7 проблем пропускных пунктов на Донбассе, которые должна решить власть
Общественная организация "Фундация 101" подвела итоги работы в рамках проекта "Прифронтовая инспекция" за сентябрь 2015 - февраль 2016 года, в ходе которого наблюдатели организации проводили мониторинг КПВВ "Зайцево" и "Новотроицкое". Наблюдатели составили список из 7 пунктов, которые должны быть решены властями Украины, пишет vchaspik.ua.
Ежедневно наблюдатели "Фундации 101" следили за работой пропускных пунктов, за соблюдением прав человека и законов Украины служащими, работающими на пропускных пунктах. Суммарно наблюдатели провели 96 дней на КПВВ "Новотроицкое" и 107 дней на КПВВ "Зайцево".
В ходе работы наблюдатели провели анкетирование 439 человек, пересекающих линию разграничения и составили список проблем, которые власти Украины должны решить в первую очередь.
1. Плохие предупреждения о заминировании обочин
Установленные на обочинах перед КПВВ таблички о минировании территории слишком маленькие - их размер равен бумаге формата А4 - и не привлекают внимание граждан. Наблюдатели предлагают установить таблички большего размера и установить ограничение в виде проволоки, либо провести полное разминирование территории.
2. Большое количество людей на "нулевых" блокпостах
Из-за неудобной организации автобусных перевозок на КПВВ ежедневно в очередях на "нулевых" блокпостах скапливается большое количество людей, которые могут оказаться под обстрелом в любой момент.
Так, на КПВВ "Зайцево" пассажирский автобус из Бахмута вынужден останавливаться и ждать, пока пограничники проверят всех пассажиров - на эту процедуру уходит достаточно много времени. А если в очереди стоит несколько автобусов, людям приходится ожидать по несколько часов.
Из-за такой большой задержки автобусов, люди, находящиеся на "нулевых" блокпостах в очередях в обратном направлении, не могут уехать из небезопасной зоныа, ожидая автобусов из Бахмунта.
"Фундация 101" предложила свою идею организации перевозок так, чтобы прохождение людьми контроля на линии разграничения не влияло на движение автобусов. В частности, предлагается разделить маршрут на два автобуса: один автобус будет подвозить людей до КПВВ, а второй будет забирать их после прохождения контроля.
3. Выезд и въезд на неподконтрольную украинским властям территорию Донбасса с детьми
Выехать из зоны АТО с ребенком, согласно Временному порядку пересечения линии соприкосновения, можно как с одним родителем, так и с двумя, однако вернуться назад с детьми можно только в присутствии двух родителей, либо имея при себе доверенность от второго родителя.
Наблюдатели неоднократно фиксировали факты неосведомленности граждан о подобных правилах. Нередки случаи, когда один из родителей, краткосрочно выезжая с ребенком с неподконтрольной территории, не может вернуться домой, так как не имеет доверенности от другого родителя.
Для решения проблемы в "Фундации 101" предлагают в обязательном порядке уведомлять выезжающих из зоны АТО родителей с детьми о расхождениях в процедуре пересечения линии разграничения, а также установить таблички на самом КПВВ с информацией об этом.
4. Грубое отношение госслужащих к гражданам
Наблюдатели неоднократно фиксировали факты невежливого и грубого отношения сотрудников проверяющих органов к гражданам Украины, пересекающим линию разграничения. В частности, такие случаи неоднократно фиксировались на КПВВ "Зайцево" после ротации пограничников в октябре-ноябре 2015 года.
Например, были случаи, когда человека отправляли в конец очереди из-за того, что он не понравился госслужащиму, заявляют в "Фундации". Также был зафиксирован случай порчи личного имущества гражданина Украины военнослужащим. По этому факту организация обратилась в Госпогранслужбу Украины и в министерство обороны, но никакого ответа не получила.
В "Фундации 101" считают, что для работников пропускных пунктов необходимо провести специальные курсы и установить жесткий контроль за их работой.
5. Взяточничество
Люди, пересекающие линию разграничения рассказывали наблюдателям о фактах коррупции среди работников пропускных пунктов.
На КПВВ "Новотроицкое" 31,5% граждан признались, что получали предложения ускорить за денежное вознаграждение проезд через пропускной пункт. Из них 3/4 отметили, что предложения поступали от частных лиц, и четверть сообщили о предложениях от представителей власти или проверяющих служб.
На КПВВ "Зайцево" 18% граждан сообщили о предложениях за денежное вознаграждение ускорить процесс прохождения пункта въезда-выезда. Из них 63% указали, что предложения поступали от частных лиц, в том числе 8 опрошенных сообщили о таких предложениях со стороны частного нотариуса из Горловки, а остальные 37% получали такие предложения от представителей власти или проверяющих органов.
Также в общественной организации рассказали о случая предложения сотрудниками Госпогранслужбы за вознаграждение организовать пересечение линии разграничения без очереди. По свидетельствам граждан, сумма взятки за возможность попасть в льготную очередь, не имея на то оснований, составляет 200 грн. Люди также отмечают, что часто сами становятся инициаторами передачи взятки для ускорения прохождения проверки на КПВВ.
Для решения проблемы наблюдатели предлагают усилить контроль за работой сотрудников пропускных пунктов.
6. Бессмысленные логистические центры
Регулярно фиксировались факты направления граждан, отправляющихся в логистический центр, в общую очередь после пересечения "нулевого" блокпоста на КПВВ, в то время как для этого существует отдельная очередь.
Из-за таких действий теряется смысл использования логистического центра, так как люди могут сразу направится в подконтрольные украинским властям города и там покупать необходимые продукты.
По мнению наблюдателей, решением проблемы может стать организация системы пропуска людей через блокпост первого рубежа таким образом, чтобы те, кто направляется в логистический центр, могли проехать туда не ожидая в общей очереди.
7. Большие очереди
Главнейшей проблемой для граждан являются большие очереди, скапливающиеся перед пропускными пунктами ежедневно. Также фиксировались случаи, когда люди, не успевшие пересечь линию разграничения до закрытия проезда через КПВВ, были вынуждены ночевать на дороге или возвращаться назад.
По мнению "Фундации", основной причиной очередей является большое количество людей, желающих пересечь линию разграничения - в 2015 году таких было больше 4,5 млн человек. Для решения этой проблемы предлагается увеличить количество проверяющих на пропускных пунктах, открыть новые КПВВ и создать условия для полноценной работы логистических центров.
Фото: donbass.comments.ua/