Другой Донецк: хроники оккупированного города

«Рассрочка в ад, или «Министерство информации ДНР» информирует». Так иронично назвала этот снимок, сделанный ею на одной из донецких улиц, журналистка Лариса Лисняк.

Огромный и прекрасный, он поразительным образом сочетал в себе несочетаемое: промышленность и культуру, героев и бандитов, миллион алых роз и дымящиеся трубы заводов, Евро-2012, когда на улицах мегаполиса братались люди со всего мира, и разговоры о своей «особенности», «Донбассе, кормящем всю Украину»... Враг знал, куда бить. Идея «избранности», мечты о «русском мире», о «добром Путине, который придёт и нас заберёт», обернулись адом войны: страшные разрушения, огромное количество погибших, раненых, пропавших без вести, оказавшихся в плену, вынужденно покинувших родной город. Город, который менее чем за два года стал другим. В нём остались патриоты, но они вынуждены скрывать свои взгляды. Отдушиной для них являются соцсети, где эти люди делятся хрониками оккупированного Донецка.

 

Холод, безработица и «новые кадры»

В Сети гуляет письмо дончанина, который задаёт риторические вопросы руководству «республики». Вот отрывки оттуда:

«...Почему люди постоянно мёрзнут из-за ненадлежащего давления газа в трубах, вследствие каких-то проблем с олигархом Курченко? Мы вообще не хотим и не должны вдаваться в детали ваших соглашений с кем бы то ни было. Эти постоянные искусственные митинги с акцентом на личности Курченко - зачем? Нам не надо знать, с кем вы там торгуете и почему нет газа. Нам это не интересно. Заключайте договора с другими организациями или торгуйте с Россией, без посредников. А то ведь вы позиционируете её (Россию) как нашего главного союзника и брата, а проблемы с бензином и газом постоянные. Почему? Не потому ли, что вы занимаетесь личными махинациями в этой сфере, с целью набить свой карман, а на людей обращаете внимание в последнюю очередь?

...Почему вы закрываете глаза на то, что происходит на ДМЗ? Людей увольняют, силой заставляют писать заявления на бесплатные отпуска, сокращают рабочий день и т.д. Полнейший произвол! Да, делается это с акцентом на то, что у завода нет возможности полноценно вести торговлю в сложившихся условиях. Так создайте эти условия заводу! Там же работают тысячи дончан! Вы, когда захватывали эту территорию, не думали, что надо будет обеспечивать здешние предприятия заказами и условиями для работы? А как теперь быть с людьми? Завод скоро превратиться в хлам, а тысячи дончан будут выкинуты на улицу!

...Вы, придя к власти, говорили о новых кадрах - молодых, перспективных и прогрессирующих. Однако то, что видят дончане - полная противоположность тому, что вы обещали. Яркий пример - «мэр Донецка» Игорь Мартынов (бывший руководитель парка им. Щербакова - прим. А.П.). Это тело (не побоюсь этого слова) при украинской власти также было одним из действующих лиц в городе. Так что изменилось, если он, по сути, остался на своём же месте?»

 

«Что такое - тысяча рублей?»

Недавно в Интернете на канале «YouTube» появилось видео, на котором жители Донецка признаются, что из квартир «защитники» то и дело выносят чужое имущество, многие дома разбиты, шахту «Октябрьская» режут на металлолом, фурами вывозя конструкции...

«У меня жена работает на заводе. Она получает минимальную зарплату - 1000 рублей. Что такое тысяча рублей? Завод не будет работать, пока будут идти боевые действия», - делится один из жителей города.

 

«Свадьбы не гуляют, одни похороны»

А вот какими размышлениями делится женщина, пишущая в одной из соцсетей под псевдонимом Виктория Донецкая:

«На лицах людей растерянность и страх: свадьбы не гуляют, одни похороны, и на них народ не ходит - привыкли к смерти, это ужасно.
 Сегодня задала вопрос в магазине двум продавцам: «А вам нравится жить в ДНР?» На что они в один голос ответили: «Пусть хоть Китай или Гондурас, только бы не стреляли и работа была».

«Вот это и плохо, - говорю я. - Недавно такие радостные бежали на референдум, а теперь...».

«Та дурные были - и бежали... Вернуть бы время назад, мы бы никогда не повелись на эту брехню, - высказалась одна из продавщиц. И добавила: - А теперь «Захермаркет» (так в народе называют отжатую главой ДНР Александром Захарченко торговую сеть АТБ, гордо именуемую «Первый республиканский» - прим. А.П.) торгует, а мы лапу сосём. Там же на три копейки дешевле... Ну и что изменилось? Одних бандитов поменяли на других, вернее добавились и другие бандиты. А бежать нам некуда, нас нигде не ждут. Вон с России возвращаются, и из Крыма бегут, а Украине мы теперь и вовсе не нужны».

...А ведь всё могло быть иначе, а теперь - «серая зона».

 

«Нормальная жизнь - в прошлом»

На своей страничке в «Фейсбуке» Марина Григорьева делится такими картинками из оккупированного мегаполиса:

«Он чистый, как всегда. Но я замечаю только драные плакаты с пропагандой новой «власти», с портретами кремлёвских «шестёрок». Иллюзия нормальной жизни (в которую кто-то ещё продолжает верить) с фотографиями счастливых деток, уверенных в завтрашнем дне. Фото врачей, сварщиков и шахтёров, так сказать, рабочих, которым будто бы принадлежит этот город. Фразы из Святого Письма подло используются Кремлём, чтоб окончательно запутать людей. Обещания рабочих мест и гражданского строительства - всё шито белыми нитками, но это видно не всем.

