Боснийский вариант для Донбасса: эксперт пояснил, как это работает
Австрийский дипломат, президент Австрийского фонда плана Маршалла и верховный представитель ООН в Боснии и Герцеговине в 1997-2002 гг. Вольфганг Петрич, делясь опытом, который может пригодится Донбасса, сообщил: перед, чем в Боснии и Герцеговине были введены миротворческие войска ООН и временные международные администрации, там был сложный процесс переговоров о достижения мира.
Ранее заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука сообщил, что украинское правительство изучает опыт миротворцев для Донбасса на примере Боснии и Герцеговины.
"В 1992-1995 годах была ужасная война в Боснии и Герцеговине. Вся бывшая Югославия пострадала от этой войны. Началось всё в Словении, когда она начала выходить из состава Югославии, потом подключилась Хорватия. Но реально война началась тогда, когда сербы, которые жили в Хорватии, хотели присоединиться к Сербии. Это было далеко, потому что между Сербией и Хорватией пролегает Босния и Герцеговина, – вспоминает Петрич в интервью Ukrlife.TV. - Когда война пришла в Боснию и Герцеговину в 1992 году, были катастрофические последствия – более 100 тыс. человек погибло за 3 года, была блокада на 3 года. Это была самая длительная осада в современной истории Европы. Из 4 млн человек населения Боснии и Герцеговины более 2 млн человек были беженцами либо перемещенными лицами".
По его словам, к моменту договоренности о прекращении огня и подписании мирных Дейтонских соглашений, в Боснии и Герцеговине более 90% экономики было уничтожено, не работали фабрики, заводы.
"В Боснии и Герцеговине живут сербы, хорваты и босняки-мусульмане. Пока сербы воевали с босняками в первой части войны, там еще была и война между боснийцами и хорватами. Это было очень запутано всё, поэтому договориться о мире было очень сложно", – поясняет дипломат.
Удалось это только в 1995 году "под зонтиком" США.
"Они посадили всех за стол переговоров – не только враждующие стороны, но и внешних врагов, которые напали на суверенную страну Боснию и Герцеговину, чтобы они тоже участвовали. Потому что даже если вы ненавидите кого-то, потому что он принес войну в вашу страну, чтобы прийти к миру, иногда приходится говорить с людьми, которые вам не нравятся. Это политика, это сложно, но это делать нужно, – рассказывает Петрич. - Только если все участвуют, тогда есть шанс и реальная возможность договориться о мире. Поскольку враги не умеют говорить друг с другом, для этого необходима внешняя помощь – медиаторы, переговорщики и в данном случае – это были американцы и европейцы, которые помогли разработать мировое соглашение".
Дипломат добавил, что в Боснии и Герцеговине работали гражданская и военная администрации, а также миротворческие войска ООН для обеспечения безопасности.
"Был важный принцип – страну нельзя разделять, территориальная целостность страны должна быть сохранена, и даже враги согласились с этим – это важно. Вторая вещь – из-за этой неприязни части, где жили сербы, получили особый статус. Сейчас, по сути, две таких структуры, которые стали автономными – это Республика Сербия и Федерация боснийцев и хорватов. Они работали вместе с одним правительством", – поясняет Петрич.
Миротворческая миссия ООН и временные международные администрации, по его словам, вводятся на территорию вооруженного конфликта, чтобы не только наладить мирную жизнь, но и восстановить инфраструктуру, а также граждан в их правах.
"Администрации – это, по сути, временное правительство – это верховный представитель [ООН], это записано в Дейтонских соглашениях, что он является верховным представителем власти, – говорит он. - Этот верховный представитель руководит международной администрацией, у него есть 1-2 заместителя. У меня был европейский и американский заместители. Военной структурой руководил американский генерал, у него был европейский заместитель".
По словам Петрича, самая важная мысль, которую представители международной администрации доносили до населения в Боснии и Герцеговине: была защита от войны и шло восстановление мирной жизни.
"Международные администрации и миротворческие войска ООН никогда никуда не приезжают и никогда ни с кем не воюют, не в этом смысл миссии – это миротворческая миссия. Мы приезжаем, чтобы помочь населению, которое страдает, – рассказывает дипломат. - Это проявление международной солидарности. Конечно, всё это стоит больших денег. Мы каждые полгода проводили донорскую конференцию. Мы взывали к международному сообществу, объясняли им свои планы – нам нужно отстроить дороги, здания, дома, школы и т. д… И деньги приходили".
Дипломат также сообщил, что Европейский Союз заинтересован в поддержании мира. "Европа хочет мира. Европейский Союз – это самый крупный миротворческий процесс в истории Европы, потому что сотни лет в Европе шли войны. Только после Второй мировой войны в 1945 году мудрые люди осознали – давайте прекратим воевать, мы живем все на одном континенте, мы можем говорить на разных языках, у нас могут быть разные религии, но мы все – люди", – отметил посол.
По словам Петрича, международная администрация была очень полезна, потому что там были эксперты, юристы по правам человека, омбудсмен.
"Мы очень тесно работали и с избранными людьми, нас ведь никто не выбирал, мы приехали помочь, но мы не избранные. Поэтому отношение международной администрации и законным правительством, как в данном случае, в Киеве – очень важно", – продолжил Петрич
По его словам, для начала работы миротворческой миссии на Донбассе разрешение на это должны дать и ООН, и правительство Украины.
"Мы как миротворческая организация никогда не делаем ничего против воли народа или же местного самоуправления. Для местных властей это очень важно, потому что мы хотим вернуть мир и процветание в регион, – рассказывает эксперт. - Важно, чтобы был план с приоритетами. Прежде всего, это безопасность. Во время войны накапливается очень много оружия, с этим нужно покончить, его нужно сдать. Это важное и жесткое правило, чтобы начать мир".
Одна из главных задач миротворческой миссии ООН – это не только восстановление поврежденной инфраструктуры и прав граждан, но и возвращение переселенцев и беженцев, отмечает Вольфганг Петрич.
"Центральная вещь – это возвращение беженцев и это очень сложный процесс, потому что многие дома уничтожены, люди потеряли жилье, свои вещи, собственность. Иногда людей селили в дома, которые принадлежали на самом деле другим, поэтому сперва их нужно было переселить, прежде, чем реальные собственники могли вернуться", – говорит он.
По его словам, миротворческая миссия ООН должна будет решать на Донбассе самые различные проблемы гражданского населения – от вопросов безопасности до социальных, что было сделано ранее в Боснии и Герцеговине.
"Позаботиться нужно об очень многих вещах, для этого нужны эксперты, специалисты. У меня тогда работало около 900 человек, представители различных стран. Это был мой штат сотрудников. Мой офис был в Сараево тогда. У нас по всей стране было 25 представительств – местных и региональных. Мы были довольно близки к людям и местным политикам", – рассказал Петрич.