Украина остается аутсайдером по уровню компьютерного пиратства в Европе
«Ассоциация производителей программного обеспечения Business Software Alliance обеспокоена стабильно высоким уровнем пиратства в Украине», – заявил директор BSA по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке Георг Херрнлебен (Georg Herrnleben) на пресс-конференции «Компьютерное пиратство в Украине: итоги совместных усилий государства и бизнеса», приуроченной к годовщине работы BSA в Украине.
По его мнению, уровень пиратства в 83% свидетельствует о том, что Украине необходимо усилить сотрудничество государства и бизнеса в области борьбы с нелегальным использованием программного обеспечения. Господин Херрнлебен подчеркнул, что ситуация в Украине выглядит особенно тревожной на фоне тенденций среди её соседей – России и Польши. Так, уровень пиратства в Российской Федерации за последние три года снизился с 87% до 73%. В течение этих же трех лет аналогичный показатель для Украины колеблется в диапазоне 83-85%.
Заместитель председателя Государственного департамента интеллектуальной собственности Валентин Чеботарев отметил: «Для государства крайне важно сотрудничество с правообладателями, поскольку при судебном рассмотрении дел без них невозможно определить размеры ущерба, нанесенного неправомерным использованием программного обеспечения». Он поблагодарил BSA за вклад в разработку Рекомендаций относительно обеспечения правомерности использования компьютерных программ в деятельности субъектов хозяйствования, обнародованных в марте Государственным департаментом интеллектуальной собственности.
Валентин Чеботарев подчеркнул: «Я более чем убежден, что для бизнеса дешевле использовать легальную продукцию, поскольку тогда в случае сбоев в работе программного обеспечения можно предъявлять претензии его производителю, а атмосфера спокойствия способствует нормальной результативной работе. При этом использование пиратской продукции может привести к потерям информации, которая стоит миллионы. Наша с вами задача – довести до ведома организаций-пользователей, что им выгодно работать честно. Именно это обеспечит снижение уровня пиратства в Украине. Мы будем всячески способствовать распространению понимания этого факта среди украинских субъектов».
Руководитель подразделения по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности и компьютерных технологий ДГСБЭП Министерства внутренних дел Украины Евгений Рудык ознакомил собравшихся с итогами работы правоохранительных органов по преступлениям в сфере интеллектуальной собственности за первые три месяца текущего года: «Было выявлено 376 преступлений в сфере интеллектуальной собственности, из них по 169 завершено расследование и они направлены на рассмотрение органов прокуратуры. У правонарушителей изъято свыше 330 тыс. единиц контрафактной продукции на общую сумму свыше 4 млн. грн. Нарушения в области компьютерного пиратства проявляются в трех формах: незаконное воспроизведение и распространение компакт-дисков, инсталляция нелицензионных программ на продаваемую компьютерную технику, а также незаконное использование программного обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности предприятий». В качестве примера успешного взаимодействия бизнеса и правоохранительных органов господин Рудык назвал устранение в начале 2009 года крупнейшего канала поставки в Украину контрафактных компакт-дисков, в том числе с записью программного обеспечения (партии пиратских программ Adobe).
Владислав Шаповал, юридический представитель BSA в Украине, сказал: «Работа по защите прав компаний-членов BSA в Украине выстроена следующим образом: мы получаем информацию об использовании нелицензионных копий программ по внутренним каналам, а также от «доброжелателей», продавцов легального программного обеспечения и других источников. Далее мы проверяем полученную информацию, чтобы избежать ошибочных выводов. Следующим нашим шагом является направление предупредительных писем руководству предприятий. Это очень важно, поскольку зачастую руководство организаций пребывает в неведении относительно использования пиратской продукции подчиненными. Мы стараемся вести диалог с такими предприятиями, чтобы они имели возможность самостоятельно устранить проблему. Однако если наше предупредительное письмо не возымеет действия, неизбежным следствием становится инициирование нами милицейской проверки и дальнейшего юридического преследования компании-нарушителя».
Господин Шаповал подчеркнул, что привлечение правоохранительных органов является неотъемлемой частью преследования правонарушителей, поскольку в Украине практически отсутствуют возможности «несилового» принуждения правонарушителей к легализации программного обеспечения. По его словам, украинское законодательство в сфере авторского права имеет много хороших общих норм, однако существует несколько существенных пробелов, препятствующих эффективной реализации положений закона. «Мы удовлетворены, что все наши рекомендации по устранению пробелов законодательства учтены в законопроекте, разработанном Государственным департаментом интеллектуальной собственности, но этот документ по-прежнему находится на рассмотрении Кабинета Министров, и неизвестно, когда он окажется в парламенте. К тому же, как нам известно, в парламенте имеются свои взгляды на этот вопрос, но они пока не отражены в законодательной инициативе, и никто не знает, когда она появится», – сказал он. В качестве яркого примера недостатков правовой базы Владислав Шаповал привел тот факт, что стандартное пользовательское соглашение (появляется на экране при запуске программы) украинское законодательство ставит вне закона, требуя соблюдения письменной формы для таких договоров.
Владислав Шаповал также указал на противоречивость судебной практики в Украине. По его словам, уголовные дела в сфере интеллектуальной собственности, на возбуждение и расследование которых потрачены значительные усилия сотрудников милиции, получают достаточно мягкую оценку в украинской судебной системе (даже рецидивность действий расценивается как несущественное нарушение) и часто прекращаются по надуманным предлогам. Юридический представитель BSA в Украине отметил, что проводимые милицейские рейды против продавцов дисков – вчерашний день, ведь через несколько лет практически вся пиратская деятельность будет осуществляться через интернет.
«Механизм преследования нарушителей, который сегодня существует в нашей стране, неэффективен. В той же России ощутимые результаты в правоприменительной практике обусловлены тем, что для милицейской проверки и возбуждения дела не требуется заявление и какое-либо участие правообладателя. Во многих европейских странах налоговые органы имеют право при проведении проверок в рамках своей компетенции обращать внимание на использование нелицензионного программного обеспечения», – заметил Владислав Шаповал. – «Правообладатели, даже если это самые влиятельные международные корпорации, защищая свои права, не могут обойтись без помощи госструктур. Для любых юридических разбирательств необходимо вначале зафиксировать факт нарушения, что практически невозможно без участия правоохранительных органов».
Даниил Ключников, глава Комитета BSA в Украине, обратил внимание собравшихся на важность решения данной проблемы в нынешних условиях: «В период кризиса мы должны задуматься о долгосрочных инвестициях. Интеллектуальная собственность – это значительная часть ВВП страны, которой сегодня нет и которая у нас должна быть. Те специалисты, которые работают на аутсорсинг и теневой рынок, могли бы работать на украинскую экономику».