Как проходит операция «мобилизация» в Донецкой области
Четвёртая волна мобилизации накрыла Донбасс. И вызвала весьма неоднозначную реакцию. В то время, как одни граждане сами записываются в добровольцы, другие митингуют у военкоматов и прячутся от повесток.
Люди меняют работу и не выходят из дому
- Мобилизация проходит сложно. Получив повестку или узнав о том, что она вскоре поступит, некоторые граждане рассчитываются с работы, оставляют свои дома и квартиры. Миграция увеличилась. По докладам военно-учётных столов, около 30% не проживают по указанным адресам, - сообщил «Донбассу» военный комиссар Красноармейско-Селидовского объединенного городского военкомата Павел Титков.
Повестки поступают по месту работы (через отдел кадров, руководителей предприятий) или по месту жительства (работники ЖЭКов, паспортных столов совместно с представителями исполкома, правоохранительных органов, военкомата ходят по адресам).
- Через окна никто не выпрыгивал, но, к примеру, по домофону отвечал мужской голос, а открывала уже женщина, сообщая: «Мужа нет дома». Понятно, что скрывается, боится выходить. А ведь повестка вручается из рук в руки и под роспись, - отмечает Павел Владимирович. - Кое-кого мы уже привлекаем к уголовной ответственности. Речь о людях, которые расписались в повестках и не прибыли на пункт сбора. Надо, чтобы люди понимали, что это наша земля - и за неё нужно сражаться.
По словам Титкова, есть и добровольцы. Приходят шахтёры, которые некогда служили артиллеристами, танкистами. Высказал готовность служить даже 63-летний мужчина. По возрасту его призывать не имеют право. Так что предложили обратиться в добровольческий батальон.
Призывников (из этой части края их наберут около 200 человек) направляют по разным учебным подразделениям. Кого-то учат с нуля, кому-то напоминают подзабытые навыки.
Митинги и справка раздора
В Артёмовске, Краматорске, Константиновке уже прошли антимобилизационные акции. Присутствовавшие на них журналисты отметили, что всё делалось, будто под копирку (женский контингент, организатор, прячущий лицо от камер, лозунги и истории о парнях, которых «призвали и почти сразу убили»). Всё это очень напоминало митинги весны прошлого года - за «свободный Донбасс» и против присутствия в нашем регионе частей ВСУ. К моменту сдачи номера в печать серьёзных инцидентов, к счастью, не было. Но словесные перепалки между собравшимися в одном месте людьми, считающими, что идти на войну (которой у нас официально нет) надо, и теми, кто готов костьми лечь, но туда не попасть (или не пустить своих родных) уже случаются.
Много споров возникло и вокруг некой справки «из военкомата», без которой мужчин якобы перестанут выпускать не только за рубеж, но и за границы их региона.
Военный комиссар Краматорска полковник Андрей Василенко уверяет: «Согласно действующему законодательству при пересечении государственной границы предъявления подобных справок не предусмотрено. Документами, дающими право на выезд из Украины и въезд в Украину является паспорт гражданина Украины для выезда за границу, проездной документ ребёнка, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности моряка. Сегодня ни один нормативно-правовой акт не требует от мужчин призывного возраста получать в военном комиссариате справки для выезда за пределы того или иного населённого пункта».
В то же время первый зам.начальника Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ генерал-майор Владимир Талалай поясняет: «В условиях, когда в государстве объявлена мобилизация, военнообязанные не имеют права покидать место жительства без разрешения соответствующего районного военного комиссара, выдающего соответствующую справку».
Минимальные сроки для выезда, когда можно обойтись без справки, пока окончательно не определены. Этот, и другие вопросы будут урегулированы в ближайшее время во исполнение Указа президента Украины № 40/2015.
«Моя позиция такая: Донбасс должен себя защищать сам, - заявил губернатор нашего края Александр Кихтенко. - Это не правильно, если сегодня здесь будут воевать люди из других регионов, а жители Донбасса будут где-то бегать или куда-то переселяться и т.д. Я сегодня ставлю вопрос о том, что люди, которые будут призываться, они должны в первую очередь заниматься охраной особо важных государственных объектов на территории страны, не давать разрушать инфраструктуру. Тем более, на сегодняшний день, те люди, которые призываются, особенно из нашего региона, они ж не идут на фронт. Они направляются в учебные подразделения, где будут ещё обучаться в зависимости от специальности месяц, два, три. Может к тому времени уже и война закончится».
Очень бы хотелось, чтобы так оно и было...
Всего 20% от необходимого
составляет сейчас в Украине количество добровольцев, которые хотят идти на фронт. Об этом заявил министр обороны Украины Степан Полторак, признав, что есть попытки уклониться от мобилизации, но это явление не является массовым и характерно для приграничных областей.
Андрей КРИВЦУН