Сила и слабость закона о реинтеграции Донбасса: полный расклад
Принятый в январе закон №7163 "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях", известный также как закон о реинтеграции (деоккупации) Донбасса, имеет массу спорных моментов. Они тревожат не только политиков, экспертов, общественников, но и обычных жителей Донбасса – по обе стороны линии разграничения.
Приводим вашему вниманию статью, опубликованную на marker.ua, и дающую, как нам кажется, наиболее полную картину закона о реинтеграции Донбасса.
Закон о реинтеграции Донбасса: тернистый путь
Поданный президентом Украины 4 октября 2017 года законопроект принимали со скрипом. Было много шума и пыли, правок и обвинений, опасений и скандалов.
Несмотря на довольно тернистый путь документа, Верховная Рада приняла закон №7163 18 января 280 голосами. Попытка представителей "Оппозиционного блока" отменить это решение успехом не увенчалась. 20 февраля президент Украины Петр Порошенко подписал данный документ. 24 февраля закон о реинтеграции Донбасса вступил в силу.
Народный депутат, секретарь комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник сообщил, что в Конституционный суд Украины поступило представление о признании неконституционным данного закона. Постарались опблоковцы, в частности, Василий Нимченко, за которым стоит Виктор Медведчук и его "Украинский выбор".
По мнению Винника, рассмотрение жалобы на принятие закона о реинтеграции Донбасса будет длиться в КСУ как минимум год. "Материалов только на 850 страниц подготовил комитет по требованию аппарата ВР, куда обратился Нимченко для того чтобы обжаловать через Конституционный суд закон "О деоккупации Донбасса", – сообщил Винник, высказав уверенность, что КСУ поддержит законность принятия документа. – Мы максимально придерживались всех требований регламента во время рассмотрения. Поэтому комитет спокойно себя чувствует. Мы думаем, что Конституционный суд станет на сторону Верховной Рады".
Но то, что процедуру принятия закона называют непрозрачной международная неправительственная организация Freedom House, а также многие украинские правозащитные и общественные организации, говорит о многом.
Закон о реинтеграции Донбасса: в чём суть
В окончательном варианте закона особые районы Донецкой и Луганской области (ОРДЛО) названы таковыми, на которых действует оккупационная администрация РФ. Датой начала оккупации со ссылкой на другой закон определили 20 февраля 2014 года. На Россию как на государство-агрессора возложена ответственность за нарушение прав человека на оккупированных территориях.
Вооруженные формирования и "власти" самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" называются "представителями оккупационных администраций России".
Вместо антитеррористической операции (АТО) вводится операция объединенных сил (ООС). Суть в том, что командование переходит от Антитеррористического центра СБУ к Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины. Объединенным силам (ОС), которые возглавил генерал-лейтенант Сергей Наев, должны подчиняться все силовые структуры, задействованные в обороне, сдерживании и отпоре российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях.
Вводится понятие "зон безопасности" в районе линии разграничения. На этих территориях силовики будут иметь расширенные полномочия. Они получили право:
— применять оружие и спецсредства по отношению к тем, кто нарушает закон или пытается нелегально попасть в "зону противодействия агрессии";
— тотально проверять документы и вещи, устраивать личный досмотр, задерживать граждан; не допускать "на отдельные участки местности и объекты" граждан и транспорт, равно как и выводить их оттуда;
— входить в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций для "выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны";
— использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам, с их согласия, предприятиям, учреждениям и организациям (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций).
Единственным относительно реинтеграционным моментом можно назвать то, что после определенных процедур признаются свидетельства о рождении и о смерти, выданные в ОРДЛО. Правда, по словам общественников, эта норма на данный момент так и не заработала. Впрочем, не только она.
Закон о реинтеграции Донбасса: кто его хвалит
Закон №7163 хвалят президент, его команда, силовики. Нет претензий к нему у США, под диктовку которых он, скорее всего, писался. Так представитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер говорит, что в законе нет ничего, отрицающего минские соглашения или им противоречащего.
"Ситуация такая же, как и была. Российский контроль и командование силами там присутствовали, поэтому можно назвать это, по крайней мере, неформально, оккупацией и вторжением, – поясняет Волкер. – В законе просто идет речь о том, что мы видим собственными глазами. Он упорядочивает военную операцию, что, по моему мнению, важно. Документ формализует права граждан Украины, которые живут в этом оккупированном регионе, и это также важно. А то, что там нет упоминания о "Минске", не означает, что он ему противоречит".
Министр обороны Украины Степан Полторак уверен, что этот закон "создает предпосылки возвращения оккупированного Донбасса" и "позволяет эффективное содержание занятых нами позиций, не давая врагу шансов захвата новых территорий".
Закон о реинтеграции Донбасса: в чём опасность
Закон о реинтеграции раскритиковали Россия и марионеточные режимы из ОРДЛО. И это предсказуемо. Суть претензий состоит в том, что Порошенко получает неограниченные полномочия на подавление инакомыслия и недовольства; Киев пытается переложить ответственность за происходящее на востоке Украины на Россию, тогда как сам нацелен на силовое решение конфликта.
На это можно было бы не обращать внимания, если бы закон о реинтграции не попал под шквал критики и внутри Украины. Суть претензий мало чем отличается от тех, что высказывали РФ и опблоковцы.
