Донбассовцы в столице: "Сейчас в Киеве всё изменилось!"

Война пришла под окна. На этой неделе, которая стала самой "горячей" за всё время протестов, уличные бои порой шли прямо во дворах жилых домов.

Выходцы из Донецкой области, которые в разное время переехали в столицу Украины, рассказали "Донбассу", как им живётся в охваченном военными действиями городе.

"На улицу не выходим"

Мариупольчанин Олег Рябинин живёт в Киеве с конца 80-х годов, и он в шоке от происходящего.

- Если начиналось всё вполне безобидно и даже весело, то сейчас становится действительно страшно, - рассказывает он. - Моя супруга служит в органах МВД (я в настоящее время ушёл в отставку). Каждый раз, когда жена собирается утром на работу, испытываю ужасную тревогу за неё. Конечно, женщин в оцепление не посылают, но кто знает, что будет дальше. Может случиться так, что начнут посылать и женщин. Фирма, на которой работает сын, расположенная в центре города, со среды не работает, сотрудников отправили в отпуска за свой счёт. Все члены семьи сидят дома, на улицу не выходим, только до магазина и обратно. В городе - на самом деле военная обстановка.

По словам Олега, теперь уже трудно сказать, чью сторону - власти или оппозиции - принимают киевляне.

- С одной стороны, всех уже достала такая власть. Кругом коррупция, малый бизнес душится на корню, здравоохранение убивается. Но, с другой стороны, не так же всё должно делаться. Убивают и силовики, и митингующие. Убивают боевыми патронами - и те, и другие. Идёт настоящая война. Раньше многие мои знакомые помогали Майдану вещами и продуктами. Сейчас уже не помогают. Те, у кого квартиры в центре, готовы продать их буквально за копейки. У моего друга магазинчик возле Майдана незалежности. Магазин разгромили, стёкла повыбивали, дверь выломали. Хорошо, что он товар оттуда вывез. Не было смысла его держать в магазине, всё равно торговли нет.

Родственники, живущие в Одессе и в Мариуполе, зовут Олега  к себе, чтобы переждать страшные события.

- Разве такое переждёшь? - возражает он. - В Одессе вон тоже столкновения. В Мариуполе вроде пока спокойно. Но ведь это спокойствие хрупкое, оно в любой момент может разбиться.

В банкоматах закончились деньги, в супермаркетах - тележки

Наталья Лысенко, которая раньше жила в Артёмовске, а теперь - в Дарницком районе Киева, продуктами запаслась заранее, не дожидаясь ажиотажа, который сейчас царит во всех киевских супермаркетах, а на работу ей ходить недалеко - в соседний двор. Но "прелести" революции грозят испортить долгожданный отпуск:

- Путёвку в Индию мы купили уже давно: так мечтали с мужем об этой поездке. Однако получится ли нам улететь через неделю, не знаю. Мы живём как раз возле дороги на Борисполь. Здесь уже видели около тридцати "титушек", которые перекрывали трассу... А если вообще отменят полёты? Пока ждём, что будет дальше. В четверг мужа отпустили с работы в час дня, домой он добрался только к семи, хотя обычно дорога занимает полтора часа. Пришлось и пешком идти, и ждать городскую электричку. А потом он попал в пробки у магазинов и банкоматов: люди тащат огромные пакеты с едой, не хватает тележек, денег в банкоматах мало, их забирают сразу, как только они появляются. На руках у меня осталось 600 гривен, как снять остальные, не знаю.

"Мимо нашего дома прошла толпа вооружённых людей"

Роман Волошин переехал из Мариуполя в Киев в 2008 году, работает продюсером фотостудии. Однако со вторника он на работу не ходит - офис компании расположен недалеко от центра.

- Во вторник я целый день слышал на работе разрывы гранат, потом час пытался выехать из центра, чтобы попасть на встречу. Метро не работало. Толпы людей шли пешком домой, - эмоционально рассказал он. - Мы с коллегами не понимаем, что будет дальше, не планируем ничего дольше, чем до вечера. Надеемся на скорейшее завершение вооружённого противостояния.

Как и все киевляне, Роман говорит о километровых очередях на заправках и в супермаркетах.  Они с женой тоже сделали запас муки, потому что в магазины перестали завозить хлеб. За столкновениями в центре города следят по трансляциям в Интернете.

- Приближаться к центру города нет никакого желания, - говорит Роман. - Настроение у людей обеспокоенное, я бы сказал. Паники нет, но и радости тоже. Час назад мимо нашего дома прошла толпа вооружённых людей. Кто это - понятия не имею. Мне реально страшно...

Напасть на человека могут просто так

Уроженец Тореза Денис Чибисов недавно перебрался в столицу - и вскоре столкнулся с революционными трудностями.

