Украинские амазонки воскресли

Украинские амазонки воскресли

В Донбассе, Крыму и некоторых городах запада страны найдено свыше сотни погребений женщин с оружием. Так подтвердилась версия о украинских амазонках - об их воинской доблести мир заговорил задолго до появления сугубо мужской Запорожской Сечи.

«Железные леди» прошлого

Львовский исследователь Тарас Каляндрук и его земляк, профессор Иван Денисюк (написавший книгу «Амазонки на Полесье») уверяют, что в городе Ратно находили могилы дев-бойцов, а в старых волынских колядках и песнях сохранились слова о девичьем войске, машущем саблями и стреляющем из луков. Согласно одному из местных обычаев, на свадьбе перед женихом несет меч именно особа слабого пола.

Даже в знаменитой «Повести временных лет» упоминается о женщинах-ратоборцах, а рисунок из Радзивилловской летописи изображает их в составе армии Святослава. По данным греческих историков, в 971 году после битвы с византийцами среди убитых русинов находили мертвых воительниц в мужской одежде. Нечто подобное утверждал и Помпей, современник Юлия Цезаря. Во время войны на южном побережье Черного моря против него выступили вспомогательные войска сарматов и скифов. В числе убитых воинов обнаружили и нескольких женщин, «чьи раны были такими же обширными и опасными, как у мужчин».

Известная украинская писательница Лада Лузина подчеркивает, что и по сей день в Крыму бытует немало легенд, связанных с амазонками: о жене савроматского царя прекрасной Адаге, освободившей Херсонес; о непокорной невесте из рода воительниц, убившей в день свадьбы своего жениха; о племени сражающихся дев, которые, прибыв неизвестно откуда в крымский край, не пожелали отдаться здешним мужчинам и улетели, обернувшись птицами.

Есть и куда более реальные примеры. Так, Анна Борзобагата-Красенская, управлявшая казной Луцкой епархии, во главе личного войска разгромила  выступившее против нее ополчение, а волынская княгиня София Ружинская снискала славу «истинной амазонки». В 1610 году она организовала чуть ли не самую масштабную для тех времен междоусобную войну со своим соседом и личным врагом князем Йоахимом Богушевичем-Корецким. София собрала со всех своих имений огромный для такой «разборки» отряд из числа бояр, слуг и крестьян - около шести тысяч человек - и, заручившись поддержкой ряда именитых родственников и заинтересованных соседей, взяла приступом имение Корецкого - городок Черемошны, что вблизи Бердичева. Причем устроила там настоящую бойню.

Так что нынешние «железные леди», как мы называем дам, успешно занимающихся политикой - это еще цветочки по сравнению с теми ягодками, которыми были их воинственные предшественницы.

Бабки-ежкины дочки

Амазонок зачастую называли ведьмами, не веря, что они могут сражаться на равных (а то и лучше!) с сильным полом исключительно за счет отточенных навыков, а не посредством колдовства. Да и их презрительное, граничащее с ненавистью отношение к мужчинам, уединенное обитание, а также поразительные целительские способности не добавляли светлых черт в образ воинственных дам (речь не о сарматских женах, которые воевали вместе с мужьями и, возможно, послужили толчком для древнегреческих легенд о безжалостных амазонках).

Лузина проводит интересную параллель между амазонками и знакомой нам с детства лесной колдуньей Бабой Ягой, которая любит запекать в печи добрых молодцев да малых детишек. Так вот, раньше слово «баба» означало «богиня», а злая старуха являлась золотой берегиней - хранительницей рода. Древнеславянский глагол «ягать» - это «скакать во главе отряда». Стоит ли удивляться, что по одной из версий прообразом сказочной Бабы Яги стала предводительница отряда амазонок? Между прочим, тех редких воительниц, которые доживали до старости и передавали боевой и целительский дар молодым, сарматы именовали... йогинями (не путать с индийскими жрицами богини-воительницы Кали, приносившими ей кровавые жертвы).

А в некоторых наших былинах и сказках присутствует женщина, с которой богатыри соревнуются в воинских умениях. Та же Василиса Микулишна, о которой снят прекрасный мультфильм, чего стоит!

Боевой гопак родил «Асгарду»

Легенды об амазонках не дают покоя нашим современницам. Летом 2002 года девушки, входящие в Союз украинской молодежи, под впечатлением от продемонстрированного им боевого гопака (созданное Владимиром Пилатом боевое искусство, объединяющее ударную и бросковую технику с пластикой пляски; самые крупные центры боевого гопака находятся в Киеве, Тернополе, Львове и Черновцах) решили организовать собственную школу боевого искусства. Назвали ее «Асгарда», как крепость богов в одной из книг. Еще одно значение - сочетание огня и воды, двух сильнейших энергий.