"Политики пытаются узаконить применение вооруженных сил в мирное время внутри страны и расширить полномочия президента. Этот закон противоречит Конституции, в которой говорится, что Вооруженные Силы могут быть применены только для защиты от внешнего врага. Мы получаем, я бы даже не побоялся этого слова, уже узурпацию. ВСУ законом получают функции Национальной гвардии, президент лично может применить их внутри страны в мирное время без введения военного положения. То есть, для примера я скажу так: завтра, допустим, на Банковой вместо Нацгвардии мы можем увидеть десантно-штурмовой батальон", – говорит военный эксперт Олег Жданов.
Эксперты также отмечают, что закон дает возможность президенту взять под контроль все перемещения грузов и товаров через линию соприкосновения. Учитывая то, что через АТО огромными потоками идет контрабанда, "Отныне президент получает в ручное управление конфликт на Донбассе. Он может теперь в любой момент начать военную операцию и таким образом управлять сегодня этим конфликтом. Следовательно, сокращается влияние других причастных к теме людей – Авакова и Турчинова", – считает политолог Руслан Бортник.
Общественников возмутила норма закона, согласно которой, пребывание лиц, "не привлеченных к осуществлению действий по обеспечению национальной безопасности" на территориях, которые попадут под юрисдикцию Объединенных сил, допускается только с разрешения командующего ОС. Фактически это означает, что допуск журналистов, волонтеров, наблюдателей, представителей негосударственных организаций усложняется. И речь не только о переднем крае, но и о населенных пунктах в прифронтовой зоне.
Правозащитники не в восторге от расширения полномочий силовиков. Региональный координатор омбудсмена в Донецкой и Луганской областях Павел Лисянский назвал закон о реинтеграции "нападением на права человека".
"Как правозащитник я неоднократно критиковал этот закон, когда он еще был законопроектом, – уверяет Лисянский. – Говорил, что это нападение на права человека. Я против того, чтобы силовикам давали такие полномочия. Я считаю, что ни прокуратура, ни военная прокуратура в зоне проведения войны, я ее для себя называю так, не может эффективно, на 90% обеспечить законность на этих территориях…. Силовики не слишком честные, скажу откровенно, и они совершают правонарушения. Это можно промониторить по людям, которые сейчас под следствием в СИЗО, и по уже осужденным. То есть – сколько военных совершили правонарушения против гражданского населения.
Лисянский уверен, что закон нуждается в доработке. И к ней обязательно должны привлекаться правозащитники.
Закон о реинтеграции Донбасса: что дальше
Самое интересно, что спустя три месяца после принятия закон "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях" всё еще не работает.
"Заработал ли закон? Он еще не заработал. Вы знаете о том, что до сих пор есть антитеррористическая операция, и было объявлено президентом, что переход от АТО к мероприятиям по обеспечению национальной безопасности еще не произошел", – заявил на днях министр по вопросам временно оккупированных территорий (МинВОТ) Вадим Черныш.
В свою очередь, президент озвучил сроки завершения АТО и начала ОС. По его словам, это произойдет 30 апреля. Правда, заместитель председателя СБУ Виктор Кононенко уже заявили, что АТО как структурная составляющая операции Объединенных сил, будет продолжаться "до возобновления государственных границ".
"Сейчас, по сути, продолжается то, что происходило и раньше. Единственное – сменилось руководство. Мы официально передали руководство антитеррористической операцией военным, – сказал он. – А СБУ как принимала участие, так и будет продолжать на тех принципах, какие и были ранее".
Директор аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев считает, что СБУ дает понять, что она активно будет использовать Антитеррористическую операцию в своих целях. "Я думаю, СБУ такая ситуация устраивает, поскольку на многие вещи позволяет закрывать глаза и на эту же ситуацию многое списывать. Как говорится, война всё спишет", – говорит Золотарев.
Получается, закон принимали не ради реинтеграции Донбасса, а исключительно для усиления военной составляющей и президентских полномочий, а также для снятия с официального Киева ответственности за то, что происходит в ОРДЛО. А что же с реинтерацией? А для нее нужно принимать другие документы. И предпринимать другие действия.
Представитель Украины в подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы переговорщиков по Донбассу Евгений Марчук признает, что принятый закон о реинтеграции Донбасса не отвечает на ряд важных вопросов, связанных со страхами жителей неподконтрольных Украине территорий.
По его мнению, следует разработать специальное постановление Кабинета министров, в котором была бы расписана детальная дорожная карта относительно реализации закона о реинтеграции при возвращении Украины на неподконтрольный Донбасс.
"Должно быть отражено, какие гарантии дает власть и кому, какие гарантии гражданам, которые работали в их "органах власти", к кому будут претензии, – поясняет Марчук. – Они же там все запуганы: и учителя, и врачи, и пожарные. Им же там разъясняют, что вас всех или расстреляют, или вы пропадете без вести, либо попадете в тюрьму".
Кроме того, по мнению политика, в постановлении должно быть отражено то, что называется реституция. "Важно не породить вендетту, особенно с учетом, что в такие переходные периоды особенно активизируется криминал. Должно быть выписано всё до мелочей. Например, за какой период и как людям, которые не получали украинские пенсии, будут осуществлены выплаты. Каким в переходный период будет режим на границе – это важно для людей, которые выехали в Россию, и будут возвращаться домой, как к ним будут относиться", – уточнил Марчук.
По его мнению, это детальное постановление нужно донести до людей, которые живут на неподконтрольных территориях и не принимали участие в боевых действиях, "чтобы они понимали, что им ничего не угрожает".