Война и дети: шокирующие данные с Донбасса
Сегодня, 21 мая, полицией Донетчины проведена конференция по вопросам безопасности детей в зоне боевых действий и представлен отчет о деятельности полиции в сфере ювенальной превенции, защиты прав и законных интересов детей. Начальник ГУНП в Донецкой области Вячеслав Аброськин вместе с директорами школ Лесей Коссе и Людмилой Панченко, которые уже 2 года работают под обстрелами террористов, вынес на обсуждение проблемы детей, проживающих на линии разграничения.
Участие в мероприятии приняли руководители структурных подразделений полиции Донецкой области, председатель общественной организации "Лига будущих полицейских" Ирина Павленко, представители Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.
Генерал отметил, что сегодня полиция Донецкой области уделяет много внимания подрастающему поколению, но этого недостаточно. Катастрофически не хватает специалистов, ответственных за линию работы с детьми. Сейчас на всю область по направлению ювенальной превенции работают только 56 полицейских на 24 территориальных органа полиции. Некомплект подразделения достигает 50%.
Возможности комплектовать отдел ювенальной превенции пока нет в связи с реформированием полиции и отсутствием окончательно утвержденной структуры ГУНП в Донецкой области. Работой с детьми занимаются сотрудники управления превентивной деятельности.
- За счет большого количества переселенцев, выехавших с оккупированной территории, а также перемещения граждан из-за боевых действий мы потеряли контроль за частью проблемных семей, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, мы не всегда можем увидеть, где эта семья живет, что с этими детьми. В Торецке несколько месяцев назад мать просто забила до смерти свою двухлетнюю дочь. Можно считать, что в этой ситуации виноваты и мы. Мы не увидели, что такая семья есть. Она на учете не состояла, с ней не работали психологи, в результате ребенок погиб. Мы будем ходатайствовать перед главой Национальной полиции Хатией Деканоидзе об увеличении количества специалистов ювенальной превенции, чтобы мы имели возможность своевременно выявить угрозы для детей и оказать помощь, - отметил Вячеслав Аброськин.
Глава полиции подчеркнул, что основные задачи - собрать информацию обо всех семьях этой категории и организовать с ними систематическую превентивную работу, чтобы не допустить насилия в отношении малышей и любого нарушения прав детей.
Для этого в полиции Донецкой области создана специальная профилактическая программа, в рамках которой полицейские заходят в каждый дом, чтобы проверить, кто в ней живет, какие у граждан есть проблемы, какая помощь нужна. На сегодня уже установлено 418 семей, попавших в сложные жизненные условия, в них воспитывается 718 детей.
Всего на подконтрольной территории проживает 312 тысяч детей - это почти половина всех детей, которые жили в Донецкой области до войны. Каждый пятый ребенок - переселенец, в результате террористической агрессии родной дом потеряли 69 тысяч детей.
За период боевых действий в Донецкой области погибли 50 детей. 138 получили ранения, 20 из-за обстрелов остались сиротами.
До сих пор обстрелам боевиков подвергаются Марьинка, Авдеевка, Красногоровка, Гранитное и другие. В непосредственной близости от линии разграничения продолжают работать 37 школ, в которых учатся 6,5 тысяч детей.
В связи с повреждениями и опасностью для детей 13 школ пришлось закрыть. Одна из них - в Павлополе, куда до сих пор прилетают снаряды. Однако в селе продолжают жить 25 детей, которые, несмотря на обстрелы, они каждый день ездят на учебу в соседнее село.
Всего на подконтрольной территории сейчас работает 556 школ, где знания получают 149 тысяч детей. На оккупированной территории осталось 537 школ, из них не работают 23 школы.
Своими проблемами и опытом сотрудничества с полицией поделились директора школ села Гранитное и г. Марьинки, которые, несмотря на тяжелую ситуацию, артудары и значительные повреждения, боролись за то, чтобы их не закрыли и детям было, где учиться.
По словам директора Гранитненской школы Леси Коссе, учебное заведение было сильно разрушено, не было окон, отопления, крыши, но при поддержке полиции школа смогла открыться и принять учеников.
- Я очень рада, что благодаря полиции мы не попали в число тех 13-ти закрытых школ. Мы на нулевой линии, после нас ничего нет, там уже идет война. У нас только 2 недели назад был назначен педиатр, 3 недели назад была открыта аптека. Ничего этого не было, а школа работала, - отметила Леся Коссе.
Участники конференции отметили необходимость, чтобы в каждой школе на линии разграничения работали психологи. На сегодня их нет, в то время как в условиях боевых действий дети нуждаются в квалифицированной и своевременной помощи специалистов со спецподготовкой, отмечает отдел коммуникации ГУНП в Донецкой области.
- Ко мне недавно пришла мать и вспоминала. Был сильный обстрел, ее сынишка ходит в 3-ий класс. Она его посадила в комнату, которую считала безопасной, а сама бегает туда-сюда, а он просит: "Мама, сядь рядом". Спрашивает его: "Чего сынок, боишься?" А он говорит: "Нет, если попадет снаряд, хочу, чтобы мы вместе умерли". Представляете, как в нашу жизнь вошла война, и как нам нужны психологи? - говорит Леся Коссе.
Директор отметила, что, по ее мнению, нужно закрепить защиту прав детей, которые непосредственно живут на линии огня, в рамках закона и предоставить им статус.
В школе №2 г. Марьинки, расположенной в 1,5 км от линии огня, также учится 158 учеников.
- С 1 сентября к нам вернулось 22 ребенка. Начинали учебный год трудно: нашу школу тоже хотели закрыть, но с поддержкой начальника областной полиции Вячеслава Абоськина все увидели, что у нас есть надежная защита, - отметила директор марьинской школы Людмила Панченко.
Генерал отметил, что именно для того, чтобы заниматься детьми с линии разграничения, создана общественная организация "Лига будущих полицейских", которая на сегодня объединила более 500 детей. Лига является средством коммуникации между полицией, детьми и учителями.
- Мы продолжаем работать в сфере ювенальной превенции, защиты прав детей, выявлять нерадивых родителей, проводить с ними необходимые беседы, в случае необходимости выходить с вопросом о лишении их родительских прав. Это главная наша работа. Конечно, мы готовимся к оздоровительному периоду, чтобы полностью обеспечить безопасность детей на время отдыха. Продолжаем заниматься воспитанием молодежи, чтобы террористы не ломали детство нашим детям, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, понимали, что мы рядом, бьемся за каждого из них. Прошу общественность и средства массовой информации тоже поднимать проблемы детей, живущих на линии разграничения, - отметил Вячеслав Аброськин.