Мирча Луческу: "Четвертьфинал Лиги чемпионов как минимум равноценен Кубку УЕФА"
Во вторник донецкий "Шахтер" разгромил на своем поле итальянскую Roma 3:0 и вышел в 1/4 финала Лиги чемпионов, став первым за 12 лет украинским футбольным клубом, который добился подобного достижения в главном еврокубке. О причинах такого успеха рассказал главный тренер "горняков" Мирча Луческу.
– "Шахтер" впервые попал в восьмерку сильнейших клубов Европы. На чем базируется этот успех?
– Он неслучаен. Мы грамотно, продуманно готовились, шаг за шагом росли всем клубом и в итоге пришли к такому достижению. Сейчас самое главное – удержаться на этом уровне.
– Выход клуба в четвертьфинал Лиги чемпионов и выигрыш в 2009 году Кубка UEFA – это равноценные достижения?
– Находиться среди восьми лучших клубов Европы – это как минимум равноценно победе в Кубке UEFA. Восемь оставшихся в Лиге чемпионов команд – сильнейшие на континенте. Финансовый интерес к этому турниру и отношение к нему болельщиков несравнимы с популярностью Лиги Европы, или бывшего Кубка UEFA. Нельзя сравнить и имидж этих соревнований. Мы давно мечтали о play-off Лиги чемпионов, часто нам не хватало одного шага, чтобы играть в ее весенней части. Наконец-то мы этого добились.
– Почти во всех матчах группового раунда Лиги чемпионов "Шахтер" не стремился быстро забить гол. Ваши футболисты изматывали соперника в первом тайме, а результата обычно достигали после перерыва. Это и есть нынешний фирменный стиль донецкого клуба в еврокубках?
– Каждая игра имеет свою историю, поэтому нельзя говорить, что таков наш стиль. У нас молодая команда, у игроков нет сумасшедшего опыта на индивидуальном уровне – он приходит со временем. Поэтому во всех играх было важно, чтобы у нас появилась уверенность в своих силах. Например, последний матч с Roma мы начали боязливо. В целом же от игры к игре повторялось одно и то же: в первом тайме мы присматривались к сопернику, чтобы почувствовать уверенность. Второй тайм давался нам намного лучше, и интенсивность нашей игры увеличивалась.
– В этой Лиге чемпионов "Шахтер" выиграл семь матчей. Но единственное поражение – в Лондоне от Arsenal – клуб потерпел с крупным счетом – 1:5. Спустя время вы можете сказать – это была случайность или своевременная "пощечина", после которой команда научилась держать удар?
– Проанализировав игру в Лондоне, я уже много раз объяснял: если не брать во внимание пропущенные нами голы, в том матче можно было увидеть две равные команды. Счет не соответствует тому, что было на футбольном поле, а если обратить внимание на голы, стоит сказать, что три из пяти мячей в наши ворота были засчитаны вследствие грубейших ошибок арбитра. Анализ помог нам понять, что результат не соответствовал уровню продемонстрированной нами игры, и мы с уверенностью в своих силах продолжили готовиться к следующим матчам, и тот же Arsenal дома обыграли. Последующие результаты "Шахтера" показали, что наша оценка той встречи была правильной.
– Какой клуб вы хотели бы видеть следующим соперником "Шахтера" в Лиге чемпионов?
– Жеребьевка никогда не зависит от желаний ее участников. Не хотелось бы сейчас фиксировать внимание на ком-то, да и в 1/8 финала пока сыграна только половина ответных матчей.
– По силам ли "Шахтеру" выиграть Лигу чемпионов уже в текущем сезоне?
– Нет. Пока мы не готовы выиграть этот турнир. Мы сделали большой шаг вперед по сравнению с прошлыми годами. Сейчас же наша команда получает богатый опыт, который может помочь ей в будущем. Поэтому я не хочу нагружать игроков излишним давлением, заставлять их постоянно думать о победе в турнире. Они, наоборот, должны быть расслаблены, чтобы с уверенностью и энтузиазмом выходить на поле.
– За десять туров до окончания чемпионата Украины "Шахтер" уверенно лидирует, опережая ближайшего конкурента – "Динамо" – на 12 очков. Можно ли утверждать, что чемпионский титул у вашей команды в кармане?
– Еще рано говорить об этом. В футболе все возможно, а у нас впереди игры с самыми сильными командами чемпионата. Сейчас в Украине большая конкуренция, поскольку результаты игр "Шахтера" в Европе привели к тому, что другие клубы начали инвестировать большие деньги в покупку новых игроков, и у них появились большие амбиции.
– В последней игре чемпионата против "Севастополя" (1:0) "Шахтер" едва не потерял очки. Каким образом вы будете мотивировать футболистов на оставшиеся в чемпионате матчи?
– То, что мы забили гол лишь на последних секундах, не говорит о том, что "Шахтер" не заслуживал победы в той игре. Это естественно, что с каждым разом нам становится все сложнее и сложнее выигрывать, потому что все без исключения команды хотят отобрать у нас очки. Мы настраиваемся на матчи каждые три-четыре дня, на "Шахтер" же настраиваются дважды в год, причем по-особенному.
– Во время зимнего перерыва вы сказали, что кадровое усиление "Шахтеру" не требуется, поскольку команда и так хорошо укомплектована. Не опасаетесь ли вы, что футболисты остановятся в росте из-за недостатка конкуренции?
– У нас 28 человек в команде. Приглашая новых игроков, мы лишь будем создавать в команде проблемы. Футболисты станут нервничать из-за того, что не получают игровой практики. Каждому игроку, в приобретение которого инвестируются деньги, нужно найти место в команде, а значит, вывести кого-то из состава. Нет смысла приглашать нового исполнителя и блокировать развитие нашего футболиста, которому мы доверяем. Вот если игроки будут покидать "Шахтер", мы будет искать замену на освободившиеся позиции.
– Отлично проявив себя в этой Лиге чемпионов, ведущие футболисты "Шахтера", без сомнения, привлекли к себе внимание скаутов топ-клубов Европы. Сможет ли "Шахтер" удержать своих лидеров после окончания сезона?
– "Шахтер" вошел в круг клубов, которые не только покупают, но и продают игроков. Если футболист нашей команды будет востребован грандом европейского футбола, это положительно отразится на имидже клуба и станет стимулом для роста других игроков, которые останутся в команде. Вместо ушедших будут играть другие, ничего страшного не произойдет.
С тех пор как я пришел в "Шахтер" (в 2004 году), из футболистов, которые были тогда в команде, осталось всего двое: Разван Рац и Дарио Срна. Все остальные, в том числе те, кто считал себя незаменимыми, ушли, а команда продолжала расти. Если кто-то изъявит желание покинуть Донецк – мы его удерживать не будем, наоборот, поддержим это решение. Недавно Илсинью захотел уйти, ранее клуб оставляли Элану, Тимощук, Марика, Брандау. После этого не было видно, что команда пострадала.
– В последние годы "Шахтер" в своей трансферной политике ориентируется на покупку молодых футболистов, которых постепенно подводят к стартовому составу. С чем это связано?
– Идея инвестировать в приобретение молодых игроков, подписывать с ними долгосрочные контракты и помогать им расти вместе с командой принадлежит президенту клуба (Ринату Ахметову). Кое-кто из этих игроков влюблен в команду: Жадсон, Виллиан, Луис Адриану, Фернандинью уже по несколько раз продлевали контракты с "Шахтером". То же можно сказать о Раце, Срне, Томаше Хюбшмане. В целом могу выделить только две ошибки на трансферном рынке: мы слишком спешно, на эмоциях, купили Нэри Кастильо и Кристиано Лукарелли, эти переходы были плохо продуманы, и мы от них ничего не выиграли.
– В апреле этого года в честь празднования 75-летия "Шахтера" клуб анонсировал выход в печать книги о вас. О чем она?
– Эта книга не будет автобиографической. В ней будет подробно рассказано о периоде моей работы в "Шахтере".
– Одним из самых сложных периодов в вашей работе с "Шахтером" была первая половина сезона-2008/09, когда вы находились на грани увольнения из клуба. Но в дальнейшем команда преобразилась и стала обладателем Кубка UEFA...
– Много было сказано о том, что это был сложный период в нашей команде. Но все почему-то забывают, что до этого "Шахтер" выиграл все возможные турниры: чемпионат, Кубок и Суперкубок Украины. В тот момент мы пытались внедрить в состав много новых игроков, в основном украинцев. Они допускали немало грубых ошибок в начале чемпионата, и мы, естественно, теряли очки. Это, наверное, было моим просчетом. В Лиге чемпионов мы тогда обыграли загребское Dinamo и Basel, не сложилось со Sporting, и была та игра с Barcelona в Донецке ("Шахтер" проиграл 1:2), после которой я принял решение подать в отставку.
Тогда я остался только благодаря Александру Спиридону (ассистент главного тренера "Шахтера": он позвонил президенту клуба, и тот попросил не спешить с решением. Незадолго до зимней паузы Ринат Ахметов публично выразил мне поддержу. В итоге игроки расслабились, к ним вернулась уверенность в своих силах, пошли победы – над киевским "Динамо", над Barcelona на Camp Nou. После этого мои позиции были крепки. В итоге я не ушел, и мы выиграли Кубок UEFA. Такова жизнь! Если бы под давлением группы фанатов с баннерами я покинул "Шахтер", может, и не было бы нынешних результатов.
– Как долго вы еще планируете работать с "Шахтером" и каких целей хотите достичь с командой?
– Мой контракт заканчивается летом этого года и затем он, наверное, будет продлен еще на сезон – в зависимости от тех результатов, которых мы достигнем. Все в нашей жизни зависит от результатов. Если они удовлетворяют, дополнительный стимул получаю и я, и вся команда.
По материалам: terrikon.com, www.kommersant.ua