Унесённые с Донбасса ветром войны строят мирную жизнь в других городах (ВИДЕО)

Выехавшие с Луганщины Виктория и Руслан сыграли свадьбу первыми из жителей харьковского модульного городка для переселенцев.

Количество внутренних переселенцев в Украине приближается к 1,5 миллиона. Боевые действия на Донбассе оставили людей без жилья, без работы, ударили по здоровью. Спустя более года войны надежда на возвращение в родные места тает всё стремительнее. И вынужденные беженцы стараются обустроиться на новом месте.


Киев: учёный сражается с болезнью и занялся новой темой


Полный кавалер знака "Шахтёрская слава", кандидат экономических наук Леонид Стариченко, который более 35 лет отдал Донецкому научно-исследовательскому угольному институту, свыше десяти трудится в Институте экономики промышленности Национальной академии наук Украины вынужден был переехать из шахтёрской столицы во всеукраинскую. Пополнив армию переселенцев в Киеве (по последним данным, там уже — более 40 тыс. беженцев).

- Летом прошлого года казалось, что к осени всё успокоится. В начале июля я поехал в Киев, к дочке. Только документы с собой прихватил - и всё... Но на Донбассе началась полномасштабная война, так что в Донецк я уже не вернулся, - рассказывает Леонид Лазаревич. - Покинул его и мой сын, который осел в Мариуполе.

Вскоре в Киеве перебрался и институт, переоформив здесь юридический адрес. Учёные подтянулись не все. Но многие... Кто-то снял квартиру, кому-то помогли устроиться в общежитие. Из отдела перспективного развития топливно-энергетического комплекса, которым заведует Стариченко, прибыла примерно треть сотрудников.

- Отделения института есть в Краматорске, Днепропетровске. Многие наши сотрудники разбросаны по всей стране. Кто-то в Харькове, а кто-то и в Донецке остается. Работают дистанционно, - рассказывает Леонид Лазаревич. - Есть и те, кто трудится на ДНР, в том числе, люди, которых знал много лет и от кого такого не ожидал... Я вернусь только в украинский Донецк. Мои прадед, дед, отец - из Донбасса. И все эти годы этот край был украинским. И ни у кого в мыслях не было это оспаривать. Как оказалось, взбаламутить людей просто, а унять море глупости и гнева чрезвычайно тяжело...

Переживания ударили по здоровью В конце декабря у Стариченко обнаружили рак легких. Он прошел курсы химиотерапии, лучевой... Процессы удалось затормозить.

- Если бы не дочка, то бы..., - качает он головой. - У меня же нет сбережений. Благодаря дочери жив, она оплачивает услуги.

Но даже в таком состоянии он продолжает работать. Сейчас на стадии завершения трёхгодичная работа "Проблема обеспечения функционирования ТЭК". Уже получили "добро" на открытие новой темы "Государственно-частное партнерство" - проблемы передачи шахт и др объектов ТЭК в аренду, конфессию, совместная разработка месторождений.

- Большая часть шахт сейчас непонятно что собой представляют и к кому относятся. Некоторые на Донбассе перерегистрировались за пределами оккупированных территорий, хотя их же не передвинешь, - делится учёный. - На многих шахтах - проблемы вывозки угля. И в это же время от недостачи топлива останавливаются электростанции. Экономическая блокада бьёт по всем. Считаю, что это ошибочно. Нужно сохранять экономически связи, выработав понятную структуру отношений. Иначе мы окончательно отторгнем от себя оставшихся в оккупации людей.


Запорожье: спасает огород


Анатолий Шарапов, который ранее жил в районе аэропорта в Донецке, уже год как обитает в Запорожской области (туда перебралось около 65 тыс. переселенцев).

- После первых обстрелов мы отправили ребенка к бабушке в Запорожскую область. Потом начали массово бить по домам, рынкам. Я работал завхозом в школе, получил на руки трудовую книжку и был готов поменять место жительства. Но жена трудилась продавцом в магазине и ходила на работу под обстрелами. У моего друга сын играл в футбол во дворе, его убило. Тогда мы приняли решение уехать - рассказал Анатолий Дмитриевич изданию "Местные вести".