- Моё, так сказать, мирное проживание в Киеве про-длилось чуть более полугода, - рассказывает парень. - Когда Евромайдан только начинался, я совсем не ощущал на себе каких-либо неудобств. Исключением стали лишь перекрытые станции метро. Но сейчас всё изменилось в корне: в центре творится полный хаос, и даже в отдалённых районах по дворам снуют непонятные молодые люди. Действительно страшно ходить по улицам города, ведь, кроме всяких "титушек" и "Правых секторов", непонятно откуда появились кучи просто гопников. По сути, напасть на любого человека могут просто так, чтобы поживиться. А на работу мне приходится идти пешком, поскольку транспорт не справляется с потоком пассажиров. Каждый день трачу на дорогу по три-четыре часа.

Но, по словам молодого человека, даже эта проблема беспокоит людей меньше, чем пустые полки супермаркетов.

- Киевляне массово ринулись в магазины и сметают абсолютно всё, начиная с хлеба и соли, - говорит он. - Чтобы купить хоть какие-то продукты, нужно приходить в супермаркет рано утром, поскольку буквально за два-три часа после открытия почти все продукты исчезают.

Вместо мамочек в парке - парни в спортивных костюмах

Инна Рыжкова из Артёмовска уже 10 лет живёт в Киеве, в столице вышла замуж и сейчас воспитывает годовалого сына Ивана. Из-за последних событий малыш остался без ежедневных прогулок, а взрослые прячут машины и обеспокоены подозрительными людьми в своих дворах:

- Мы живём далеко от центра, в знаменитом спальном районе - Троещине. Но в ночь на четверг даже у нас что-то бабахало и шумело - говорят, штурмовали районную администрацию. Днём людей на улицах мало, в парке, где обычно толпы мамочек, сейчас - единицы, по слухам, возле райадминистрации горят ларьки. Знакомые мамочки говорят, что какие-то молодчики по району шатаются толпами, но лично не видела, так как муж запретил нам выходить из дома. Сам он на работу пока ходит. На заправках, по его словам, длиннющие очереди, вечером отправили его в супермаркет за стратегическими запасами. Круп, макаронных изделий, хлеба нет, полки не заставлены, как обычно, людей с безумными глазами - море, около магазина кучки каких-то парней в спортивных костюмах.

Ещё хуже, по словам Инны, приходится её куму, который недавно переехал на улицу Черновола. Это недалеко от эпицентра событий, и мужчина признаётся, что ему жутковато находиться в собственном доме, под окнами постоянно ездят "скорые" с сиренами.

- А ещё у него прописка не киевская, а номера на машине - даже не Киевской области. Поэтому машину он теперь ставит на ночь в подземный паркинг, а днём ездит и боится. В общем, обычным жителям на самом деле страшно, пугает неизвестность, масштабность, безнаказанность...

Мобильная связь работает с перебоями

Дончанин Антон Соболев окончил университет в Киеве. По его словам, до четверга ситуация была относительно стабильной, но позавчера город охватила паника.

- В магазинах огромный ажиотаж, разбираются все жизненно важные продукты питания. Огромные очереди на заправках, установлен лимит на количество топлива. Общественный транспорт работает с серьёзными перебоями. Заблокированы банковские счета, многие банки закрылись до понедельника. Предел снятия с карточки - 500 гривен. Мобильная связь также работает с перебоями, - говорит Антон.

Многим пришлось ночевать в офисах

Дончанка Ольга Власова, которая живёт в столице около пяти лет, из-за транспортного коллапса потратила в среду больше трёх часов, чтобы с тремя пересадками добраться из Оболони на ж/д вокзал.

- Самое обидное, что обещали работу муниципального транспорта сделать бесплатной, но за проезд пришлось платить и в трамвае, и в маршрутке, - возмущается она. - Только в городском автобусе проезд был бесплатным - водитель не продавал билетов и не было контролёров. Знаю, что накануне многие так и не смогли уехать домой - ночевали в офисах.

На вокзале, куда Ольга приехала, чтобы сдать билет, обстановка была спокойной. В очереди в кассу перед ней стояли две иногородние студентки - оказалось, что родители позвонили им и потребовали, чтобы девчонки бросали всё и возвращались домой, "пока не утихнет".

По словам женщины, на Оболони магазины работают в нормальном режиме, зато в банкоматах очереди - люди снимают всё подчистую. В сберкассах бабушки-дедушки до копеечки выгребают свои пенсии.

- В четверг я добиралась на работу на попутной машине, иначе не уехать. В районе объездной - ужасные пробки. На АЗС в гигантских очередях стоят машины - и легковушки, и грузовики, - говорит Ольга. - Кроме того, я знаю, что многие люди, которые находятся не в тяжёлом состоянии, выписываются и отправляются долечиваться домой, чтобы освободить место пострадавшим.


С жителями Киева общались Елизавета Гончарова, Марина Литвинова, Алиса Сопова, Александр Беспёрстов, Анна Палагина и Виктория Дьякун.
Читайте также: