Блеск и нищета крымского гостеприимства
Выползая на городской берег из теплых вод Черного моря, корреспондент «Донбасса» спешит поделиться нахлынувшими впечатлениями о курортном сезоне-2011.
Набережная под каблуком. Закона
Алуштинская набережная в этом году претерпела невиданные изменения. Торговые ряды со всякими безделушками, примешивающие к морскому бризу запах сандала и эвкалипта, переехали «с глаз долой»: никаких указателей на этот счет не обнаружено, но после долгих расспросов и поисков на задворках и в стороне от набережной их находят лишь самые неутомимые любители бусиков и залакированных раковин. С одной стороны, хорошо - меньше всякого хлама, в обычной жизни практически никогда не имеющего ценности, притащит домой курортник. Но с другой - а как же побродить по единственному окультуренному месту Алушты с пользой для сезонных тружеников сувенирного бизнеса?
Безумно обрадовало отсутствие флегматичных от снотворного животных, которых приставучие фотографы норовили посадить тебе на голову или плечо: в этом году на набережной солировал только самец макаки Яша - в шортах, тельняшке и кедах - который был вполне адекватен, а иногда даже слегка агрессивен. На радость зоозащитникам следов мучений и психотропных препаратов на симпатичной морде «матроса» не наблюдалось: он с рвением бросался искать блох в головах клиентов, подсаживающихся для фотографирования. От этой неожиданной дополнительной услуги лица на снимках делались практически неразличимыми с расплывшейся от удовольствия физиономией Яши.
Местные художники-аматоры постарались приукрасить ржавую действительность Крыма.
Но если то, что с негуманными мучителями живности власти разделались, вполне одобряемо, то преследования странствующих музыкантов, традиционно собирающих толпы слушателей, совершенно непонятно. Орущее из всех кафе караоке скорее раздражало, чем вызывало желание остановиться и послушать. Разгоняемые очень грубыми милиционерами (для курортного города - просто непозволительными хамами) пуэрториканцы со своими сопилками и бубнами (кстати, исполняющие интересную музыку) перебежками пробирались по кустам, чтобы занять очередную позицию до следующего «шмона».
Мое внимание привлек трогательный ансамбль девушек-бандуристок, приехавших из Львова и исполняющих мелодичные украинские песни. Народ подбрасывал мелочь и требовал продолжения. Но ворвавшийся в круг низкорослый милиционер с визгливым голосом привнес ошеломительный диссонанс: «Пошли вон! Вызываю «бобик», будем конфисковать инструменты!». Оторопевшие зрители пытались защитить девчонок. «Не положено! Закон такой! Звоните мэру!» - не унимался коротышка, размахивая дубинкой. И только зрительское кольцо, которое сопровождало девчат до самого парка, не позволило ему осуществить задуманное. Там желающие смогли не только дослушать концерт, но и полюбоваться удивительным файер-шоу под национальную музыку, которое продемонстрировал алуштинский паренек, примкнувший ко львовским девчатам.
Неужели алуштинские чиновники реально надеются наполнить городской бюджет отчислениями от «бизнеса» студенток с бандурами или старика-скрипача, собирающего в шляпу надбавку к своей «культурной» пенсии?
Райские кущи за колючей проволокой
Мой филологический взгляд в Крыму то и дело находил интересные объекты: одни радовали находчивостью, другие изум-ляли нелепостью. Как вам, например, указатель в центре Алушты: «Туалет. Посидим как дома»? И, судя по постоянной очереди из желающих посидеть, рекламный ход таки сработал: пляжники предпочитали именно «домашний» вариант решения своих проблем.
Впечатлили и креативные рисунки на унылых бетонных заборах. На одном из пляжей Южного берега даже запечатлела замечательных «титанов», поддерживающих ржавые водопроводные трубы. Причем изображение было вполне объемным - если обойти их сзади, можно увидеть и нарисованную спину.