Они живут в пгт Черниговка (Черниговский район Запорожчины) с августа 2014-го. Шарапоав пытался найти дело, некоторое время занимался дезинфекцией помещений для скота. Но после работы с химикатами похудел на 20 кг и решил уйти на пенсию. Жена тоже не может нигде устроиться. Так что трудятся дома, по хозяйству.

- Живём вместе с тёщей, ей уже 76 лет, и она рада нашей помощи. Хотя я и городской житель, но быстро привык к сельскому укладу: встаём в 5 утра, работаем на огороде, делаем ремонт в доме, - рассказывает переселенец. - Новости не смотрю, чтобы не расстраиваться... За домом, конечно, ужасно скучаем... Наша квартира в Донецке, по словам соседей стоит целая, они присматривают за ней. А вот соседка со второго этажа пила чай на кухне, в окно залетел снаряд, и ранил ее. Мои родные - мама и сестра остались в Харцызске.

Помощь, по словам переселенцев, они получали, особенно радовались 4 тысячам на сына, которые дали весной. Самая большая проблема сейчас - собрать 10-летнего Данила к сентябрю в школу.


Харьков: волонтёры помогают со свадьбами


В Харьковской области количество переселенцев подбирается к 180 тыс. Некоторые из них уже вступили здесь в брак.

30 апреля первую "переселенческую свадьбу" сыграли 19-летняя Виктория Утишева и 23-летний Руслан Руднев - жители харьковского модульного городка для переселенцев. Местные власти вручили им подарки, пожелали долго и счастливой жизни. По их просьбе Харьковская епархия провела венчание, меценат оплатил праздничный обед. Волонтёры помогли невесте с прической, праздничным макияжем. Соседи украсили их корпус шарами, сердечками и плакатами.

Виктория рассказала, что познакомилась со своим мужем в кафе в Луганской области, вместе уже два года, около года из этого времени - в Харькове. Её любимому, который пять лет назад попал в тяжёлую аварию, нужно трижды в неделю проходить процедуру гемодиализа (у него отказали две почки). Но ребята верят в лучшее, в том числе, что найдутся отзывчивые люди и помогут с операцией.

А на днях поженились переселенцы из Горловки - Марина и Денис Матвеевы. 27 июня ребята расписались в Изюме, потом приятели отвезли их в Харьков, где волонтёры организовали торжество в слобожанском стиле - с обрядами и хороводами.

В Горловке Марина и Денис жили в одном дворе и познакомились в общей компании. Хотели пожениться, но помешала война. "Оставаться в родном городе было небезопасно, тем более, что у меня есть ребеёок, и в этом году ему нужно идти в первый класс. Денис настоял, чтобы мы уехали, - рассказала Марина "Вечернему Харькову". - Уезжали из Горловки под "Градами". На первом же блокпосту со стороны так называемой "ДНР" автобусы остановили, мужчин вывели и заставили копать окопы. Спустя полтора часа мы снова тронулись и добрались до Изюма уже без приключений. Страшно было в незнакомом городе, но нас хорошо встретили, местные жители помогли поселиться в частном доме, обеспечили предметами первой необходимости".

Ребята не сидят без дела: Марина устроилась волонтёром - регистрировать переселенцев, Денис стал охранником в офисе, где работает любимая.

Узнав, что ребята решили пожениться, волонтёры "Станции Харьков" кинули в соцсетях клич и стали собирать необходимые молодожёнам вещи. "Нужно было абсолютно всё как жениху, так и невесте. У ребят даже обуви не было, - сообщила волонтёр "Станции Харьков" Анжелика Ибр. - Благодаря неравнодушным людям нашлось помещение и повара. Продукты тоже от спонсоров - рыба, курица, соленья и шикарный свадебный торт. Свадебную арку и немного декора нам бесплатно предоставят местные флористы. А тамадой стал один из бывших жителей Донецка".


Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА.
Читайте также: