Мариуполь превратился в город уснувших вокзалов

Мариуполь превратился в город уснувших вокзалов

Много лет назад жизнь Мариуполе бурлила. В столицу Приазовья приезжали тысячи отдыхающих со всех концов страны, в то время местные жители, дождавшись отпусков, разъезжались кто куда. В городе «не захлопывались двери» четырёх вокзалов, едва успевающих пропускать через себя поток приезжающих и отъезжающих. Морвокзал, аэропорт, ж/д вокзал, автовокзал… Сегодня от их насыщенной жизни, по большому счёту, остались лишь здания и воспоминания.

 

Морвокзал сиял и ветшал

 

Первым пассажирским судном, которое зашло в Мариуполь более двух веков назад, был колёсный теплоход «Манечка», который мог принять на борт не более сотни пассажиров.

Позже от мариупольского причала отправлялись в плавание суда «Отец и сын Хараджаевы», «Звороно и ди-Поллоне», «П. Ригер и Сын». На городскую пристань сходили также пассажиры с судов «Одесского пароходства братьев Карапатницких» и «Русского Общества Пароходства и Торговли». На старых фотографиях запечатлены здание «тогдашнего» пассажирского вокзала и водно-спасательная станция.

После войны жители приморского города могли попасть в порта Ростова, Таганрога, Ейска, Бердянска, Керчи, Одессы, Феодосии, Ялты, Батуми, Новороссийска, Сочи, Сухуми. Любителей морских путешествий перевозили теплоходы на подводных крыльях. В начале 70-х годов прошлого столетия было завершено строительство здания современного морвокзала. Морские ворота Донбасса, олицетворённые сверкающим, выполненным в стиле конструктивизма пассажирским вокзалом, широко распахнулись для многочисленных судов.

 

 

После развала Союза, когда водное пространство оказалось перечёркнутым границами, морское пассажирское сообщение между украинскими и российскими портами прекратилось. От причала Мариуполя перестали отправляться пассажирские суда и в свои, украинские, порта. Опустевшее здание морвокзала ветшало и постепенно приходило в негодность.

 

 

Несколько лет назад на него «положило глаз» руководство торгового порта. Стены вокзала обшили красными панелями, а окна засияли зеркальными стёклами. И обновлённое помещение превратилось в рабочую проходную на территорию предприятия.

 

Воздушные ворота закрылись со скрипом

 

Первый аэропорт в Мариуполе появился в 30-х годах прошлого столетия. Город рос и уже к 60-м годам стало ясно, что крупному промышленному центру необходим новый аэропорт, имеющий хорошую взлётную полосу, и обладающий возможностью пропускать больший пассажиропоток. Решение этого вопроса было реализовано в 1967 году в пяти километрах от западной окраины города. Четыре десятка самолётов взмывали в воздух ежедневно. В летнее время в месяц перевозилось до 25 тысяч пассажиров, а в год - до 120 тысяч.

 

 

Но в 90-х годах авиаперевозки были практически прекращены. Впрочем, потребность в услугах аэропорта ещё имелась, а потому с 1 ноября 2001 года аэропорт взял в долгосрочную аренду Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича. Два года спустя металлурги провели реставрационные работы всего аэровокзального комплекса. В мае 2004 года аэропорт официально стал считаться международным. В авиапарке авиакомпании «Ильич-Авиа» имелись два АН-140 и два ЯК-40. Самолёты осуществляли регулярные рейсы в Киев и Москву и чартерные - в Грецию (Афины и Салоники).

Казалось бы, мариупольский аэропорт получил новую жизнь, пусть и не насыщенную, но в 2008 году дал о себе знать экономический кризис. Меткомбинат закрыл свою авиакомпанию и отказался от аренды аэропорта.

В феврале 2012 года аэропорт взят в долгосрочную аренду ПАО «Азовобщемаш».

Весной того же года появился рейс в Грецию, а в июне была попытка возобновить регулярные полёты в Киев. Но уже осенью полёты из Мариуполя были прекращены по причине низкой заполняемости самолётов. Как отмечали горожане, стоимость билетов на авиарейсы оказалась слишком высокой и несоизмеримой с доходами большей части потенциальных пассажиров.

С тех пор регулярные рейсы из аэропорта приазовской столицы так и не были возобновлены. Сами же мариупольцы с тоской вспоминают времена, когда самолёты один за другим покидали взлётное поле. Кроме того, многие помнят, что в «годы расцвета» в аэропорту снимались некоторые эпизоды известного фильма «Маленькая Вера».

 

Поезд ушёл...

 

В 1882 году было завершено строительство участка Екатерининской железной дороги от станции Еленовка до станции Мариуполь. Тогда же в приморском городе появилось здание железнодорожного вокзала. К началу ХХ века мариупольский ж/д вокзал представлял собой одноэтажное длинное здание грязно-зелёного цвета. Со стороны перрона дежурный по станции, дёргая за верёвку колокола, оповещал об отбытии поезда.

От вокзального перрона в те годы отправлялись пять поездов - почтово-пассажирский до станции Дебальцево, товарно-пассажирский - до Воронежа, ещё три состава курсировали до порта и обратно.

 

 

В 1974 году был возведён новый железнодорожный вокзал. Здание оказалось светлым и лёгким, стены зала ожидания на втором этаже радовали пассажиров работами местных художников: мозаика - монументалистов Константинова и Кузьминкова; деревянное резное панно - Бочарова.

Пассажирские составы ежедневно следовали в Киев, Москву, Санкт-Петербург, Минск, Брянск, Воронеж, Львов и в другие города. Возле касс бурлили толпы людей, в зале ожидания найти свободное место было почти невозможно.

В годы обретения Украиной независимости мариупольский вокзал приобрёл статус «международного»: поезда по-прежнему курсировали в города (правда список их несколько поредел), которые находились уже по другую сторону полосатых столбиков.

Жизнь местного ж/д-сообщения резко пошла на спад, когда руководство «Укрзализницы» приняло решение об отмене ряда поездов. Один за другим прекратили своё существование поезда «Мариуполь - Полтава», «Мариуполь - Санкт-Петербург», «Мариуполь - Липецк»… Недовольным горожанам, устраивающим митинги и собирающим подписи под петициями, чиновники «Укрзализницы» объясняли, что сокращение пассажирских поездов вызвано «нерентабельностью» этих составов.

 

 

В качестве компенсационных мер Мариуполь был включен в «пятёрку» городов, между которыми начал курсировать двухэтажный поезд Skoda чешского производства. Предполагалось, что благодаря нововведению железнодорожное сообщение качественно улучшится. Однако вскоре выяснилось, рентабельность «чешки» оставляла желать лучшего, и двухэтажный скоростной поезд перестал появляться у мариупольского перрона.

В распоряжение горожан были оставлены поезда «Мариуполь - Киев», «Мариуполь - Львов», «Мариуполь - Харьков». Причём два последних ж/д руководство планировало отменить в ближайшее время.

Жителям столицы Приазовья пришлось убедиться, что худшее их ожидало впереди. После взрыва железнодорожного моста в Запорожской области мариупольские составы «перекочевали» в Бердянск.

 

Связующая нить

 

В 1967 году на улице Артёма, на месте бывшего подворья Свято-Успенского храма, было возведено здание мариупольского автовокзала. Над перронами установили навесы, под ними разместились скамейки. Автобусное сообщение стало очень популярным среди горожан.

Распад Союза почти не сказался на деятельности автовокзала. «Соцветие» конечных пунктов, в которые направлялись автобусы из Мариуполя и транзитные авто, состояло из нескольких десятков наименований - от близлежащих Бердянска и Новоазовска до крымской Ялты и Москвы. Пассажиропоток был настолько велик, что (особенно в летние месяцы) билеты приходилось брать задолго до дня отправления.

 

 

Последние события внесли коррективы в жизнь Центрального мариупольского автовокзала: из списка конечных пунктов исчезли крымское и новоазовское направления, в разы сократились рейсы в другие города, подорожал проезд и увеличилось время, проводимое в пути. Тем не менее, старый добрый автовокзал на сегодняшний день - единственная транспортная нить, связующая Мариуполь с остальным миром.

***

 Прежде чем отправиться куда-либо поездом, мариупольцам теперь надо попасть в Запорожье, Харьков или Бердянск. И, если в первые два города доехать можно без особых проблем, но за кругленькую сумму, то в Бердянск мариупольцам часто приходится добираться на такси, чтобы успеть к своему поезду.

Транспортная блокада, в которой оказался город, имеющий четыре вокзала, с каждым днём становится болезненней. Вернуть железнодорожное сообщение мариупольцам обещают чиновники различных рангов и структур. Однако воз пока и ныне там…

 


Марина ЛИТВИНОВА
Читайте также: