Армия прирастает вооружением и выплатами
Украинские вооружённые силы выводятся на новый уровень. Стремительно, в условиях войны и тяжелейшей экономической ситуации. Реформы идут «с колёс», есть множество проблем и масса нареканий. Но есть и факт - наши ВСУ становятся той мощью, которая способна не только не пустить врага дальше, но и - освободить оккупированные территории.
Поднимаются зарплаты
В этом месяце на заседании Кабмина озвучили историческое решение - зарплаты военнослужащих ВСУ вырастут более, чем вдвое. Минимальная теперь составит семь тысяч гривен (солдат), комбриг будет получать 16 тысяч (см. инфографику).
«Несмотря на тяжёлые экономические условия, впервые в истории нашего государства денежное обеспечение военнослужащего по контракту будет больше средней заработной платы в Украине. Всё это делается, чтобы укрепить ВСУ, обеспечить реформирование армии, укрепить обороноспособность, защитить страну от вооружённой агрессии», - заявил министр обороны Степан Полторак, подчеркнув, что такой шаг позволит привлечь контрактников, которые имеют опыт участия в боевых действиях.
Советник президента Украины, волонтёр, активно занимающийся вопросами снабжения армии (с августа 2014-го - на уровне Минобороны) Юрий Бирюков подчёркивает, что размер премиального вознаграждения участникам антитеррористической операции (идёт отдельно от зарплат) не будет зависеть от должности военнослужащего: «За участие в АТО будут платить одинаковую премию - и генералу, и солдату. Ведь рискуют-то они одинаково одним - здоровьем и жизнью». При этом он отметил, что варьироваться размеры доплат будут в зависимости от места прохождения службы: «Боец в Водяном (передний край) - одна история, боец в Краматорске - совсем другая. А раз истории разные, то и суммы разные».
Спикер Администрации президента по вопросам АТО Андрей Лысенко уверяет, что с увеличением материального обеспечения военнослужащих возрастут и штрафы. «Если человек получил, например, восемь тысяч гривен, то штраф будет составлять более половины его зарплаты», - заявил он. Основная причина штрафов в ВСУ - пьянство. Будем надеяться, что так называемых «аватаров» (любителей спиртного) теперь станет меньше.
В то же время бывший пресс-офицер АТО Алексей Дмитрашковский считает, что «поднять зарплату 268 тысячам воинам до тех размеров, которые указаны, просто невозможно». «Эти деньги съедят весь бюджет, выделенный на содержание Минобороны. Денег хватит только на содержание самой армии, а о развитии придётся забыть», - заявил он.
Как крепчает оборонная мощь
Глава Минобороны уверяет - средств хватит на всё. И делится статистикой наращивания боевой мощи.
«В соответствии с государственным оборонным заказом на 2015 год, закупили и поставили в зону проведения АТО 1768 единиц новейших и модернизированных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), более 400 тысяч ракет и боеприпасов. На вооружение армии было принято свыше 20 новых образцов ВВТ, а её обеспеченность вооружением и военной техникой, по сравнению с 2014-м, увеличилась в полтора раза. К концу 2015 года в подразделения ВСУ поступило более 2,5 тысячи различных образцов ВВТ», - отметил генерал Полторак.
По словам президента Украины, Минобороны в 2016 году выделено свыше 50 миллиардов гривен (2,5% от ВВП), который направляется на увеличение обороноспособности.
На этой неделе состоялась передача ВСУ новых беспилотников, разработанных студентами Киевского политехнического института и произведённых ОАО «Меридиан» им. Королева (входит в состав ГК «Укроборонпром»). По словам секретаря СНБО Александра Турчинова, эти аппараты - в три раза дешевле, чем импортные аналоги. Максимальная высота беспилотников составляет 2 км, скорость - до 120 км/час, а продолжительность непрерывного полёта - до двух часов. Устройство можно дополнительно оснастить камерой дневного/ночного видения с десятикратным зумом, тепловизионной и мультиспектральною камерами, фотокамерой высокого разрешения, датчиком радиационного фона и другим оборудованием.
Реформы и саботаж
Наращивание вооружения и денежного обеспечения особо не помогут, если не будут проведены реформы Минобороны и Генштаба, которые у нас далеки от идеала.
«Мы планируем реформировать МО в течение трёх лет, ГШ ВС - ещё плюс два года. В целом общее реформирование планируется завершить до конца 2020 года, - заявил министр обороны. - Мы не ждём завершения разработки основного стратегического оборонного бюллетеня, а работаем вместе с советниками параллельным методом. Надеемся в феврале завершить отработку всех стратегических документов и выйти на чёткую, понятную программу реформирования разведки ВСУ».
Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко заявил, что страны НАТО готовы нарастить своё присутствие в Украине, предоставив дополнительное количество советников, консультантов и инструкторов для подготовки украинских военных. Более того, некоторые намерены предоставить нам пункты наблюдения, средства связи, медицинское имущество.
Координатор группы «Информационное сопротивление», нардеп Дмитрий Тымчук прогнозирует саботаж перехода нашей армии на стандарты НАТО. И поясняет - почему:
«Главная проблема на нашем «пути в НАТО» состояла (и состоит) вовсе не в переходе на калибры Альянса и стандарты носков-трусов. Это как раз дело неспешное. Но первое, чего ждут в НАТО на пути реформ - это переход наших штабов, начиная с Генштаба, на принятую в НАТО структуру («J-структура») - оптимальную для управления войсками структуру штабов (а войска стран Альянса, как мы знаем, воюют в разных точках планеты постоянно, так что эта структура отнюдь не высосана из пальца).
Тогда как у нас - громоздкая, неповоротливая и неэффективная постсовковая структура, впитавшая от «совка» худшие черты. И полтора года войны с РФ не заставили её в корне измениться. Переход на «J-структуру» означает серьёзную оптимизацию, вычищение структур-паразитов, сокращение количества балласта (включая количество замов начальников) и прочее. Вобщем, это означает, что уйма наших штабных офицеров, начиная с товарищей с большими звёздами, либо уйдут на нижестоящие должности, либо вовсе отправятся «за забор».
Понятно, что это привлекает далеко не всех в этих структурах. И тут начался тотальный саботаж, который в итоге и похоронил начавшуюся десять лет назад подобную реформу... Такой же тотальный штабной саботаж совершенно точно ожидает нашу армию и при нынешней попытке перейти на пресловутые стандарты НАТО.
... В беседе с министром обороны генералом Полтораком, я и задал ему вопрос, готов ли он к этому саботажу. Ответ меня воодушевил - министр совершенно чётко осознает эту проблему, и готов решать её радикальными методами.
...Есть ещё один момент, внушающий оптимизм. Десять лет назад все эти проблемы реформ в армии страну не особо волновали - какая разница, при какой структуре штабов военные маршируют на парадах? Государство и общество тогда просто не понимали, зачем нам нужна современная эффективная армия. Сейчас это понимание есть. И это вселяет надежду на успех в реформировании».
О седьмой волне мобилизации
В Генштабе настаивают на седьмой волне мобилизации. «Вследствие демобилизации четвёртой волны возникнет необходимость доукомплектовать ВСУ. Комплектация будет проводиться как контрактниками, так и мобилизованными. Естественно, чем больше будет привлечено контрактников, тем меньше необходимости в мобилизованных», - говорится в сообщении ГШ, где также отмечено, что седьмая волна будет меньше предыдущих (за шесть волн мобилизации в армию пришли 210 тысяч человек).
«Нужно знать, за что воюем»
Известный волонтёр (в прошлом - «Армия SOS»), один из активистов воздушной разведки (группа аэроразведки Matrix-UAV) Юрий Касьянов уверен, что реформа армии «должна начинаться с оглашения ясных и понятных целей войны». Вот как он рассуждает:
«Когда высшее военно-политическое руководство постоянно говорит о мире, о будущей амнистии боевиков, об «особом статусе» оккупированных территорий - тогда мало, кто захочет рисковать и умирать. Непонятно, за что.
Реформа армии должна начинаться с оглашения ясных и понятных целей войны, соответствующих национальным интересами. Для победы в этой войне, а не ради соответствия стандартам НАТО, надо строить новую армию, по новым принципам, с новыми задачами. Процесс этот никак нельзя растягивать на годы.
В первую очередь необходимо реформировать Генштаб - превратить его в реально действующий орган управления войсками; избавить от обеспечивающих функций. Это можно сделать за два-три месяца; надо только поставить во главе Генштаба мудрого и энергичного военачальника.
Министерство обороны должно превратиться в гражданскую организацию, которая занимается обеспечением действующей армии всем необходимым.
Сами Вооружённые силы следует менять поэтапно, побригадно, отрабатывая, шлифуя на каждой бригаде новую модель.
Всё просто. И совсем недорого. Современная профессиональная армия, которая умеет воевать, и знает, ради чего воюет, обойдётся значительно дешевле постсоветского монстра, который только и думает о том, чтобы ещё украсть».
Ольга НИКОЛАЕВА.