Ученые: В Черном море практически не осталось рыбы

Ученые: В Черном море практически не осталось рыбы

Из-за ухудшения экологической системы Черного моря значительно сокращается популяция ценных сортов рыбы, заявил заместитель директора Института биологии южных морей (ИНБЮМ) по научной работе, доктор биологических наук Юрий Токарев.

"Вот до чего мы дошли: тюлька, шпрот, хамса. Раньше были осетры, камбалы, луфари, кефали. Это была основная рыба. Скумбрии черноморской нет. Хамса и шпрот составляют уже 90% запасов всей рыбы, которая водится в Черном море. Причина - перелов и варварское отношение человека", - сообщил журналистам в Севастополе Токарев, ссылаясь на результате недавней экспедиции, проведенной учеными ИНБЮМа в Черном море по изучению экосистемы.

По его словам, "донными тралами варварски взбаламучивается и уничтожается все, что есть на дне, где обитают донные виды рыб, та же самая камбала, которой негде нереститься, уничтожается ее место обитания".

За последние 25 лет, по словам эколога, ученые института впервые сделали комплексную съемку всего шельфа от северо-западной части Черного моря до Керченского пролива.

"В северо-западной части было оценено состояние филофорного поля Зернова – участка густо устеленного красной водорослью филлофорой. Это было постоянное обитание филлофоры, она была высотой до 70 сантиметров на огромной площади порядка 10000 гектаров, но теперь стала погибать", - сказал Юрий Токарев.

По словам доктора биологических наук, с 2008 года филофорное поле Зернова объявлено государственным заказником. "Но теперь можно сказать, что мы опоздали лет на 10-15 с принятием этого решения. Надо было сразу, в начале 90-х годов бить в набат и сделать этот шаг", - констатировал он.

"В филлофоре обитали ракообразные, определенные виды рыб. Если этого нет, то нет и этих популяций очень важных сообществ. Мало того, мы обратили внимание, как плохо стала себя чувствовать там мидия и другие моллюски", - дополнил ученый.

Причина такой ситуации, как считает представитель ИНБЮМа, заключается в том, что в этой части Черного моря стали активно добываться газ и нефть, резко возросли грузовые потоки водного транспорта. В настоящее время там при глубинах 20-22 метра ходят суда по 70-80-100 тысяч тонн водоизмещения, винты которых взмучивают все донные осадки, и течением это разносится на довольно большое расстояние.

"В результате прозрачность воды резко уменьшилась, солнечная радиация стала проходить гораздо хуже, и филлофора стала погибать", - сообщил биолог.

Исследования ученых, по данным заместителя директора института, также показали общее ухудшение экосистемы, особенно в прибрежной части, где "массовые стоки, выпуски неочищенных вод, стоят два флота, где наиболее интенсивное движение судов, все это проливы и прибрежная часть".

"Вдоль всего ЮБК мы лишь в одном месте, в Керченском проливе, обнаружили только один экземпляр живой иловой мидии. То, что мы увидели на дне с помощью съемок, напоминает скорее лунную поверхность. Это глубины порядка 20-30 метров. Ранее там наблюдалась какая-то растительность, моллюски", - поразился Юрий Токарев.

Поэтому, по его мнению, в государстве должно быть единое законодательство, единая цепь биологических станций и единая схема мониторинга, постоянного отслеживания ситуации для дальнейшего реагирования.

"С одной стороны хорошо, что на побережье Черного моря строится много новых отелей, кемпингов, но с другой стороны, необходимо срочно решать проблему очистных сооружений", - заключил Токарев.


По материалам: podrobnosti.ua
Читайте также: