Стоунхендж был построен с помощью плетеных "контейнеров"
Британские учёные всерьёз взялись за загадку Стоунхенджа, которая, напомним, заключается в том, что при отсутствии железных дорог, подъёмных кранов и развитой централизованной рабовладельческой экономики носители местной неолитической культуры умудрялись осуществлять неблизкую транспортировку многотонных каменных глыб. А потом ещё и водружать одну на другую.
Вслед за экстравагантной и одновременно изящной «подшипниковой» гипотезой со своими рассуждениями выступил инженер и бывший ведущий Би-би-си Гарри Лэвин. Он считает, что камни оборачивались некоей структурой, сплетённой из лозы, после чего их можно было катить. А катить надо было издалека. 60 камней Стоунхенджа массой около пяти тонн каждый родом с гор Пресели, что в Уэльсе, а это добрых 320 км.
«Контейнер» сплетался из побегов ивы и ольхи. Для лучшей прокатки зазоры между ним и неровной поверхностью камня заполнялись тонкими ветвями. Итоговую конструкцию могли сравнительно легко катить четыре или пять мужчин.
Принцип действия — тот же, что у автомобильных шин: «контейнер» гнётся, нагрузка распределяется.
Г-н Лэвин также выяснил, что такая упаковка могла плавать, что решало проблему переправы через водоёмы. Кроме того, камни можно было сплавлять по рекам.
Гипотеза не лишена оснований: плетёные изделия и конструкции эпохи неолита довольно часто попадаются археологам в Великобритании.
Этим летом г-ну Лэвину удалось успешно продемонстрировать жизнеспособность своей версии на примере однотонного камня. «Контейнер» для него он сплёл сам. Камень, достойный Стоунхенджа, он планирует покатать в следующий день солнечного солнцестояния. Джордж Оутс из компании Expedition Engineering, которая спроектировала олимпийский велодром и мост Тысячелетия в Лондоне, рекомендует ставить на успех эксперимента. По крайней мере с физической точки зрения всё чётко.
По материалам: www.compulenta.ru