А вот кемпинг вдоль горного серпантина «Райское местечко», со всех сторон окруженный тремя рядами колючей проволоки, породил серьезные сомнения: это какой же там рай, если его пришлось оформить как концентрационный лагерь? И захотелось убраться подальше от такого райского наслаждения. Встречались на долгом пути и противоположные примеры. В урочище Айан-Дере у русла пересыхающего летом горного ручья стоит небольшой домик, на котором краской написано: «Жить можно. Только ничего не ломайте, пожалуйста!». Лесник утверждает, что стоит он уже много лет, даря ночлег пешим туристам. А их, гуляющих по Крыму с огромными рюкзаками, великое множество. Они умудряются прикреплять свои палатки на пяточке у обрыва или на асфальте возле трассы. Как ни странно, можно встретить и местных жителей, ютящихся в каких-то рыбацких сарайчиках и гаражиках на берегу: они признаются, что жилье весь сезон сдают курортникам, а сами живут, что называется, «на подножном корму».
В Крыму даже бомжи обустраивают свои жилища основательно и надолго: теплая погода держится практически круглый год, поэтому они не боятся замерзнуть под открытым небом. А «пляжные» трофеи позволяют им устроиться с комфортом: путешествуя, я наткнулась на «двухкомнатные апартаменты» седобородого старикана, который проживал в посадке у одного из поселков возле Ялты. В «опочивальне» имелся надувной матрас, в «холле» - радиоприемник, на «шкафах»-деревьях была развешена одежда на разные сезоны. А неразговорчивый хозяин, отдыхая от трудов праведных... читал книгу!
Турции до Большого каньона далеко
Интересно, почему в Крыму уверены, что к ним едут отдыхать только запредельные толстосумы, которые из-за жгучего патриотизма или экзотики игнорируют всякие там канарские реки и лазурные берега? Складывается впечатление, что весь сервис полуострова настроен только на VIP-клиентов: здесь только им предоставляется реальный комфорт и достойное обслуживание. Хотя, думаю, на те деньги, которые предполагают «сбить» с них в навороченных отелях и виллах, выросших как грибы после дождя, можно спокойно слетать туда-сюда в Турцию. И не наблюдать там из окон родные отечественные мусорные свалки на пляжах и обочинах дорог, по которым, хочешь-не хочешь, а ездить таки придется. Что касается среднего и «эконом-сегмента», то уровень сервиса, который ни капельки не изменился со времен Советского Союза, часто заставляет отдыхающих чувствовать себя клиентами низшего сорта.
В Большом каньоне Крыма можно запросто почувствовать себя первооткрывателем новых земель.
А вот у кого надо бы поучиться встречать гостей независимо от толщины кошелька, так это у предприимчивых крымских татар. На знаменитой Ай-Петри, где развернут целый городок национальной кухни, в любом из восточных шатров тебя не только вкусно накормят, но и предложат бесплатную дегустацию домашнего вина и даже проведут лекцию, как отличить настоящее виноградное вино от подделки. И даже если заказал один чебурек, ты ни за что не почувствуешь, что тебе здесь не рады.
- Вы зашли к нам в гости, это вас ни к чему не обязывает. А мы, хозяева, обязаны встретить вас достойно, - поставленным рекламным голосом утверждает Алик, владелец кафе имени себя.
И всё-таки о мусоре! По всем крупным трассам властями предусмотрительно выставлены билборды с надписью: «Дякуємо за чисте узбіччя!». Но, столкнувшись с необходимостью из-за поломки авто провести завтрак на стоянке у оживленной трассы под Ялтой, я, как ни старалась, не обнаружила ни одного контейнера на расстоянии как минимум километра, который я мужественно прошагала со своим мусором в руках. И не уверена, что все на моем месте положат его в машину, чтобы выбросить потом в городе. Жаль, но подобное можно наблюдать и на туристических объектах, где взимаемая плата за вход должна была бы, по логике, обеспечивать содержание в чистоте уникальных природных ландшафтов.
***
Несмотря на коммунальное головотяпство, испортить впечатление от шедевров, созданных самой природой, трудно. И, гуляя по Большому каньону Крыма, перепрыгивая с камня на камень в горной реке, любуясь прозрачными водами бирюзового залива, начинаешь понимать, почему всё-таки так тянет людей в этот замечательный край, до красоты которого всяким турциям, действительно, далеко...
Елизавета Гончарова. Фото Арсения Ситникова.