Украинские политики додеребанились до кризиса
На фоне российской агрессии, нестихающих боёв на Донбассе, тотального нищания населения, падения гривны, взлёта цен-тарифов, а также стойкой зависимости Украины от международных кредитов, продолжается внутреннее политическое противостояние. Команды премьера и президента ударно воюют друг с другом, в эту схватку то и дело вклиниваются другие политсилы, коррупционеры всех мастей продолжают грабить страну, а тех, кто пытается что-то изменить, выдавливают из власти. Мы имеем, в основном, фикции вместо реформ. И явный политический кризис, которому открыто радуются сепаратистские "ДНР-ЛНР", командующая ими РФ и подыгрывающие захватчикам "какбыукраинскиеполитики".
Судебные игры и бодание коалиции
Из реформ, которые обещала провести новая власть, пока серьёзные подвижки замечены разве что в МВД, где новая патрульная полиция стала реальной угрозой даже для мажоров, ранее считавшихся неприкосновенными. Экономический блок буксует по полной программе (много лакомых кусков и потоков, на которых "сидят" политики). Беда и с судебной реформой. Громкие аресты то и дело происходят. Но "слуги Фемиды" выпускают сепаратистов и коррупционеров чуть ли не быстрее, чем силовики тех задерживают.
На этой неделе даже президент Порошенко признал, что возможности Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) для эффективного преодоления коррупции в судебной системе ограничены. "Если вы расследуете коррупцию в судебной системе, судьи имеют неприкосновенность. И пока вы расследуете, пока снимете, на это уйдут месяцы или годы. А доказательства будут уничтожены. Судьи, к сожалению, у нас распространена практика, исчезнут. Мы их подаем в международный розыск, и дело остается недорасследованным", - пояснил президент.
Именно поэтому архиважна судебная реформа, предполагающая полную перезагрузку существующей судебной системы (кстати, 1 февраля Конституционный суд Украины признал конституционность доработанного проекта судебной реформы). Но пока всё это - лишь проекты, а в реальности "люди в мантиях" продолжают саботировать попытки страны жить по закону.
... Беда и в том, что продолжается бодание недавних соратников - президента Порошенко и премьера Яценюка, и, соответственно, стоящих за ними представителей "Блока Петра Порошенко" ("БПП") и "Народного фронта". В последнее время парламентская коалиция, которую ранее раскачивали "Батькивщина", "Самопомощь" и "Радикальная партия Олега Ляшко" ("ляшковцы" покинули нестройные ряды коалициантов полгода назад, но ситуативно поддерживают отдельные законы), стала чем-то совсем эфемерным. Особенно - после уже не подковёрных, а весьма открытых схваток между "порошенковцами" и "народнофронтовиками". Рейтинги последних сейчас - ниже плинтуса. И в случае досрочных выборов в парламент, Яценюк и Ко рискуют оказаться вне его стен. И всё же премьер пошёл ва-банк, требуя перезапуска коалиционного соглашения и неприкосновенности "его" ставленников в Кабмине. При этом "вдруг" выстрелил во время традиционного воскресного 10-минутного телемонолога призывом менять Конституцию исключительно посредством референдуме. Призывом, по сути, правильным, но в нынешних условиях, когда страна разрознена, а Основной Закон требует срочных доработок (в том числе, касательно децентрализации, реакции на российскую агрессию), не осуществимым.
Пока премьер давил на президента (который не раз говорил, что является противником досрочных парламентских выборов - те не только пробьют очередную брешь в казне и усилят внутренние распри, но и подорвут доверие к Украине со стороны Запада, который и так устал от наших междоусобиц), фракция "БПП" требовала отчёта Кабмина о проделанной работе (а там всё - грусть-печально) и заявляла, что намерена поднять вопрос об отставке ряда "яценюковских" министров.
В общем, шёл традиционный для украинского политикума взаимный шантаж, который даже война и потеря части территорий не смогли остановить.
А потом "выстрелил" глава Минэкономразвития Айварас Абромавичус.
Ай да Айварас!
Литовский предприниматель Айварас Абромавичус, совладелец и один из руководителей шведской инвестиционной компании East Capital, заступил на пост главы Минэкономразвития нашей страны 2 декабря 2014-го, став одним из представителей "спецназа реформ" - команды иностранных специалистов, пришедшей работать на государственных должностях в Украину.
