Фёдора Конюхова на двести суток "прикуют" к вёслам

Рекорд пересечения Атлантики по-прежнему принадлежит о. Фёдору.

В одиночное плавание на вёсельной лодке отправляется через Тихий океан покоритель пяти полюсов планеты, которого в слуги Божьи рукоположил сам патриарх Кирилл

Ревела буря над Камчаткой

- Вы слышите, что у нас здесь творится? - орал в трубку мобильного телефона Петр Корх - сухопутный сподвижник Федора Конюхова, по подсказке знаменитого путешественника выкопавший единственный на весь полуостров Камчатка колодец с пресной водой. - Землю укрыло ледяным двухдюймовым панцирем, поперек дорог сугробы разлег-лись, а ветер снегом и грачами швыряется. Короче, отец Фёдор не дает благословения на ваш приезд…

Срывалась вторая за последние полгода командировка на Камчатку, которая подарила мне дружбу с путешественником и слугой Божьим Федором Конюховым, его супругой, доктором наук, а по совместительству матушкой Ириной и, конечно же, с Петром Корхом, чьё обличье оставалось бы одинаково приметным в первых рядах монастырской братии и среди воинов атамана Разина. Первую пришлось отменить прошлым летом. А ведь уже получили краткое приглашение: «Федор вернулся после восхождения на Эверест. Скоро будем у его родителя в Атманае. Ждем». На радостях отправили ответ: «Начинаем разучивать песню: «Вот кто-то с горочки спустился», намекнув таким образом на возвращение о. Федора с самой возвышенной точки планеты Земля.

Увы, благие намерения, подобно потерявшей паруса ладье, расшиблись о базальтовый утес суровой действительности. Слугу Божьего сманили в одно живописное местечко, куда допускались исключительно миллионеры и ярчайшие личности. В порыве досады я лишь сподобился ляпнуть по мобильнику: «Прождать полжизни в зале ожиданья, да так и не уехать никуда». Разумеется, сказано это было не в адрес покорителя пяти полюсов. А чтобы не оставалось неясностей, добавлю - полуостров Камчатка находится в южной части Азовского моря. Именно там и родился человек, чьё имя теперь знают на всей планете.

Уходит в море гусиное корыто

Спасибо создателю мобильной связи, которая порой позволяет забывать, что собеседник в данный момент пребывает за тридевять земель. Ощущение ещё больше упрощало явно не шапочное знакомство с о. Фёдором и пара-тройка бокалов настоящего виноградного вина, столь обожаемого монахами и бродягами. Однажды Фёдор сказал: «В вине - истина жизни со всеми её нюансами. Здесь понемногу от солнца, земных соков, солёного воздуха портовых таверн и лунной дорожки, по которой летит твой парусник. Но если часто прикладываться к бокалу, то перестанешь воспринимать музыку содержимого, а со временем осточертеют и экзотические таверны, и лунные дорожки».

Конюхов, насколько я понял во время предыдущих встреч, в еде и питье умерен, поэтому, наверное, и лунные дорожки ему ещё не осточертели. Едва вернулся из пустыни Гоби, чуть не ставшей его последним пристанищем, отправился в путешествие на верблюдах к Ковчегу Завета, который хранится в одном из самых труднодоступных уголков Эфиопии. Малость передохнув, полез на Эверест, потом строил часовни из вечной лиственницы на островах Курильской гряды, да в перерывах ещё кое-куда заныривал. А теперь во всеуслышание заявил о намерении пересечь на вёсельной лодке самый великий океан планеты без заходов и остановок, чего до сих пор ни один смертный не делал.

- Факт соответствует действительности, - подтвердил корреспонденту «Донбасса» по телефону самый неугомонный гражданин мира. - Собираюсь стартовать из чилийского порта Вальпараисо до австралийского Брисбена. В сутки планирую проходить по сорок миль.

- Но ведь это чудовищная нагрузка! Я однажды прошел на вёсельной «Руси» за световой день восемьдесят километров. Из них - пятьдесят по течению Миуса, тридцать - по лиману. К дамбе у Таганрога приполз на последнем издыхании. Если бы не добрые люди да не гадюки, так и остался бы лежать на камнях.

- Какие гадюки?..

- Обычные. Только в несметных количествах и чрезвычайно упитанные. Они на рыбе разъелись. Я гадюк как увидел, откуда силы взялись. Словно скипидару пониже брючного ремня плеснули. В три скачка перелетел дамбу, при этом едва не сбил с ног добрых людей, которые волоком тащили мою лодку. А Тихий океан - не Миус, даже при самом паршивом шторме волны всё равно будут выше любого сельсовета. Сам видел...

- Ещё в сопливом детстве я вознамерился покорить Азовское море. Выстругал из гнилых штакетин примитивные весла, очистил от грязи бабушкино корыто, из которого гуси воду пили и - вперёд, за ордена с подзатыльниками. Гребу, пот глаза разъедает. По моим подсчетам, уже Керченский пролив должен показаться. Обернулся назад и горько заплакал: я всего полкилометра от берега отошёл. Всё остальное встречная волна украла. Кстати, эту ошибку повторяют многие начинающие мореходы - считают, что способны оседлать море-океан хоть верхом на бревне, хоть сидя в корыте. Главное, чтобы весла имелись. Но плавсредство - это всё равно как... башмаки собравшемуся ко гробу Господнему паломнику. Они должны быть прочны и удобны. Иначе красные волдыри появятся ещё на первой версте.

В часовенке на берегу Азовского моря, которую построили  Федор Конюхов (справа) и Петр Корх, всегда теплится огонёк  перед иконой покровителя путешественников Николы Мирликийского.

В часовенке на берегу Азовского моря, которую построили  Федор Конюхов (справа) и Петр Корх, всегда теплится огонёк  перед иконой покровителя путешественников Николы Мирликийского.

Распрощайтесь с залом ожидания

- Уж коль повели речь на данную тему, расскажи о плавсредстве, на котором собираешься пересечь Тихий океан и установить новый мировой рекорд…

- Строится лодка в Англии. Водоизмещение - двести килограммов, длина - девять метров, материал - углепластик, рабочее название «К-9». Разработкой дизайна занимается конструкторское бюро Филиппа Мориссона. Кстати, там же была построена лодка «УралАЗ», на которой я в 2001 году пересек Атлантику за сорок шесть суток, что является мировым рекордом для вёсельных лодок.

- Были ли попытки побить твоё достижение?

- Разумеется. Первым это попытался сделать англичанин Чарли Питчер. У него на дорогу ушло пятьдесят двое суток. Со дня на день Чарли собирается стартовать с Канарских островов, чтобы пересечь океан за сорок суток. Что ж, как говорится, флаг ему в руки, ведь рекорды устанавливаются для того, чтобы их старались превзойти.

- Двести суток без заходов в порты и пополнения припасов... Это - что-то из области фантастики…

- Возьму сублимированные продукты, они места много не занимают, и двести литров воды, которая одновременно будет служить балластом. Выпил бутылку, заполнил забортной водой и - на прежнее место. Вот и вся фантастика.

- Извини за один довольно неделикатный вопрос… В своих произведениях писатели-маринисты из чувства стыдливости избегают упоминать о доске, которая одним концом крепилась к палубе парусника, а другой свисал над волнами. Вместе с человечком в позе воробья. Только ведь моряку надо не только есть и пить, но и как-то распоряжаться отходами своей жизнедеятельности. Так вот, предусмотрена ли на «К-9» такая доска, или современная конструкторская мысль нашла более оптимальное решение?

- Подозреваю, ты жаждешь выяснить, не подпадаю ли я под определение, что «настоящие моряки кончились после того, как на кораблях и торговых судах начали строить внутренние гальюны»? Нет, не подпадаю. Я ценю комфорт, но если обстоятельства требуют, могу им пожертвовать. А вообще в море главное - не гальюны.

- К выходу из порта Вальпараисо тебе исполнится шестьдесят два. Не пора ли, наконец, угомониться? У тебя и на берегу уйма незавершенных дел. До сих пор на Камчатке не построен задуманный тобой храм Фёдора Ушакова, на нулевом цикле замерло возведение библиотеки в Атманае...

- Всему свой черед. Будет и библиотека для подрастающего поколения, будет и храм. Что же касается дальнейших планов, то в 2015 году собираюсь пройти под парусом по следам экспедиции Колумба, в перспективе ещё одно восхождение на северную маковку планеты.

- Как говорится, семь футов тебе под килем и полных впечатлениями сухопутных дорог. А что ты хотел бы пожелать тем, в ком жив дух странствий и приключений?

- Дерзайте. Если нет денег на постройку крейсерской яхты, используйте в качестве средств передвижения плоскодонки, надувные лодки, бабушкины корыта. И тогда о вас никто не скажет, что вы провели полжизни в зале ожидания, да так никуда и не уехали. Ну, а мы с тобой, надеюсь, будущим летом обязательно встретимся на Камчатке.


Юрий Хоба.
Читайте также: