Как переселенцев лишили права выбора
Переселенцы или внутренне перемещенные лица (ВПЛ) всё чаще жалуются на некачественное обслуживание и массу ограничений со стороны "Ощадбанка", к которому их "привязали".
Почему государственный банк ущемляет права ВПЛ, выясняли журналисты издания "Донецкие новости":
С первого июля 2016 года все социальные выплаты переселенцам осуществляются только "Ощадбанком". Тем пенсионерам-переселенцам, которые не обслуживались в государственном банке, в срочном порядке приходилось менять банковские карты и переоформлять пенсии. То же касается и получения электронного пенсионного удостоверения. Такое удостоверение пока будут выдавать только переселенцам, но в перспективе собираются внедрять такую систему и для всех граждан.
Совершая выплаты через государственный банк, появилась возможность проверять – не используются ли деньги на неподконтрольной территории, однако на деле подобный контроль за деньгами вылился в ущемление прав переселенцев.
По словам координатора благотворительного фонда "Восток-SOS" Александры Дворецкой, таким образом украинское правительство дискриминирует переселенцев из Крыма и зоны АТО.
"Мы считаем, что такие ограничения приводят к дискриминации, потому что для отдельной группы – внутренне перемещенных лиц – устанавливаются отдельные правила, ограничения по пользованию банками. Каждый пенсионер на территории Украины, если он не из Донецкой или Луганской областей или АРК, имеет право на обслуживание в любом из банковских учреждений Украины. Однако почему-то защитить выплаты решили только пенсионеров-переселенцев", – отметила Дворецкая.
В Кабмине изменение правил предоставления соцвыплат переселенцам мотивировали тем, что "Ощадбанк" максимально удобен для этих целей: как для органов власти, так и для самих переселенцев. Вместе с тем общественники "Восток-SOS" провели собственное исследование.
"Мы проводили мониторинг в 13 областях Украины. Всего были посещены 210 отделений "Ощадбанка". Результаты мониторинга показали следующее: из 210 отделений лишь в 42 отделениях было отдельное окошко для оформления помощи переселенцам. Зато в 132 отделениях были очереди, которые состояли преимущественно не из переселенцев. То есть такие данные говорят о том, что кроме общей нагрузки на "Ощадбанк", которое каждый из нас может наблюдать, дополнительно еще добавились очереди переселенцев", – рассказала юрист благотворительного фонда "Право на защиту" Елена Виноградова.
В Минфине же в качестве аргумента по введению ограничений для переселенцев приводили необходимость ужесточения контроля за выплатами. Чтобы украинские пенсии не получали те, кто переселенцами на самом деле не являются, а выплаты не выдавались также "мертвым душам" и попадали на неподконтрольную территорию.
Тем временем переселенцы стали массово жаловаться на некачественное предоставление услуг банком. В социальных сетях и на форумах появляются жалобы на работу "Ощадбанка". К примеру, для ВПЛ закрыта возможность осуществлять перевод денег на другие банковские карточки, нет возможности оплачивать покупки в интернет-магазинах. Также возникают различные ограничения по снятию денег.
"Я не смогла заказать билет по интернету, потому что есть ограничение: я могу тратить не более 200 гривен в день. А билет стоил 250. Я потратила массу времени на разговоры с работниками "горячей линии" банка, после чего мне сняли это ограничение, однако всего лишь на один месяц. Я была очень возмущена. Никто не поставил в известность, что у меня есть какие-то ограничения на пользование собственными деньгами", – рассказала "ДН" переселенка Оксана.
Кроме того, переселенцы, получающие пенсии, столкнулись с еще одной проблемой: если не снимать деньги с карты на протяжении двух месяцев, счет автоматически блокируют. Известны также случаи, когда счет блокировался, если переселенец, зарегистрированный в Киеве, пытался снять деньги в другом регионе Украины.
К сожалению, корреспондентам "ДН" так и не удалось выйти на связь с пресс-центром банка и получить какие-либо разъяснения. Впрочем, на "горячей линии" банка поясняют, что данные ограничения происходят согласно внутренним распоряжениям банка.
Подобная ситуация с банком – это последствие монополии, рассказала "ДН" гендиректор Украинской федерации страхования (УФС) Галина Третьякова. Эксперт уверена: обязать всех переселенцев пользоваться услугами только "Ощадбанка" можно лишь на короткое время.
"С моей точки зрения, нельзя допускать монополию в любом виде. Поэтому переход переселенцев на обслуживание только в "Ощадбанке" мог иметь место только на определенный временной период", – отмечает Галина Третьякова.
Кроме того, в рамках реформы финансового сектора, отмечает эксперт, равные условия необходимо предоставить всем банкам, независимо от формы собственности.
Гендиректор УФС считает, что на начальном этапе данное решение помогло создать единый реестр переселенцев. Именно Министерство социальной политики, используя информацию из "Ощадбанка", отмечает эксперт, смогло создать реестр временно перемещенных лиц. "С помощью него уже можно было отслеживать и "пенсионный туризм", а верификация, которую проводил Минфин, выявила неправомерно назначенные выплаты. Когда всю информацию сконцентрировали в "Ощадбанке", это стало видно", – рассказывает Галина Третьякова. Сейчас же, когда реестр сформирован, в систему нужно привлекать другие банки.
"Люди, которые обслуживаются в "Ощадбанке", жалуются на то, что функции их банковских карт ограничены, нет возможности переводить деньги с карты на карту, однако если вы не переселенец – вам никто не мешает поменять банк. И переселенцам никто не мешает иметь другие расчетные счета в других банках Украины", – уверена Третьякова.