Современные украинские амазонки из «Асгарды».

Как уверяют новые украинские амазонки, они поставили цель возродить образ женщины-воина, берегини, хозяйки и патриотки. Так что в этих школах не только машут кулаками и отточенными серпами, саблями и копьями, но и постигают танцевальное искусство, игру на музыкальных инструментах, учатся вышивать, вязать, ораторствовать. Уделяют в «Асгарде» внимание и философии, психологии, развитию парапсихологических и экстрасенсорных способностей, целительству.

Здешние воспитанницы очень уважают премьер-министра (даже майки с ликом Юлии Тимошенко носят) и надеются, что когда-нибудь сумеют дать фору мужчинам-телохранителям. За примером далеко ходить не надо - гостившего осенью в Киеве ливийского лидера Муаммара Каддафи охраняли «универсальные солдатки», каждая из которых, как известно, стоит десятка представителей сильного пола.

Донбасский след

Следы женщин-воительниц найдены в степных курганах Донбасса. Одна из них была ранена, а потом убита мечом и обрела последнее пристанище возле села Каменного. Еще одну, с отрубленной рукой и иссеченными костями таза, отыскали у поселка Новолуганское. А во время экспедиции в районе Северского Донца археологам попалось погребение сарматской амазонки. «На ней была одежда из парчи, на голове - золотая диадема, много украшений, рядом находилась конская сбруя, короткие обоюдоострые бронзовые мечи-кинжалы, деревянное копье, колчан со стрелами, - рассказал краевед Алексей Филатов. - А рядом с этим воинским скарбом лежал небольшой сосудик с благовониями. Женщины во все времена оставались женщинами».

Безгрудые мужеубийцы

Одни считают, что слово «амазонка» произошло от греческого «безгрудая» (по легендам, будущим женщинам-воинам с детства удаляли правую грудь, чтобы не мешала пользоваться оружием), другие - от «не вскормленная грудью» (речь то ли о спартанском воспитании, то ли о раннем лишении материнского молока). «Отец истории» Геродот утверждал, что сарматское слово «амазонка» означало «мужеубийца», и рассказывал, как женские конные отряды совершали сокрушительные набеги на греческие города-полисы в Средней Азии и Балканах.

По общепринятой версии, жили эти «супердамы» отдельными кочевыми отрядами, рожали от взятых в плен мужчин, которых впоследствии зачастую убивали. Новорожденных мальчиков отдавали в другие племена или лишали жизни, а дочерей воспитывали своими преемницами. Юная амазонка считалась полноправным членом конного отряда лишь тогда, когда на ее счету было три убитых противника.

По мнению Геродота, в украинские земли воительниц занес шторм, налетевший на греческие корабли, которые везли строптивых пленниц, захваченных после одного из сражений. Пока победители справлялись с непогодой, амазонки освободились, перебили мужчин и отдались на волю волн. Их понесло к Босфору, через Черное и Азовское моря, и прибило к берегу где-то в устье Дона. И стали они воевать да любиться со скифами, став, по сути, нашими прародительницами, зачинательницами гордого племени сарматов.

Девочка с копьем в сердце

Пациентку Российского психоэндокринологического центра лечили методом холотропного дыхания (самая мощная из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник). Во время сеанса она прожила целую жизнь дочери некой предводительницы, которая погибла в бою. Девочку обучали верховой езде, военному искусству, магии, целительству, умению обращаться со змеями. Еще подростком она начала управлять соплеменницами, в боях скакала впереди войска, делила добытые трофеи и разбирала внутриплеменные конфликты. В одном из сражений юная воительница пала, пораженная в сердце копьем. По словам женщины, амазонку ударили как раз в то место, где у самой пациентки находится родимое пятно, удивительно напоминающее шрам от удара наконечником.

История, напечатанная в журнале «Чудеса и приключения», могла стать одной из многих проходных, если бы археологи не обнаружили вскоре на восточной окраине Волгограда около сотни древних курганов, отнесенных ко времени проживания на этой территории сарматских племен. В одном из захоронений нашли скелет девочки, предположительно 14-летней. Останки были обложены бронзовыми наконечниками от дротиков, колчанами, луками и другим оружием, имели следы неоднократных ранений. А причиной гибели амазонки стал каменный осколок от наконечника копья, обнаруженный в ее грудной клетке.


Андрей Кривцун.
Читайте также: