Гора нас сдружила!
Как сообщал «Донбасс», на картах появился Пик шахтеров Украины (5132 м). Так его назвали шахтеры и альпинисты Донецкой области, которые 29 июля первыми взобрались на безымянную вершину в Киргизии. Уникальность экспедиции на Тянь-Шань заключается в том, что в ее составе есть дважды герои, победившие свой страх не только перед суровой небесной горой, а и преодолевающие его ежедневно перед спуском в угольную шахту на глубину за тысячу метров. Знакомьтесь: бригадир проходчиков добропольской шахты «Белицкая» Виталий Кутний и горный мастер макеевской шахты им. Бажанова Василий Михайлюк.
Пешкодралом из Европы в Азию
- Вот такой я вышел, баламут родом с Житомирщины, - рассказывает мне Виталий Кутний. - Мама преподавала иностранный язык, отец - агроном. В школе учился хорошо, а в вуз поступать поленился. После армии поехал на Донбасс, по комсомольской путевке. Устроился на шахту, проходчиком. Хотел проверить, настоящий ли я мужчина. Сейчас мне 47, сквозной бригадир проходчиков, нарезаем новую лаву.
- К опасной работе еще и опасное увлечение. Как семья к этому относится?
- Одобряет! И жена, и сын, и дочь. Семьей ходим в турпоходы. Весна и осень - лучшее время для туризма на Кавказе и в Крыму. Я пешим туризмом занимаюсь лет двадцать. Обошел Крым и Рим, совершил переход из Европы в Азию, по пустыне Каракумы... А два года назад потянуло в горы.
- Сколько длилась подготовка?
- Наш руководитель Сергей Ковалев свое дело знает отлично: подготовил всё снаряжение, провел с нами зимние и летние сборы - с акклиматизацией и ночным восхождением. В Тянь-Шане облетели гору на «вертушке», выбрали два маршрута, разделились на две команды и на вершину пошли одновременно. Мы по более пологому скальному маршруту взошли за четыре дня, а альпинисты по снежно-ледовому - за пять. Зато спортсмены спустились за один день, а мы - за два.
- С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Считаю, главной сложностью была психология. Мы ведь почти не были знакомы, не притерлись друг к другу, и с набором высоты возрастали напряженность и взаимное недовольство. Но когда поднялись на вершину, нас охватила такая радость, такое счастье, что мы обнимались и целовались. Все обиды мигом исчезли. Так что, можно сказать, гора нас сдружила.
Знаю, чего душа просит
- Это действительно так, - подтверждает Василий Михайлюк. - Команда альпинистов в горах - это тетива лука. Чем выше к вершине, тем тетива натягивается все сильнее и сильнее. И, не дай Бог, если в ней лопнет хоть одна нить, - восхождения не получится. К счастью, у нас получилось, и это наша общая победа!
- Погода вам сопутствовала или же капризничала?
- Она над нами издевалась. На майском сборе мы взошли повыше - на Эльбрус (5642 м) - тоже было несладко, а здесь так вообще... Мерзко и промозгло. С набором высоты снег и крупа усилились... На термометре - до минус тридцати, а надо снег топтать. Последний день восхождения - самый тяжелый. Поднялся такой ветер, что подчас приходилось приседать, чтоб не сдуло...
- Страх ощущался?
- Конечно, страх был. Страх в горах - дело хорошее... Но зато какие ощущения на вершине! А потом спуск. Как правило, он тяжелее, чем подъем.
- Каково быть самым молодым в команде?
- Да, мне 34 года, но молодо - не зелено. По опыту я многим фору дам! Альпинизмом увлекся в 14 лет, а уже на следующий год был мой первый выезд на Кавказ. Но тогда на гору несовершеннолетних не допускали, с этим очень строго было... А потом наступил перерыв на долгих 13 лет, и, знаете, часто горы снились. Теперь я точно знаю, чего душа просит. Как-то выехали на скалодром помянуть погибших товарищей-альпинистов: попробовал свои силы - да я же в порядке!
- А как родные отнеслись к трехнедельному отсутствию главы семьи?
- Конечно, скучали. Жена за меня рада, сын гордится. Ему - десять, занимается скалолазанием, уже завоевывает свои первые грамоты. Планируем вместе выехать в горы.
P.S. Виталий и Василий просили через газету поздравить с Днем шахтера работников «Белицкой» и имени Бажанова, а также всех, оказавших экспедиции свою помощь.
Виктор Тачинский. Фото автора.