Не фотографировать на улице, не разговаривать со случайными попутчиками, следить за содержимым телефона - правила выживания в "ДНР"

Не фотографировать на улице,  не разговаривать со случайными попутчиками, следить за содержимым телефона - правила выживания в "ДНР"

Дончане второй год живут, как в шпионском фильме – все вокруг подозрительны, а бабушки вызывают полицаев. Об этом, опираясь на рассказы  жителей "ДНР", пишет segodnya.ua.

За два года жизни в оккупированном боевиками т.н. "ДНР" Донецке местные жители уже успели определить для себя некие правила, которые стоит соблюдать, если не хочешь проблем. Раньше, до прихода боевиков, никому и в голову бы не пришло, к примеру,  бояться фотографировать на улице или брать разрешение на вывоз собственной мебели из города. 

Летом 2014-го боевики объявили в Донецке военное положение, и под это объявление тысячам мирных жителей пришлось перекраивать всю свою жизнь.

"Вот уже второй год у меня половина балкона заставлена баклажками с водой – потому что частенько слышу, что снова обстреляли фильтровальную станцию или водовод, значит, будут перебои с водой. В кухонных тумбах лежит неприкосновенный запас круп и консервов, спичек и соли – если вдруг въезды в город будут заблокированы окончательно и прекратится подвоз продуктов. Мое правило – мобильный телефон всегда должен быть заряжен. Мало ли что, вдруг несколько дней света не будет, – рассказала дончанка Юлия Коровина. – Ну, о том, что в комендантский час лучше на улицу не высовываться, думаю, все и так знают. На провокационные разговоры случайных попутчиков или прохожих "вестись" нельзя, когда говоришь по телефону, надо избегать некоторых слов и фраз, чтобы не подумали, что ты диверсант или шпион. Понимаю, что это паранойя, но у нас уже столько всего было, что лучше перестраховаться".

Было всякое, говорят дончане: и подозрительные взгляды на украинский герб на обложке паспорта, и звонки в т.н."МГБ" с требованием арестовать нагрубивших соседей. Чаще, конечно, приходилось приспосабливаться к более бытовым вещам.  

"Фотографировать на улице крайне нежелательно. Тем более, если объектом съемки является какое-нибудь здание или панорамный вид. Всех уже так запугали различными диверсионными группами, что прохожие будут коситься на вас, как на какого-то шпиона, а какая-нибудь бабуля обязательно вызовет местных полицаев, – рассказал местный житель Александр. –  Я с другом разговаривал, у него как раз есть знакомые в тех кругах. Так он говорит, что каждый день постоянно кто-то звонит и докладывает о шпионах, которые ходят по Донецку и разбрасывают маячки. Даже если местная "полиция" и не захочет приезжать на подобный вызов, то, какой-нибудь дядя Вася легко может полезть в драку только потому, что ему что-то показалось".

Украинский язык – несмотря на то, что второй "государственный", в т.н. "ДНР" вызывает у некоторых дончан стойкое неприятие, вплоть до подозрительности.

"Жить в "ДНР" – это как в шпионском фильме, где вокруг тебя незнакомые люди, которые по определению могут быть настроены недоброжелательно. А уж если ты говоришь по-украински или на суржике, автоматически подпадаешь под подозрение. Раньше я часто употреблял слова благодарности "Вельможе дякую". Ну а что тут такого? Звучит красиво и певуче. Или восклицание "Трясця йому!". Но теперь про украинскую речь можно забыть. Иначе какая-нибудь бдительная пенсионерка позвонит куда надо, и будут проблемы. У меня сосед по подъезду – сторонник "ДНР" и состоит в каком-то батальоне. Постоянно в камуфляже ходит, важный такой. Но, недавно был случай, он мне подъездную дверь придержал, и я ему возьми и буркни: "Дякую!" Он на меня так посмотрел, что внутри все похолодело, но ничего не сказал. А за пару дней до этого, я иду домой и слышу, как из-за их двери в несколько глоток поют "Червону руту".

Все, что касается техники – телефон, ноутбук, фотокамера – все должно быть зачищено на предмет запрещенных в т.н. "ДНР" снимков или записей. "Живя в Донецке, приходится себя контролировать практически во всем. Историю своего телефона чищу постоянно. Я с него просматриваю различные информационные ресурсы, часть из которых – украинские. Фотографии из Киева, сделанные еще летом 2013, также из телефона перенес на компьютер. И подобная осторожность меня выручила. Как-то раз в Донецке меня остановил патруль. После проверки документов и похлопывания по карманам, они начали рыться в моем телефоне. Я не возражал, а сам мысленно себя хвалил за то, что удалил все, что могло показаться им подозрительным", – поделился Виктор Заречный.

Дончане охотно делятся своими наблюдениями о жизни в соцсетях. "За два года жизни в Донецке ты хорошо уже знаешь, что в 4 часа утра идет дежурный троллейбус… Не пытаешься зайти в "центробанк ДНР" с 4 по 25 число, потому что там дают пенсии, и плательщикам за квартиру там делать нечего… – написала дончанка Яна. – Ты умеешь провозить на себе через блокпосты до 10 килограммов лекарств, рассовав их в одежду и еще куда-нибудь и при этом сохраняя непринужденное лицо и походку. Твой паспорт потрепан от частого "Откройте на первой странице! Так, а теперь страницу с пропиской...".

Точки обналичивания банковских карт, телефонные номера водителей, умеющих провозить через блокпосты быстро, хотя и дорого, координаты продавцов недорогого мяса (молока, яиц, картошки) – все это можно найти в телефонной книжке обычного дончанина. Жители шахтерской столицы научились решать свои проблемы сами с учетом обстоятельств.

"Когда мы выезжали в Артемовск, мы погрузили в "микрик" немного мебели – детские кроватки, пару стульев, стол журнальный. На первом же блокпосту "ДНР" нас остановили и завернули. Сказали, надо идти брать разрешение в "Доме правительства" на вывоз мебели и техники (мы везли ноутбуки), опечатывать, делать опись вещей и прочее. Мы доказывали, что это наши вещи, и мы хотим уехать как можно быстрее – бесполезно. В "Доме правительства" мы так и не нашли, где брать какое-то разрешение – нас футболили из кабинета в кабинет. В итоге мы плюнули, оставили мебель в квартире и уехали без нее. Потом продали квартиру вместе с мебелью", – рассказал бывший дончанин Илья Кругленко.

Продажа жилплощади вместе с гарнитурами, коврами и люстрами – не совсем новый, но все-таки тренд Донецка. Вывезти вещи нереально: боевики не дадут, да и аренда грузового фургона влетит в серьезную копеечку. Наличие мебели на стоимость квартиры не влияет, бывшие хозяева рады избавиться от всего старого.


Фото: vlada.io/
Читайте также: