База переселенцев: почему с ней столько тянули и чего теперь ждать
На прошлой неделе Кабмин Украины принял постановление об утверждении порядка создания, ведения и доступа к сведениям Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах (ЕИБД ВПЛ). Премьер Владимир Гройсман отметил, что создание реестра ВПЛ позволит определить оптимальные пути их поддержки. Но вопрос в том, почему чиновники решились на такой шаг, спустя почти 2,5 года после начала АТО и появления первых переселенцев из Крыма и Донбасса?
Вот как рассуждает по этому поводу аналитик и консультант по юридическим вопросам ОО "Сообщество беженцев из Донецка и Востока Украины"; независимый эксперт в сфере международных вооруженных конфликтов и политических сношений Святослав Богданов на сайте 112.ua:
"В феврале 2015-го "Укринформ" опубликовал сравнительную статью о ситуации с ВПЛ в Грузии и Украине, в которой экспертное мнение выразила руководитель ассоциации внутренне перемещенных лиц "Согласие" из Грузии Юлия Харашвили. Она отметила, что после первой волны цхинвальских беженцев в 1992-м году власти Грузии надеялись на постепенное утихание вооруженного конфликта и скорейшее возвращение людей в свои дома. А потому никаких существенных действий или решений, направленных на долгосрочную поддержку ВПЛ, руководством страны не принималось. 14 лет спустя жесткий доклад уполномоченного представителя ООН по правам беженцев заставил грузинские власти разработать стратегию интеграции ВПЛ. Но и она существовала лишь на бумаге из-за нехватки государственных средств. И только после событий в Южной Осетии в августе 2008-го и выделения европейскими донорами почти 4,5 млрд долларов в вопрос помощи грузинским ВПЛ вдохнули новую жизнь.
Подобная ситуация имела место и в Украине в середине 2014-го после аннексии Крыма и начала активных боевых действий на Востоке страны. Поток миллионов переселенцев из указанных оккупированных территорий был для нашего государства беспрецедентным. И поскольку страна не сталкивалась с подобными вещами до этого, то и действенных инструментов работы с ВПЛ просто не существовало.
Однако уже тогда, в начале 2015 г., Харашвили удивлялась, что Украина через полгода после появления первых вынужденных переселенцев до сих пор не создала и не ввела единый всеукраинский онлайн-реестр ВПЛ, который бы позволил централизовать учет последних. А это в свою очередь способствовало бы активному взаимодействию органов исполнительной власти, благотворительных и волонтерских организаций, в т.ч. иностранных, а также других сопутствующих структур в вопросах оказания необходимой помощи внутренним переселенцам в их интеграции на новых местах.
Хотя Грузия и имеет больше опыта работы с этой категорией населения, но лишь украинские эксперты из числа ВПЛ имеют возможность изнутри охарактеризовать отечественную ситуацию по этой проблематике. Для этого мы обратились к руководителю Черкасского обособленного подразделения ОО "Сообщество беженцев из Донецка и Востока Украины" Александру Лавриненко. Он сам с началом войны на Донбассе вместе с семьей покинул родной дом в Донецке и по собственному опыту знает, с какими проблемами приходится сталкиваться внутренним переселенцам каждый день.
В частности, как и Юлия Харашвили, Александр придерживается мнения, что Единая база данных ВПЛ не была создана сразу же в 2014 году именно из-за того, что и украинская власть, и сами жители оккупированных территорий Крыма, Луганской и Донецкой областей надеялись на быстрое окончание всех геополитических "проблем" в нашей стране.
Однако, время шло, антитеррористическая операция лишь набирала обороты, и впоследствии эти надежды становились все призрачнее, а ежедневные проблемы с жильем, трудоустройством, образованием для детей и т. д. – каждый раз реальнее.
На вопрос, какую пользу должна принести ЕИБД ВПЛ, украинский эксперт отметил, что, по его личному убеждению, такое нововведение скорее призвано помочь не переселенцам, а государству сохранить свои средства. Ведь внедрение централизованного всеукраинского реестра ВПЛ предусматривает доступ к нему абсолютно всех связанных с этим вопросом органов и структур. Благодаря этому, сразу будет обнаружено переселенцев, зарегистрированных дважды в разных регионах для получения двойных выплат или лиц, которые постоянно проживают в ОРДЛО, но зарегистрированы в качестве ВПЛ и регулярно получают соцпомощь и др.
Лавриненко не отрицает факта наличия таких "экземпляров" среди переселенцев, так же, как и потребности в прекращении подобной практики. В то же время, он уверен, что выявление недобросовестных ВПЛ не должно быть единственной целью создания указанной базы.
Для этого, по его мнению, есть постановление Кабмина от 08.06.2016 №365, п. 9 обязал внутренне перемещенных лиц, получающих социальную помощь, "в 10-дневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства/пребывания структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту жительства/пребывания". Другими словами, хочешь получать выплаты – отчитывайся о своем местонахождении. Кстати, относительно ограничения прав и свобод ВПЛ, предусмотренных этим постановлением, правозащитники трубят на всю.
Возвращаясь к вопросу внедрения ЕИБД ВПЛ, следует отметить, что украинские чиновники не спешили с принятием соответствующего решения. Только в декабре 2015-го парламентарии дополнили Закон "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" положением о создании соответствующей Единой информационной базы данных. И тут же поручили Кабмину определить порядок создания, ведения и доступа к данным этой базы, а Министерство соцполитики определили ответственным за его формирование и ведение. Впрочем, как и полагается в нашей стране, Кабмин также не форсировал события по созданию Единой базы. Только в июне этого года он внес соответствующие изменения в Постановление "Об учете внутренне перемещенных лиц", приведя его в соответствие с вышеуказанными изменениями в законодательстве. Именно с этого момента начались реальные шаги Минсоцполитики по внедрению Единой базы данных ВПЛ в жизнь. Впервые это проявилось во время ее запуска в августе этого года в тестовом режиме, о чем сообщалось пресс-службой Кабмина.
Таким образом, создание ЕИБД ВПЛ де-юре было задекларировано довольно давно, но мирно ждало своего "дня рождения", покоясь в шкафчиках столов украинских чиновников вплоть до настоящего времени. Так что же на самом деле подтолкнуло Кабмин наконец-то взяться за этот вопрос?
Скорее всего, истинная причина кроется опять же в деньгах. Только не в бюджетных, а в донорских, которые наши чиновники так любят "дерибанить". Так, одновременно с постановлением о создании ЕИБД ВПЛ, украинские чиновники приняли еще одно важное решение, а именно, создание Целевых фондов многих партнеров (ЦФМП). ЦФМП призваны стать "механизмом совместного финансирования проектов, связанных с восстановлением и развитием мира, а также восстановлением пострадавших в результате вооруженного конфликта территорий, помощью и защитой внутренне перемещенных лиц".
Кабмин уполномочил министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Вадима Черныша подписать Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании между украинским правительством, Представительством ООН в Украине и Группой Всемирного банка. Указанное позволит привлекать средства от международных доноров для реализации проектов по помощи ВПЛ и восстановлению Донбасса.
Кстати, создание ЕИБД ВПЛ и ЦФМП являются основополагающими условиями предоставления донорской помощи от указанных международных структур. Но, возможно, наша власть именно этих средств и ожидала.
Как бы там не было, однако хочется надеяться, что все эти действия действительно направлены на помощь внутренним переселенцам, которые в ней так нуждаются, а не на их тотальный контроль или обогащение отдельных украинских чиновников".