Переселенцам, которые считают, что "Ощадбанк" ущемляет их права, гендиректор Украинской федерации страхования советует обращаться в суд. "Если кто-то считает, что его права ущемлены, он должен обращаться в суд. Я рада, что такие иски появляются, это очень сильно дисциплинирует и судебную власть, и организации, входящие в сферу услуг", – рассказала "ДН" Галина Третьякова.
"Ощадбанк по собственной инициативе еще сильнее ограничил права переселенцев", – Елена Прядко
"Донецкие новости" попросили адвоката Елену Прядко прокомментировать ситуацию, сложившуюся с денежными средствами, которые находятся на счетах вынужденных переселенцев в Ощадбанке.
- Елена, насколько, на ваш взгляд, обоснованы ограничения, которые введены в отношении вынужденных переселенцев?
- В первую очередь должна отметить, что в 2016 году Кабмин принял целый ряд нормативных документов, которыми серьезно ограничил права пенсионеров и других получателей социальных выплат из числа вынужденных переселенцев. В частности, это нашумевшее Постановление КМУ №167 от 14 марта 2016 года "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины". Именно в этом нормативном акте оговорена выплата пенсий и иных социальных выплат переселенцам исключительно через Ощадбанк. При этом, если мы говорим о пенсионерах, то такая карта Ощадбанка одновременно является и пенсионным удостоверением. Срок действия этой карты – три года. Каждый пенсионер-переселенец, независимо от возраста и состояния здоровья, обязан лично являться в Ощадбанк и проходить "физическую идентификацию". Возникает вопрос: кто еще из граждан Украины обязан открывать счета только в одном банке? Кто еще из пенсионеров должен проходить "физическую идентификацию", чтобы получить пенсию, положенную ему по закону? А ведь существует прямая зависимость между такой идентификацией и возможностью получения пенсии: при отсутствии идентификации получателя пенсии Ощадбанк останавливает расходные операции по текущему счету клиента.
Здесь же нужно упомянуть и Постановление КМУ №365 от 8 июня 2016 года "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам", которое вводит дополнительные основания для прекращения выплаты пенсий именно вынужденным переселенцам. Данное постановление по своей сути – это подзаконный нормативный акт. Оно не может противоречить Закону Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании", в котором установлены исчерпывающие основания для отказа в назначении пенсии. Но реалии говорят об обратном. Кроме того, согласно этому постановлению в случае приостановки выплат первую пенсию пенсионер сможет получить только через два месяца после соответствующего решения комиссии. При этом выплаты пенсии за два месяца до возобновления не осуществляются. А если пенсию прекратили выплачивать из-за отмены справки переселенца, ее выплату возобновят не ранее, чем через шесть месяцев! Такая вот "экономия" бюджета получается.
- В каких-либо нормативных документах оговорены ограничения, которые могут быть наложены на личные средства переселенцев, которые находятся на счетах Ощадбанка?
- В том-то и дело, что нет. По сути, Ощадбанк по собственной инициативе еще сильнее ограничил права переселенцев. В частности, люди не могут свободно распоряжаться денежными средствами, которые находятся на их счетах. Например, переселенец не может перевести через интернет средства, находящиеся на карте Ощадбанка на другую карту этого же банка. Я дозвонилась на "горячую линию" Ощадбанка и спросила о причинах такого ограничения. Мне пояснили, что это внутреннее распоряжение руководства банка. Действует оно с июля текущего года. При этом ознакомиться с ним нельзя, потому что это – тайна. Дату и номер этого распоряжения мне также предоставить отказались. Предложили обратиться в суд для получения ответа на этот вопрос.
Напомню: в 2014 году Кабмином уже принималось Постановление №595 "Некоторые вопросы финансирования бюджетных учреждений, осуществление социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей". Этим документом лишили пенсий всех пенсионеров, которые не выехали за пределы зоны АТО. Постановление было обжаловано в суде и отменено судами всех инстанций. В результате Кабмин принял новое постановление, которое, по сути, еще хуже предыдущего. Сейчас также поданы иски о его обжаловании, но, учитывая ситуацию с судебной властью, на его рассмотрение могут уйти годы, а в это время пенсионеры и другие получатели социальных выплат будут ограничены в правах.
Справка "ДН"
Постановлением Окружного админсуда г. Киева от 4 июля 2016 года открыто производство по административному делу №826/8448/16 по иску С. Л. Браунс-Леоновой к Кабинету министров Украины и Пенсионному фонду Украины о признании незаконным Постановления Кабинета министров Украины №167 от 14 марта 2016 года "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины". Судебное разбирательство назначено на 6 октября 2016 года.
Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 4 августа 2016 открыто производство по административному делу №826/11829/16 по иску С. М. Корниенко к Кабинету министров Украины о признании незаконными и недействительными постановлений Кабинета министров Украины №167 от 14 марта 2016 года "О внесении изменений в некоторые Постановления Кабинета министров Украины" и №365 от 8 июня 2016 года "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам". Судебное разбирательство назначено на 19 октября 2016 года.
Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 27 июля 2016 года открыто производство по административному делу №826/11272/16 по иску Е. Д. Шилиной к Кабинету министров Украины о признании противоправными и недействительными отдельных положений Постановлений Кабинета министров Украины от №167 14 марта 2016 года "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины" и №637 от 5 ноября 2014 года "Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам". Судебное разбирательство назначено на 27 октября 2016 года.