А 3 февраля 2016-го он заявил об отставке. Причём так хлопнул дверью, что пошла "взрывная волна". Причиной ухода Абромавичус назвал резкую активизацию блокирования реформ. "Эта активная работа направлена на то, чтобы парализовать нашу работу. От неожиданного снятия охраны министра и его семьи - до назначения сомнительных личностей в мою команду и в ГП", - заявил Абромавичус.
Он назвал Игоря Кононенко (партнёр и старый друг президента Украины, зам.главы фракции "БПП") одним из тех, кто срывает реформы. "Являясь представителем политической силы, которая выдвинула меня на пост министра, в последнее время он, тем не менее, сделал очень много для того, чтобы заблокировать мою работу и работу моей команды, - заверил литовский "варяг", подчеркнув, что в течение года Кононенко активно лоббировал своих людей на должность гендиректора "Укртрансамиак". - Кульминацией этого кадрового произвола и стремления полностью подчинить себе потоки стало желание иметь "собственного" замминистра в Минэкономики, который отвечал бы за "Нафтогаз" и другие государственные предприятия".
Айварас заявил, что только технократические правительство способно реально провести какие-то реформы. И высказал надежду, что отставка его и главы Мининфраструктуры Андрея Пивоварского станет для власти "холодным душем".
НАБУ уже начало проверку фактов, озвученных Абромавичусом. Кононенко сложил с себя полномочия зам.главы фракции "БПП". Мандат нардепа на момент написания материала оставался при нём.
Зато ряды президентской политсилы покинул нардеп-переселенец из Донецка Егор Фирсов. "Оставаться во фракции вместе с господином Кононенко я больше не могу, так как не согласен покрывать его коррупционную деятельность и не хочу, чтобы меня ассоциировали с ней", - пояснил он своё решение, подчеркнув, что ещё до этого скандала подавал заявления в НАБУ и Генпрокуратуру в отношении нескольких коррупционеров из "БПП". Результата - никакого...
Внефракционный депутат Николай Томенко, также ушедший из "БПП", призывает президента проявить принципиальность и дать возможность расследовать делишки зарвавшихся деятелей из его окружения.
Парад "возвращенцев"
На следующий день после "бомбы" от Абромавичуса президент, премьер и спикер общались с послами стран "Большой семёрки" (G7, которая недавно была "Большой восьмёркой", но Россию оттуда выгнали после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса), которые выразили разочарование как фактами, изложенными главой Минэкономразвития, так и его желанием уйти.
Порошенко, Яценюк и Гройсман пообещали работать сообща. "Необходимо немедленно перезагрузить правительство, при этом министры-реформаторы и их команды должны остаться", - заявил президент.
"Перезагрузка" вылилась в то, что вечером 5 февраля на чрезвычайном заседании Кабмина министры инфраструктуры (Андрей Пивоварский), здравоохранения (Александр Квиташвили), информационной политики (Юрий Стець) и аграрной политики и продовольствия (Алексей Павленко) заявили об отзыве заявлений об отставке. А премьер Яценюк заявил, что Кабмин уйдёт в отставку в полном составе, если в ВР будет принято решение о смене этого состава.
Более того, "возвращенцы" начали выдвигать условия. Пивоварский, которого считают одним из тех самых "технократов", которые способны провести необходимые Украине реформы, назвал четыре таковых:
1. Значительное повышение зарплаты госслужащих (по его мнению, без этого нельзя обеспечить качественную работу всего аппарата чиновников).
2. Новая программа коалиции и введение ответственности за её невыполнение (это та самая поддержка в Раде поданных Кабмином либо президентом законопроектов).
3. Приватизация. Пивоварский, как и многие, уверен, что сейчас ряд государственных компаний "доятся" для вывода средств на финансирование политических партий и для депутатов лично. "Все госкомпании, кроме небольшого количества стратегических (вроде Нафтогаза, Укрпочты, Укрзализныци), надо срочно продать, - уверен глава Минфраструктуры. - Это один из источников зла. Здесь генерируются коррупционные потоки, которые потом направляют на борьбу со мной и инициативами нашего министерства".
4. Реформа администрирования налогов.
