Американские ученые подвели итоги исследования, начавшегося еще в 1979 году. Они оценили, как меняются методы воспитания с течением времени и насколько в будущем важен тот опыт, который будущий родитель приобретает в детстве.
В 1979 году специалисты Университета Огайо опросили девушек и юношей в возрасте 14−22 лет, чтобы выяснить особенности процесса их воспитания. До 1994 года опросы повторялись ежегодно, а затем каждые два года. В заключение опрашивали уже 1133 молодых родителей, которые на момент начала исследования еще сами были детьми.
Предметом интереса ученых стало, например, как часто подростков шлепали в течение недели перед опросом, регулярно ли физически демонстрировали привязанность и хвалили, а также читали ли родители книги детям.
Оказалось, что девочки активно перенимают опыт матерей. Например, если их шлепали хотя бы раз в неделю, то они сами на 50% чаще, чем остальные, телесно наказывали детей. «Мы удивились, выяснив в результате, что матери очень многое перенимают от собственных матерей, тогда как отцы опыт матерей не заимствуют», — рассказывает один из авторов исследования Джонатан Веспа. Более того, отцы, которых шлепали в детстве, вряд ли будут поступать так сами. «Умеренное шлепанье мальчиков, похоже, удерживает их в будущем от подобных поступков», — рассказал Веспа, который при этом полагает, что в 70−х и 80−х воспитание мальчиков мало зависело от отцов.
Кнут и пряник
В целом же новое поколение любит поощрять детей. 60% отцов и 73% матерей любят хвалить детей и демонстрировать им привязанность. При этом лишь 40% из них сами регулярно получали подобные поощрения. Также оказалось, что во втором поколении в три раза больше матерей читают детям. В то же время в современной американской семье стали реже наказывать детей физически. В особенности это характерно для отцов — только 28% из них шлепают детей против 43% американских матерей.
При этом оказалось, что склонные шлепнуть отцы также любят и наградить ребенка. В этом случае строгость и поощрения со стороны отца оказываются продуманными воспитательными моментами.
Исследователи резюмируют, что дети далеко не все перенимают от родителей. Изменения в конкретных нормах поведения могут оказаться значительны даже при передаче от поколения к поколению. Также данные ученых из Огайо не включают в себя влияние отца на характер поведения ребенка в будущем. И непонятны механизмы, благодаря которым формируется склад мужчины-отца.
«В то время как родители, особенно женщины, используют методы воспитания собственных матерей, многие новшества они берут из общественной культуры», — сообщает Веспа, который добавляет, что нужно шире изучить культуру общества, чтобы понять принципы формирования родительских качеств.
Данные ученых из Огайо представлены на ежегодной конференции Американской социологической ассоциации в Сан-Франциско 9 августа.