формула успеха?
- Главное при любой ситуации - смотреть вперёд, не останавливаться на достигнутом. Постоянное движение и разумный риск, нужно не бояться экспериментировать.
- А как вы отдыхаете?
- Долго не получается. Максимум неделя, потом начинаю скучать по работе.
- Любите скорость?
- Был мотоциклистом, потом пересел в автомобиль.
- Для мужчины так важно соблюсти правило: построить дом, посадить дерево… Как преуспели в этом?
- У меня два взрослых сына, дочь, уже семь внуков. И дачу построил, и деревьев много посадил.
- Ваше счастливое число?
- 13, вопреки сложившимся стереотипам.
- А самый несчастливый день?
- Когда не востребован...
Рецепт жизни от юбиляра
Идут года, бегут недели,
Мелькает суета…
Что в этой жизни не успели,
Не наверстать вам никогда!
Елена Карпенко.