На Донбассе собаки спасают людей от обстрелов, а "Гиви" и "Захарченко" выжили после контузии
Война на Донбассе не обошла стороной "братьев наших меньших": кого-то из них бросили бежавшие из-под обстрелов хозяева, кому-то повезло больше, и они стали талисманами и боевыми товарищами на линии фронта, которых берегут и спасают наравне с людьми.
Кот по кличке Атошник на волонтеров, поздно вечером навестивших снайперов ВСУ, смотрит, как и положено бывалому коту – чуть прищурившись, лениво повернув голову и снисходительно разрешая себя погладить.
"Он даже за мышами не гоняется, – смеясь, рассказывают военнослужащие. – Бережет себя".
Атошнику приходится беречь себя не по своей воле. Ровно год назад он ходил на сторону, подконтрольную сепаратистам, как шутят снайперы, "в разведку", и, возвращаясь, задел растяжку.
"Из него тогда восемь жизней сразу и вылетело. Но повезло – Боксер (позывной военнослужащего) на посту стоял и увидел его. Из кота кишки повылезали – так серьезно зацепило. Принесли домой, обскубали. Хорошо еще, что Атошник в трансе был. Ему рану так "по живому" и зашили простыми нитками. Хлопцы рассказывали, что внутренности пальцами заталкивать обратно пришлось. Тот, который шил, шутил еще, что "играл в Бога". Ну, а что – спас же кота. Хотя ходить Атошнику больно было. Хорошо бы ему рентген сделать, там, поди, осколки остались. Такому коту уже и УБД (статус участника боевых действий) можно давать", − говорят бойцы.
Сейчас Атошник как бы на почетной пенсии − постоянно накормлен, за ним ухаживают бойцы и особенно уважают за стойкость духа и умение выживать.
Естественный отбор
Отношение к домашним животным на передовой – своеобразная лакмусовая бумажка, по которой вполне можно составлять психологические портреты людей и довольно точно понимать – стОящий перед тобой человек либо может предать в минуту опасности. Историй, когда хозяева, в спешке спасаясь от войны, бросали питомцев на произвол судьбы – немало. Но лишь оказавшись в каком-то покинутом поселке на линии фронта понимаешь, что их приблизительно столько же, сколько семей проживало когда-то в оставленных жилищах.
Зимой 2015-го, когда из поселка Пески под Донецком бежали жители, корреспондент "Апострофа" вместе с волонтерами оказался в одном из четырехэтажных многоквартирных домов, который покинули почти все жильцы. А те, кто рискнул остаться, перебрались в подвалы, поскольку там было безопаснее. Во всем доме не осталось ни одного целого окна: разбитые осколками снарядов куски стекол в клочья порвали шторы и занавески, соответственно, температура в квартирах была примерно такая же, как и на улице – минусовая. На журнальном столике в гостиной одной из квартир осталась стоять маленькая клетка с мертвыми волнистыми попугайчиками. Зрелище было довольно удручающее – птиц добил то ли голод, то ли мороз.
Тогда по улицам Песок носились своры собак. Местные жители рассказывали, что, быстро одичав, псы переловили часть котов, которые тоже оказались выброшенными из обычной жизни и не сумели приспособиться к новым суровым реалиям.
Некоторые сердобольные жители поселка, отказавшиеся уезжать, вынуждено стали хозяевами десятка, а то и более домашних питомцев. Люди подкармливали их, причем зачастую едой из своих последних запасов. И борьба за выживание временно отступала, а во дворах мирно делили между собой человеческое тепло коты и собаки, еще раз нашедшие себе приют и хозяев.
Люди в некоторой степени тоже оказывались в выигрыше. В зоне АТО и от военнослужащих, и от мирных жителей не раз можно было услышать истории о том, как собаки, предчувствуя опасность, прыгали в подвалы или блиндажи буквально за несколько мгновений до начала обстрела, спасая, таким образом, своих новых хозяев.
Одна из таких сердобольных жительниц поселка – Софья Толмачова – женщина почти 80 лет, у которой на руках оказался сын-инвалид. Поэтому она не смогла уехать, и, хотя ей самой непросто ходить, в своем дворе собрала выводок разношерстных и голосистых Шариков и Мурзиков.
В соседнем поселке Опытное на разбитой обстрелами улице Заречной соседскую собаку приютил Родион Лебедев, поскольку оба его собственных пса погибли из-за обстрелов в начале войны.
Дом Лебедева оказался буквально изрешечен осколками, поскольку Заречная расположена на краю поселка и приняла на себя много ударов со стороны боевиков. В конце декабря 2014 года мужчина вывез семью в Авдеевку, а сам вернулся. Оказалось, что поросенок, родившийся уже во время военных действий, оказался под завалом в сарае – во двор дома залетела мина. Животное засыпало осколками, одна стена обвалилась, однако оно выжило.
Домашний скот еще более беспомощен, чем собаки и кошки. Зимой 2015 года в селе Тоненькое (расположено неподалеку от Песок и Опытного) свиноферма оказалась под обстрелом. Тогда много животных погибло. Жители вынуждены были убегать буквально куда глаза глядят. На ферме остались самые стойкие люди, всего несколько человек – для того, чтобы присматривать за выжившим поголовьем.
Поросята и Котлета
Десантникам одного из подразделений ВСУ, в котором осенью прошлого года побывал вместе с волонтерами корреспондент "Апострофа", тоже пришлось спасать своих поросят от военных действий.
Однажды волонтеры привезли пару свиней военным в подарок. Имена хрякам дали с юмором – "Гиви" и "Захарченко", потому что первый обладал большим пятаком, а второй – пятаком сбитым и имел очень наглый характер, постоянно отбирая пищу у своего четвероногого собрата.
Свиньи прочувствовали войну, так сказать, на собственной шкуре. Однажды они попали под сильный обстрел, который длился 2,5 часа. Мины ложились метрах в 10-15 от позиций ВСУ, но поскольку зона в 30-40 сантиметров от земли считается относительно безопасной, то ранений животные не получили, а вот контужены были серьезно. "Думали, им "торба" будет. Двое суток лежали пластом, но потом оклемались", − заявил один из военнослужащих.
В этом же подразделении бойцы опекали огромную овчарку Марса. От него, совершенно безжалостного к котам и кошкам, пришлось долго прятать маленького котенка, которому, к тому же, никак не могли придумать кличку. Это продолжалось до тех пор, пока Марс не проник в укрытие и не попытался слопать малютку. Затем история повторилась, и, когда мокрого и ошалевшего от ощущения близкой гибели котенка достали из пасти собаки во второй раз, бойцами был вынесен окончательный вердикт – спасенный получит имя Котлета.
Аналогичным образом котенка прятали в подвалах разрушенного Дома культуры военнослужащие в Опытном, поскольку в подразделении страх на кошачье племя тоже наводил огромный пес. Котенка (явно породистого) бойцы держали за закрытыми дверями в укрытии и следили, чтобы не удирал никуда. Они ожидали приезда волонтеров – для того, чтобы переправить его в безопасное место.
Вообще тогда в прифронтовых поселках, особенно в тех, что под Донецком, бесхозных породистых котов и собак было не меньше, чем обычных дворняжек. Кого-то удалось пристроить, а кто-то, увы, пал жертвой естественного отбора.
Впрочем, животные в виде подарков и талисманов кочуют не только из зоны АТО, но и в обратном направлении. В один из вояжей знакомые волонтеры хотели взять из Киева котенка – бойцы попросили привезти, чтобы было кому "сражаться" с мышами. Однако тот убежал прямо перед самой поездкой. Видимо, понял, куда его хотят отвезти, и решил, что в этой жизни он сумеет обойтись и без мобилизации.
Источник: apostrophe.ua