Пивоварский, подтвердивший слова Абромавичуса о том, что нардепы регулярно требуют назначения своих людей на должности, прибегая к различным формам давления, подчеркнул, что согласен ждать изменений до 16 февраля. "Тогда станет понятно, принимает парламент эти решения или нет", - заявил он.
Свои условия выдвинул и премьер: отсутствие политического давления и коррупции (как политической, так и экономической), полная прозрачность деятельности руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления и нардепов (заседания Кабмина, к примеру, решили транслировать в прямом эфире), принцип ответственности (правительство выполняет свою часть работы как исполнительная ветвь власти, а украинский парламент голосует за те законы, которые необходимы для проведения реформ в стране, и доверяет правительству, которое он сформировал), распределение власти ("Президент Украины является главой украинского государства. И Кабинет министров ответственен перед президентом", - пояснил Яценюк, подчёркивая, что нардепы вправе выразить недоверие правительству).
"Я считаю, что этот кризис должны решить представители политических партий совместно с президентом для того, чтобы ситуацию стабилизировать, чтобы в конце концов дать людям чёткую перспективу того, как мы будем жить завтра и послезавтра, - подчеркнул спикер парламента Гройсман. - Для этого, я считаю, надо обновить коалиционное соглашение как чёткий план действий, а не формальный документ. Я хочу понимать, как мы будем развивать экономику, малый бизнес, какой будет зарплата, и какие будут тарифы... И я думаю, что это хотят понимать все украинцы. И не только это".
В общем, было сказано много слов и выдвинуто немало "хотелок". И что мы получили в итоге? Очередные переговоры-торги... По итогам которых либо луч света забрезжит в беспросветной коррупционной тьме украинской политики, либо нас ждёт полномасштабный кризис власти. Которая кризис доверия уже пожинает по полной...
"Власть получила по рукам"
На последние скандалы в украинском политикуме отреагировали известные публицисты, журналисты и политологи.
Денис Пятигорец:
- Из хорошего - власть получила по рукам. Теперь дерибанить будет не так просто. Все под колпаком. Министры-реформаторы получили карт-бланш. Теперь давить на них из Кабмина или Администрации президента будет сложнее... Из плохого - Яценюк, скорее всего, остаётся. США плевать на него, как такового. Но США важно, чтобы в руководстве Украины был паритет сил, а не единовластие... Такая ситуация не устраивает те политические силы, которые готовятся к перевыборам. Поэтому их в Раде будет штормить и будут новые предъявы, истерики и вбросы.
Павел Шеремет:
- Если события будут и дальше развиваться настолько стремительно, то следует ждать не только досрочных парламентских выборов. Проблемы начнутся и у президента. Но не стоит искать в этой истории признаков распада украинского государства и политического банкротства "партий Майдана". Нынешний кризис - это как раз продолжение украинской революции, в результате которого мнимых героев и псевдо-реформаторов должны сменить настоящие - молодые и дерзкие.
Юрий Бутусов:
- Власть девальвировала не только деньги, хуже всего, что она девальвирует смыслы, ради которых люди пошли на перемены и поменяли предыдущую власть. И это девальвация смыслов и надежд, эта манипуляция, это желание перекинуть ответственность за нарушение принципов на кого-то другого - это девальвация, которую нельзя исправить новыми словами и новыми обещаниями. Стране нужен честный диалог о проблемах и о программах решения. Потому что команда - это когда все тянут, но все честно отвечают за себя и за своих...
Виталий Портников:
- Реформы в украинском общественном сознании сегодня связываются с тем же понятием, которое заставило украинцев дважды - в 2004-м и 2013 годах - выходить на центральную площадь Киева, - со справедливостью. Именно поэтому так востребованы те, кто говорит о тотальной коррумпированности власти, о необходимости её перезагрузки и о досрочных выборах парламента. Именно поэтому такой интерес вызывает работа новых антикоррупционных органов, а вот Генпрокуратура подвергается постоянной критике, такой же ожесточенной, как правительство. Именно поэтому любой критик власти - в особенности тот, кто громко хлопает дверью собственного кабинета - воспринимается украинцами как народный заступник, присоединяющийся к поискам справедливости и благополучия.
Андрей ПИТОНОВ.