Забитые плитами OSB магазины, пустые павильоны былой торговли автомобилями, вывески бывших банков, бывших нотариусов, турфирм, перевозчиков и другого бывшего бизнеса, бывший аэропорт, пустой ж/д вокзал.

Заклеенные крестом стёкла, забитые окна многих квартир, особенно в районах, которые подвергались частым обстрелам, и тех, из которых всё время били рашистские пушки, разместившись в наших жилых кварталах.

Нормальная жизнь в прошлом. Мы ещё живём в 2014-м. Как будто и не было у нас Нового, 2015-го и 2016-го, года. Встреченные в оккупации, они просто слились в один тяжёлый длинный период, состоящий из месяцев, дней, минут. Некоторые минуты под удары собственного сердца были длиннее недель.

Вспоминается 2012-й, когда все гордо бегали по городу с украинскими флагами, и никто не думал назвать футбольных болельщиков бандеровцами, все были патриотами своей страны. Были митинги за единую Украину, флаги, многие из моих знакомых выучили слова Гимна...

Потом титушки били стёкла, машины и людей... Вскоре началась окончательная оккупация...

...Боже, Боже, как страдают здесь в оккупации такие детки, как моя племянница, любящая Украину. У них война отняла два года детства и Родину. А они наоборот укрепились в своих убеждениях, невзирая на все политические перипетии и унижения, которые мы здесь терпим».

 

«Люди спасаются самоиронией»

Ещё одни впечатления от Натальи Гаджи:

«Походила сегодня по Донецку... Из нового только продуктовые магазинчики тут и там, да конторы по оформлению абсолютно всех возможных документов в Украине... Да ещё эпидемия, которая тут, как бы не эпидемия. И лекарств от неё нет. Нет, ну можно, конечно, иммунал какой-нибудь себе позволить за 820 руб. или арбидол за 500, пошиковать....

... Но город смеётся над тем, что из него пытаются сделать. Стиснув зубы, держится, спасаясь сарказмом и самоиронией. Не верьте в пропаганду, люди! Не ведитесь на борды и флаги - их вешаем не мы. Это нарочно создают картинку, для того, чтобы у вас возникло отвращение к Донецку и всем, кто здесь остался. И ждёт вас».

 

Доносы и облавы

Свой пазлик в общую картину добавляет и Алекс Донецкий:

«Студентов заставляют писать доносы, запрещают писать в Сетях информацию, которая дискредитирует ДНР (альтернатива - «подвал»). С февраля резко поднимают налоги, причём с оборота (малому бизнесу - конец, супермаркеты Захара процветают). Практическую каждую ночь - облавы по городу (с войнушкой).

У нас в основном российские медикаменты сомнительного качества, что приводит, в лучшем случае, к осложнениям (как правило, почки). Много летальных исходов при гриппе. В декабре и в начале января во многих районах города не было отопления и горячей воды...

В Донецке много людей, которые ждут освобождения. И не просто ждут, а борются, как могут... Это только небольшой штрих к той картинке, которую пытаются навязать в СМИ РФ и ДНР - «всё нормально, город живёт». На самом деле люди как в резервации».

 

Уверенный марш в никуда

«Пускай мы развиваемся не так быстро, но уверенно. Мы развиваемся своим производством, увеличением зарплат, пенсий и т.д.», - заявил недавно вожак ДНР Александр Захарченко.

На самом деле оккупированная территория Донетчины уверенно сползает в никуда.

Смертность растёт колоссальными темпами, рождаемость падает (хотя статистику тамошние (дез)информаторы выстреливают, конечно, совсем иную). Даже те, кто вынужденно остаётся на территории ДНР, регистрируют детей на украинской территории. Никому не нужны липовые бумажки - «свидетельства о рождении ДНР». Равно как тамошние «паспорта», которые недавно презентовал Захарченко, нарвавшись на шквал критики от местного населения (обещали же паспорта РФ, которые никто раздавать не собирается).

Улицы Донецка изуродованы портретами Сталина и мемориальным табличками, посвящёнными перебитым «ополченцам». Главари «республики» пытаются возродить Пионерию (намеревались назвать это движение «захаровцы», но одумались), каждый день рассказывают ужасы о «наступлении Украины и иностранных наёмников», а также о том, как «погубили нашу нравственность кока-кола, Микки Маус и джинсы».

Между тем, тружеников выбрасывают с работы, шахты затопляются, заводы режутся на металлолом. Основными источниками «доходов» стали контрабанда, «отжим» имущества, взятие в заложники с целью получения выкупа. И, собственно, война.

...В общем, кроме возможности в любой момент стать жертвой осколка или пули, у жителей ДНР масса других бед. То с газом проблемы, то с топливом, то с водой. С образованием. С документами. С пенсиями. С будущим...

«Оккупированный Дoнбacc быcтpo пpeвpaщaeтcя в Сeвepную Кopeю, co вceми coпутcтвующими aтpибутaми - звepcтвaми, бeднocтью, «зaхapoвцaми» и дpугим мpaкoбecиeм. Впepeди - тaлoны, oчepeди, дeфицит. Жaль, чтo нopмaльныe люди лишилиcь вceгo и вынуждeны жить в этoм кошмаре из-зa мaниaкaльных кpeтинoв, тpeбующих кнутa», - делает вывод донецкий жуpнaлиcт-переселенец Дeниc Кaзaнcкий.

 

Андрей ПИТОНОВ.


Читайте также: