Как Украина проиграла информационную войну сепаратистам и их кураторам
Журналист, главный редактор сайта Gorlovka.ua Александр Билинский (на фото), рассуждает о том, почему Украины была бита на информационном поле своими противника. И не только была, но и продолжает проигрывать это важнейшее сражение за умы.
Свои мысли Билинский изложил в статье "Как Донбасс научили ненавидеть Украину", опубликованной изданием "Новое время". Предлагаем вам приобщиться к этим, безусловно, здравым мыслям:
"Мы вчистую проигрываем информационный поединок сепаратистам и их кураторам из России
Если не все читали, то информирую: в России предложили цензурировать спектакли в государственных театрах перед их показом зрителям.
Не удивлены? Я тоже.
На неподконтрольных Украине территориях нет надобности вводить цензуру. В газетах и на телеканалах сплошные потоки комплиментов в адрес главарей непризнанных "республик" и реки ненависти по отношению к украинским властям.
Министерство информационной политики Украины, созданное под лозунгом "сеять разумное, доброе, патриотичное" и нести правду местным жителям, еле-еле подает признаки жизни. Наши чиновники от журналистики вчистую проигрывают информационный поединок сепаратистам и их кураторам из России.
Голы в украинские ворота полетели с самого старта "русской весны" на Донбассе.
Информационную атаку начали с выдворения журналистов из родных им городов. Самых активных брали в плен, остальные разбежались куда глаза глядят, не желая просыпаться и засыпать в сыром подвале здания УВД или СБУ.
А те, кому некуда было бежать? Они либо попрощались с ремеслом, предпочитая не высовываться, либо после двух-трехмесячных колебаний заключили сделку с совестью и шли трудиться на оккупантов. Особенно это применимо к представителям старшего поколения, ностальгирующим по Советскому союзу и помнящих фамилии собкоров газеты "Правда".
Для них бегство коллег из оккупированных городов стало шансом вернуться в профессию. В профессию, которой их учили в высших партийных школах КПСС. В профессию, где существование кабинета цензора по соседству с кабинетом главреда подразумевалось само собой. В профессию, где о правителях надобно писать "дорогой Леонид Ильич…" и не повышать их артериальное давление своими неудобными вопросами.
Следующий "гол" в наши ворота - это стремительная раскрутка сепаратистских групп в социальных сетях, особенно ВКонтакте и "Одноклассниках". Их аудитория росла, как на дрожжах, и в сознании местных читателей они стали восприниматься чуть ли не как официальные источники информации.
Помню диалог с родственником, уехавшим после первых обстрелов в Белокаменную. Просыпаясь, первым делом он открывал группу "Самооборона Горловки", пролистывал последние сообщения, матерясь и что-то комментируя. И так каждые два-три часа.
Мои замечания, что информацию зачастую недостоверную и приукрашенную, туда может добавлять кто угодно, он опровергал одним аргументом: "там зарегистрированы мои соседи и друзья, я им доверяю".
Затем начали открывать примитивные сайты, сделанные за ночь, возобновлять вещание местных телеканалов и выпускать газеты. И это еще один гол как реакция на нашу беспомощность и дыры в обороне.
"Температура по палате" видна на примере Горловки – 250-тысячного города, где в июле прошлого года закрылись все газеты, а коллективы ТВ, радио и интернет-сайтов выехали за пределы города.
Вначале в эфир вышел местный телеканал. Его финансирование возобновилось за счет так называемых пожертвований со стороны главаря боевиков Игоря Безлера.
Затем появились сайты, созданные по примеру Russia Today, к примеру, Gorlovka.today, призванные информировать о блеклых признаках городской жизни и зверствах Вооруженных сил Украины.
Теперь преданные властям ДНР журналисты и сочувствующие намерены реанимировать издание городской "Кочегарки". Это газета, беспрерывно выходившая с 1919 года, пережившая несколько войн, советский режим, не закрывшаяся в голодные 90-е и сохранившая приличные тиражи во времена развития Интернета.
Стоит ли говорить, что коллективам этих СМИ поставили ультиматум "или вы возобновляете свою работу, но по законам и предписаниям ДНР, или найдутся желающие и без вас"?
Желающих - вагон и маленькая тележка. В этих городах рады каждой копейке, потому и заполняется ниша низкосортных СМИ, еще сильнее разжигающих ненависть между людьми. Робкие атаки, предпринимаемые украинскими властями, не позволяют даже перейти на половину поля противника.
За несколько дней до создания Министерства информационной политики уже назначенный министр Юрий Стець проводил встречу в Союзе журналистов Украины. Я тогда впервые познакомился с человеком, прозванным в журналистских кругах "Минстецем".
Казалось, что он либо осознанно, либо по незнанию манипулирует реальной ситуацией в оккупированных городах. Тогда же он сказал потрясшую меня фразу о том, что в Горловке нет интернета. Возмущаться? Или рыдать со смеху?
В Горловке нет Интернета так же, как в СССР не было секса.
За несколько месяцев с того разговора практически ничего не изменилось. Единственное, что мы сделали, это запустили радиостанцию с украинским контентом и вещанием на неподконтрольные территории. В остальном – никаких улучшений.
Что делать? Все просто. Финансово поддерживать местных редакторов и издателей, не желающих служить оккупантам за счет грантов из украинского бюджета и привлечения новых международных фондов. Окупится сторицей.
Эти СМИ, в основном интернет-сайты, - единственная "прямая связь" с жителями, которых судя по пламенным речам и президент, и премьер-министр, и министр информполитики считают украинцами.
Спуститесь с небес на землю. Посмотрите под ноги. Откройте глаза. И вы заметите новых игроков, скромно сидящих на скамейке запасных. Выпустите их на информационное поле, появятся и силы для контратак.
Если же продолжим заявлять, что "в Горловке интернета нет", пребывать в розовых очках, то россияне окутают своей паутиной "раша тудейских" сайтов всю подконтрольную их боевикам территорию.
Не в наших же правилах проигрывать вчистую?"