Женщину-фараона Хатшепсут могла убить косметика
В постоянной коллекции Египетского музея Боннского университета (ФРГ) находится простенький флакончик, принадлежавший женщине-фараону Хатшепсут (около 1450 года до н. э.). Вот уже три с половиной тысячи лет его назначение остаётся тайной.
Куратор коллекции Михаэль Хёвелер-Мюллер и сотрудник фармакологического института университета Хельмут Виденфельд пришли к выводу, что тайна эта весьма мрачного свойства.
После двух лет исследований им стало ясно, что в бутылочке держали не духи, а своего рода кожный лосьон или другое лекарство для царицы, страдавшей экземой или псориазом. Кроме того, специалисты обнаружили в нём сильнодействующие канцерогены. Быть может, Хатшепсут убило то, что должно было спасти?
Как ни трудно в это поверить, содержимое флакона до сих пор не исследовалось. Его горлышко было запечатано тем, что считалось грязью, но г-н Хёвелер-Мюллер заподозрил, что это обыкновенная пробка из глины. Если это так, то все три с половиной тысячи лет флакончик оставался надёжно закрытым — а значит, появился шанс на то, что в нём можно обнаружить оригинальный состав.
Компьютерная томография подтвердила: бутылочка была запечатана наглухо, и внутри находились остатки высохшей жидкости. После этого с помощью эндоскопа учёные взяли пробы для анализа.
Сразу же стало очевидно, что это не парфюм. Смесь содержала большое количество пальмового масла и масла мускатного ореха. Затем было найдено много ненасыщенных жирных кислот, которые используются для облегчения симптомов кожных заболеваний. Действительно, такие случаи известны среди родственников Хатшепсут, а воспалительные заболевания кожи имеют сильный генетический компонент.
Ещё одна группа ингредиентов указала на то, что вещество пахло не слишком приятно и должно было бороться с зудом: фармакологи нашли много углеводородов на основе креозота и асфальта. По сей день кремы, содержащие креозот, используются для лечения хронических заболеваний кожи. Правда, из-за потенциально канцерогенных эффектов некоторых компонентов креозота косметика на его основе запрещена полностью, а лекарства отпускаются только по назначению врача.
В частности, в бутылочке Хатшепсут обнаружен бензапирен — опасный ароматический углеводород, состоящий из нескольких колец углерода. Это одно из самых опасных канцерогенных веществ, известных науке. Риск развития рака лёгких в результате вдыхания сигаретного дыма в значительной степени происходит как раз от этого вещества.
Могла ли Хатшепсут убить сама себя, не подозревая об этом? Многое говорит в пользу такого предположения. Если царица страдала хроническим кожным заболеванием, а мазь облегчала муки, Хатшепсут могла пользоваться ею на протяжении длительного времени, подвергая себя риску. А о том, что у женщины-фараона был рак, египтологам уже известно.
«Египтяне были отличными врачами общей практики и хорошими хирургами, но паршивыми терапевтами», — резюмирует г-н Виденфельд.
По материалам: science.compulenta.ru