Полицейский беспредел и народный бунт: все данные о драме в Кривом Озере
В ночь со вторника на среду, 24 августа в райцентре Кривое Озеро в Николаевской области произошло резонансное событие, очень напоминающее события трехлетней давности во Врадиевке. Правоохранители жестоко убили местного жителя. Потом попытались "замести следы". И нарвались на народный бунт.
112.ua собрал все факты и версии трагедии и с помощью местных СМИ воссоздал картину произошедшего:
Около часа ночи в полицию поступил звонок от местной жительницы Аллы Цукерман. Женщина сообщила, что ее муж, Александр, вернулся домой в нетрезвом состоянии и устроил дебош.
На место выехала оперативно-следственная группа Кривоозерского отдела полиции в составе трех человек — благо, ехать от райотдела до дома Цукерманов пять минут. На месте полицейские обнаружили "Жигули" с выбитым лобовым стеклом и местного жителя, который сообщил, что именно у него был конфликт с Александром Цукерманом, который лопатой и выбил стекло в его машине.
По какой причине произошел конфликт между Цукерманом и таксистом, достоверно неизвестно. Одни говорят, что таксист обвинил своего пассажира в краже — якобы тот что-то украл у него в автомобиле. Другие утверждают, что Александр якобы не рассчитался за поездку. Выдвигается и ряд других версий. Некоторые утверждают, что Александр приревновал жену к таксисту. Как бы там ни было, а конфликт имел место и его последствия увидели прибывшие на место сотрудники полиции.
Полицейские вошли во двор, и спросили у Аллы, где ее муж. Женщина ответила, что спит в машине. В гараже действительно стояла "Лада", в которой на водительском сидении спал Александр Цукерман. Дальше описание происходившего у различных участников событий и свидетелей разнится. Полицейские утверждают, что разбуженный Цукерман бросился на них с лопатой и едва не убил. Пришлось применить к нему силу и надеть наручники. Ну, и, дескать, в ходе потасовки его слегка помяли.
"Жена потерпевшего позвонила ночью в отделение и сообщила, что ее муж бушует. По адресу поехал наряд. Когда прибыли на место, выяснилось, что на Цукермана заявляет таксист, говоря, что тот его ограбил и разбил ему машину. Полицейские принялись звать Цукермана выйти из дома, но он отказывался выходить. Спустя час его жена позвала, он вышел с лопатой и набросился на полицейских – бежал за ними около 30-40 метров. После чего они применили силу, используя, в том числе, и спецсредства", - рассказал "Преступности.НЕТ" и. о. начальника Кривоозерского отделения полиции Александр Топчий.
А вот мать убитого и соседи заявляют, что правоохранители вытащили Александра из машины, надели наручники, вывели на улицу к своему авто, повалили на землю и начали избивать. В это время приехали еще трое полицейских, которые также подключились к избиению. Все это делалось в присутствии матери Цукермана, его жены и сына. Мать Александра утверждает, что в какой-то момент ее сын начал проситься: "Не бейте меня, вы же видите, я уже кровью харкаю!" "Не бейте!" - кричали мать и жена, громко плакал 13-летний сын. Однако избиение, по словам матери, продолжалось.
Некоторые свидетели утверждают, что слышали выстрелы, правда гильз на месте происшествия найдено не было, хотя соседи и пытались их искать.
Остановились полицейские, только когда избиваемый перестал двигаться и затих. Они вызвали "скорую помощь" и начали составлять протокол. Слова фельдшера "скорой" "Так он же мертвый!" прозвучали, как гром среди ясного неба. Мать погибшего утверждает, что услышав о смерти ее сына, полицейские просто сбежали, оставив мертвое тело в луже посреди улицы. Так оно и пролежало всю ночь.
Весть о том, что "менты убили человека" быстро разнеслась по райцентру. С самого утра возле тела погибшего начали собираться местные жители, и уже к 11 часам утра их было несколько сотен. Приехала полиция из Первомайска, чтобы отвезти тело на экспертизу, однако, собравшиеся не дали: "В Первомайске вся милиция продажная!" - заявили они. Тело Александра Цукермана пролежало на улице до 15:00 — именно тогда людей удалось убедить позволить увезти погибшего на экспертизу. Родственники и все собравшиеся согласились при условии, что экспертизу будут проводить не в Первомайске, а в Николаеве. Сопровождать тело убитого в Николаев во избежание каких бы то ни было недоразумений вызвались двое местных жителей - участников АТО, а также глава Кривоозерской райгосадминистрации Алексей Мирошниченко.
Забегая вперед отметим, что в тот же день тело погибшего Александра Цукермана было доставлено в Николаевский областной центр судебно-медицинских экспертиз. В тот же день и было произведено вскрытие. Заключение судебно-медицинской экспертизы, проведенной Николаевским областным бюро судебно-медицинских экспертиз в среду, показало, что Цукерман скончался от огнестрельных ранений. Как сказано в акте СМЭ, причиной смерти стало "острое внутреннее кровотечение, травматическое поражение сердца". На теле погибшего обнаружены как минимум 4 огнестрельных ранения, предположительно из травматического пистолета так называемым "патроном Флобера". По мнению эксперта, выстрелы были произведены в упор. Две пули обнаружены в сердце, еще одна застряла в легком.
