Эксперты: на победу Трампа расчитывает Ринат Ахметов
Часть денег из "черной кассы" Партии регионов, которые переправлялись в США при посредничестве советника Дональда Трампа Пола Манафорта, использовалась для лоббирования уменьшения давления на Виктора Януковича в связи с заключением его политических оппонентов.
Имеется ввиду и Юлия Тимошенко и Юрий Луценко. Об этом в эфире радиопрограммы "Донбасс.Реалии" рассказала корреспондент "Голос Америки" Татьяна Ворожко.
В США и Украине разгорается скандал вокруг связей Пола Манафорта – советника кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа – с Россией и бывшими регионалами. Имя Манафорта упоминается в "черной бухгалтерии" Партии регионов. Согласно им, Манафорт якобы получил почти 13 миллионов долларов наличными с 2007-го по 2012 год. Также ведущие американские издания утверждают, что Манафорт за те же неучтенные деньги регионалов пытался влиять на политику Конгресса США в отношении Украины времен Януковича.
Примечательно, что именно с приходом Пола Манафорта в команду Дональда Трампа тот начал фактически оправдывать аннексию Крыма Россией, и заявлять, что в случае победы в президентской гонке не будет поддерживать союзников по НАТО в Восточной Европе.
По словам Ворожко, эта информация в СМИ США имела эффект разорвавшейся бомбы.
"Вышла еще одна публикация в Associated Press. В ней говорится о том, что Пол Манафорт содействовал переводу 2,5 миллиона долларов от "Европейского центра современной Украины" двум лоббистским компаниям в Вашингтоне. Эти компании не зарегистрировали свою работу с центром, говоря о том, что они сотрудничали не с правительством, а с НГО. Хотя для юристов очевидно, что он был связан с Партией регионов", – рассказывает она.
"Однако это повлияло на кампанию и Хиллари Клинтон. Ведь брат главы одной из американских фирм, через которые проходили деньги, – Джон Падеста возглавляет кампанию Клинтон", – рассказывает Ворожко.
По мнению редактора главного редактора издания "Украинская правда" Севгиль Мусаевой-Боровик, связь Манафорта с Партией регионов и Виктором Януковичем, имеет ключевое значение в пророссийской риторике Дональда Трампа: "Это противовес тем месседжам, которые озвучивает Демократическая партия и Хиллари Клинтон. Трамп и Манафорт сделали ставку на игру и искусственное создания противостояния".
В свою очередь политолог Владимир Фесенко считет, что в команде Трампа достаточно пророссийски настроенных людей и без Пола Манафорта.
"Среди советников Трампа по внешней политике есть и держатели акций "Газпрома", активные сторонники и лоббисты снятия нынешних проблем. Возможно Манафорт был бы и сторонником более умеренной линии. По некоторым косвенным источникам и данным, у Ахметова очень бы хотели победы Трампа. Тогда с помощью Трампа и американского давления на Украину, и тогда резко активизируется минский процесс, и тогда удастся урегулировать конфликт (на Донбассе – ред.) так, как хотел бы Ахметов", – считает политолог.
С этим утверждением согласна и Севгиль Мусаева-Боровик. По ее мнению, с победой Трампа украинский олигарх связывает возможность своего возвращения в украинскую политическую элиту.
"Если Трамп станет президентом, для него это предоставляется возможным. Манафорт в таком случае будет играть огромное значение во внешней политике, в том числе и по Украине. У них с Ахметовым очень хорошие отношения. Именно Ахметов в 2004 году привез его в Украину", – говорит она.
Кроме того, по информации главного редактора "Украинской правды", Манафорт консультировал "Оппозиционный блок" на досрочных парламентских выборах 2014 года. Однако сейчас он полностью переключился на избирательную кампания в США.
Фесенко отмечает, что Манафорт в Украине выступал кризисным электоральным менеджером. Когда нужно было "спасать" политическую силу, он действовал.
"Когда нужно было спасти Партию регионов в 2006 году, "Оппозиционный блок" в 2014 году. На сколько я знаю, ключевая его линия – придать агрессивности избирательной кампании. Это опытный и талантливый политтехнолог, это все отмечают. Говорят, что в 2007 году его пытались отодвинуть от избирательной кампании. Не всем нравилось его большое влияние в команде", – рассказывает Владимир Фесенко.