Универсальные спасатели помогают переселенцам и воинам
Если бы не они - количество жертв среди мирного населения на Донбассе было бы куда больше. Причём люди гибли бы не от пуль или осколков, а от голода, холода и болезней. «Они» - это невидимые герои, волонтёры (от лат. voluntarius - добровольно), люди, которые создавали добровольческие батальоны, снабжали солдат всем необходимым, везли помощь в самые горячие точки нашего края и вывозили оттуда беженцев. С трио таких универсальных спасателей из Красноармейска и района мы разговорились по пути в артёмовскую больницу, куда они везли продукты и вещи для наших воинов, выбравшихся с дебальцевского плацдарма.
О силе духа и внутренней боли
Руководитель Красноармейской городской Лиги деловых и профессиональных женщин Наталья Тихонова по образованию - лингвист и экономист. Она блестяще владеет английским, не раз бывала за рубежом. Прекрасный организатор и человек огромной души. В сотрудничестве с IRD-Украина («Международная помощь и развитие») помогает переселенцам, которые бесконечным потоком бегут из населённых пунктов, охваченных пламенем войны.
- Волонтёрской деятельностью я занимаюсь уже более десяти лет, начинала с Корпуса Мира, - делится она. - В последнее время, благодаря IRD-Украина, мы сумели распределить около двух миллионов гривен среди 406 семей-переселенцев города Красноармейска, района и Димитрова. Помогаем, чем можем, и своими силами.
Наталья ТИХОНОВА с Виталием и Игорем, которые называют выход с дебальцевского плацдарма своим вторым рождением. Парень в маске не представился, но сфотографироваться согласился.
По словам Натальи, зачастую те, кто больше всего нуждается в помощи, стесняются её просить. Люди привыкли рассчитывать на свои силы. И, оказавшись выброшенными с насиженных мест взрывной волной войны, оставшись без средств к существованию, просто не решаются, как они считают, «идти с протянутой рукой». Так что волонтёрам приходится быть ещё и тонкими психологами: выслушивать, убеждать, успокаивать.
- Порой крепкие здоровые мужики ведут себя неподобающим образом. Чуть ли не с криком требуют выдать им деньги, одежду, продукты. А бывает, что хрупкие женщины удивляют силой духа, - делится Тихонова. - Меня очень удивила переселенка из Донецка, осевшая сейчас в Димитрове. Ей под 70 лет, она пережила жуткие обстрелы, контузию, частично потеряла слух, но сохранила потрясающую бодрость и доброту. Она вся прямо светится изнутри.
Во время общения с переселенцами Наталья наслушалась множество драматических историй. Как говорится - Шекспиру и не снилось... К примеру, мужчину лет 30, жившего в Дебальцево, бросила в прошлом году жена. На руках у него - старушка-мама, шестилетний сын. Выбравшись из города, который превратился в развалины, отец-одиночка был в упадническом настроении. Тем более, что вскоре выяснилось - возвращаться из Красноармейска, где он нашёл временный приют, некуда. Его дом в Дебальцево разрушен до основания снарядами.
- Мы предоставили ему помощь, он звонил, благодарил, - рассказывает Наталья. - А потом стал просить совета: что ему делать дальше? Как жить? Узнав, что он сварщик, я предложила ему поискать свободные дома в окрестных сёлах. Мужик с золотыми руками там всегда нужен. Работу в селе нашёл бы, завёл хозяйство... А там, глядишь, и с женщиной сошёлся.
...В больнице Артёмовска, когда мы туда прибыли, завершалась эвакуация раненых. Оказав им здесь первую помощь, защитников, переживших ад под Дебальцево, переправляли в госпитали Днепропетровска и Харькова. Кого-то несли на носилках, кто-то прыгал на костылях... В коридоре стояли окровавленные носилки. А стены, кажется, пропитались стонами и людскими страданиями.
Наталья держалась мужественно. Шутила с военными медиками, передавая им коробки с едой, тюки с одеждой, сигареты. Подбадривала бойцов, выслушивала их рассказы о том, как явно кадровые военные, а не «трактористы и шахтёры», которые, по словам Путина, противостоят ВСУ, засыпали их невиданным количеством снарядов и мин.
- Очень важно дать им выговориться, - объяснила она потом. - Если ребята будут держать всю пережитую боль внутри, они могут просто сломаться... А нам они нужны живые и здоровые. Чтобы после войны вместе строить мирную Украину.
Волшебник за рулём
На дороге из Красноармейска до Артёмовска то и дело нужно уворачиваться от очередной опасности. Ямы и камни всевозможных размеров, военная техника, блокпосты. Плюс - темнота (ехали мы поздним вечером). Будь у нас менее опытный водитель, путешествие могло бы закончиться в кювете. Нам повезло, что вёл авто Александр Хоцевич, выросший, по его словам, с рулём в руках.
Александр ХОЦЕВИЧ, кажется, родился за рулём.
- Вожу я с девяти лет. Мальчишкой ещё сидел за рулём, когда ездили с отцом в Москву. Участвовал в гонках на любительском уровне. У каждого своё хобби: кто-то любит выпить, кто-то «живёт» у компьютера. А у меня пристрастие - авто, - улыбается 29-летний Саша.
С лета он начал помогать украинским бойцам, стоящим на блокпостах в Красноармейском районе.
- Подвозили необходимое: продукты, воду, переноски, фонарики, батарейки. Даже бензопилу, чтобы срезать кусты и деревья, мешающие обзорности, - рассказывает Хоцевич. - Помогали силам АТО координироваться друг с другом, боялись чтобы ненароком сами себя и заодно мирное население не зацепили. Связи ведь между блокпостами были не особо налажены. Порой ребята не знали, кто где стоит. Так что мы в какой-то мере выступали связующим звеном.
А ещё Александр вывозил из захваченного ДНРовцами Донецка знакомых. При этом чуть не попал «под раздачу» террористов на дорогах облцентра.
- Еду я по левой стороне, - рассказывает Саша. - Скорость - 60 км. Объезжаю машину, которая еле ползёт. Впереди - переезд. Двухрядка. Сзади - мигание фар, «фа-фа!». Микроавтобус мчит с аварийкой, возмущается. Ну, я в ответ - тоже на клаксон. Еду-то по правилам. Выравнивается он со мной, опускается тонированное стекло, и... сердце на минутку останавливается - там сидят в тельняшках с автоматами. «Ты шо!?» - на меня. Я - в ступор. Понимаю, что дальше могу пешком пойти. «Не-е-е. Ничего», - отвечаю. Хорошо хоть палить не стали. Они по «газам» и дальше по встречке. И так по всему Донецку: ДНРовцы ездят, «забив» на элементарные правила дорожного движения.
Из воинов - в волонтёры
Компьютерный инженер-программист, менеджер по управлению бизнесом, 25-летний Толик Полыгач работает учителем информатики в одном из сёл Красноармейского района. Тихий-мирный на вид, он прошёл и фронт, и закалку волонтёрством.
- Дед у меня был военным, командовал пусковыми установками. Отец - офицер, служил на границе. Оба они потом работали на шахтах. Так что закваску мне передали - будь здоров! - делится Анатолий.
Несмотря на вторую группу инвалидности (несвёртываемость крови), он почти сразу после начала боевых действий на Донбассе рванул в военкомат. Там его завернули по состоянию здоровья. Но упёртый парень нашёл лазейку - в добровольческие батальоны брали всех.
Довелось повоевать и в районе Снежного, и под Мариуполем, на блокпосту возле которого его ранили.
С ноября Толик примкнул к волонтёрам. Вёл приём в Димитрове: переписывал данные переселенцев, записывал их потребности, помогал распределять помощь. Держал связь с ребятами из различных батальонов. Вечером 17 февраля раздался звонок от Алексея по прозвищу Лёпа из батальона «Кривбасс».
- Он сказал, что наши отходят от Дебальцево. Но транспорта катастрофически не хватает. Прав у меня нет, я рванул к другу, у которого имеется микроавтобус. Налепили мы красные кресты - и погнали в сторону Дебальцево, - вспоминает Анатолий. - Подобрали Лёху и ещё семь человек, в том числе - тяжелораненого, которого несли на носилках. Довезли до артёмовской больницы. Едва вернулся домой - опять звонок от Алексея. Он рассказал, что в одной из палат лежит знакомый из Димитрова. Парень получил сильное ранение. Нога на грани ампутации. Есть шанс спасти, но нужны лекарства.
Уже с новым товарищем на легковушке Толик повёз в Артёмовск мать раненого димитровчанина и медикаменты.
- Приехав, не могли добраться до входа: бесконечным потоком шли раненые. Их подвозили на бронированных «Уралах», на БТР, на машинах скорой помощи, на легковушках. Мы помогали разгружать раненых, ведь медперсонал буквально падал с ног. Только через наши руки в течение полутора часов прошло около 60 человек, - делится Анатолий. - Многие уверяли, что ополченцев там не было и близко. В бой шли чеченцы, крича: «Аллах акбар!», на танках мчали профессиональные российские военные.
Наша ходка стала для Полыгача третьей в течение полутора суток. Что помогает держаться таким как он, Наталья, Саша, тысячам других волонтёров, пропускающих через себя чужую боль, рискующих жизнями, нередко идущими безоружными в самое пекло? Наверное, вера в то, что делают правильное дело. В то, что добро победит. В то, что они и такие как они приближают мир.
При ОГА создадут волонтёрский координационный центр
Во время встречи с волонтёрскими организациями вице-губернатор Михаил Сливка отметил, что сейчас в Донецкой области добровольцами делается много добрых дел, однако нет чёткой координации их действий: и с областной властью, и между ними самими.
Заместитель главы региона подчеркнул, что облгосадминистрация открыта к сотрудничеству со всеми, кто готов работать на благо Донбасса и Украины. Участники встречи решили создать координационный центр, который должен отработать механизмы эффективного взаимодействия волонтёров и областной власти.
Андрей КРИВЦУН