После того как тело увезли, толпа переместилась к районной прокуратуре, где разыгрывался следующий акт происходящей драмы. К тому времени шестерых полицейских, подозреваемых в убийстве, доставили в райпрокуратру, где им объявили о задержании на 72 часа по ст. 208 УПК Украины. Напротив здания прокуратуры появился автозак, который должен был увезти задержанных в Николаев, в СИЗО. Дело было за малым — вывести всех шестерых из здания прокуратуры и посадить в автозак. Однако, это оказалось непросто. Возле здания прокуратуры собралось не менее 300 человек, которые жаждали крови.
Путем длительных переговоров, в которых участвовали заместитель начальника ГУ Национальной полиции в Николаевской области полковник Артур Гаспаров и заместитель прокурора области Степан Божило, была достигнута договоренность о создании коридора, через который задержанных проведут к автозаку.
Все эти договоренности рассыпались, как карточный домик, как только вывели первого задержанного. На него со всех сторон посыпались удары, плевки — каждый хоть как-то старался выразить свое возмущение. Раздавились крики "Убийцы!", призывы линчевать подозреваемых. Десяток полицейских не смогли удержать толпу, и так продолжалось каждый раз, когда к автозаку вели кого-либо из задержанных. Некоторым крепко досталось, особенно тому, кого выводили последним.
Не удовлетворившись сделанным, толпа принялась раскачивать автозак и едва его не перевернула. Произошла небольшая потасовка с полицией, в результате которой автомобиль все же смог вырваться из плотного кольца обступивших его жителей.
После этого толпа, не удовлетворившись сделанным, направилась к райотделу полиции. Там приготовились к худшему: закрыли на замок ворота, на крыльце появились десяток полицейских в касках, бронежилетах и с дубинками. "В случае штурма райотдела мы будем стрелять", - сообщил нашему корреспонденту один из полицейских.
Все могло пойти по наихудшему сценарию — горячих и, добавим, нетрезвых голов в толпе было немало. Разрядить ситуацию сумели два человека: зам областного прокурора Степан Божило и замначальника областного управления полиции Артур Гаспаров. Каждый действовал по-своему. Зампрокурора выступил перед собравшимися, обещал полное, всестороннее и объективное расследование и наказание виновных. Гаспаров индивидуально общался с наиболее агрессивными лицами, теми, которые и были лидерами толпы. Не сразу, но в течение получаса накал страстей начал спадать, толпа стала заметно редеть. Стало ясно: штурма, а вместе с ним и неизбежных жертв удалось избежать.
Трое полицейских получили легкие телесные повреждения и ушибы. Отметим, что, судя по всему, полицейские пострадали, когда разозленная толпа начала кидать в них камни.
Впрочем некоторые из расходившихся пообещали вернуться вечером и слово свое сдержали: около 21:00 возле райотдела вновь начали собираться люди. Собравшиеся даже подожгли шины — несменный атрибут "народных протестов" в последние годы. Впрочем, скорее всего этим дело и ограничится, уровень агрессии все же значительно ниже, чем был днем.
Заместитель прокурора области Степан Божило в интервью "Новостям-N" сообщил, что для расследования данного преступления создается специальная группа из самых квалифицированных следователей прокуратуры Николаевской области. Пока происшедшее квалифицируется по ч. 3 ст. 365 УК Украины - "Превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа, повлекшее тяжкие последствия". Санкции по этой статье предполагают от 7 до 10 лет лишения свободы.
Генеральный прокурор Юрий Луценко сегодня утром был категоричен, сообщив, что задержанные в Николаевской обл. полицейские стреляли в мужчину. "Трое врадиевских (вероятно, имеется в виду кривоозерских, - ред.) полицейских, которые подозреваются в жестоком избиение мужчины в Кривом Озере, еще вчера задержаны. Экспертиза установила, что кроме побоев, полицейский стрелял по закованному в наручники из травматического пистолета. Сегодня - суд по вопросу ареста", - сообщил Луценко.
Как выяснили "Новости-N", из шестерых полицейских, которые были в ту трагическую ночь на месте происшествия, пятеро - жители Кривого Озера, а еще один - из г. Первомайск. Именно у него, как утверждают местные жители, всегда при себе был травматический пистолет, которым он неоднократно хвастался.
Утром в четверг тело убитого Александра Цукермана уже привезли в Кривое Озеро. Похороны назначены на пятницу, 26 августа, в 11.00.
В Кривое Озеро уже прибыл заместитель главы Национальной полиции Украины Хатии Деканоидзе Константин Бушуев, руководство полиции и прокуратуры Николаевской области, с которыми прибыла и рота спецназа.
"Хотел бы подчеркнуть на категоричности позиции Нацполиции относительно неотвратимости наказания в отношении сотрудников полиции, которые причастны к совершению преступления. По приказу председателя Нацполиции сформирована соответствующая комиссия из числа сотрудников центрального аппарата Нацполиции. В течение последних суток мы работаем в н. п. Кривое Озеро, сейчас собираем всю информацию и подчеркиваем открытость в этом вопросе", - пояснил Константин Бушуев. По его словам, правоохранители намерены пообщаться с местными жителями в рамках работы данной комиссии.
Правоохранители Николаевской области не впервые становятся фигурантами резонансных событий. В июне 2013 года старший лейтенант Евгений Дрыжак и лейтенант Дмитрий Полищук, а также таксист Сергей Рябиненко изнасиловали и нанесли тяжкие телесные повреждения 29-летней Ирине Крашковой, жительнице пгт Врадиевка Николаевской области.
Троица вывезла девушку в лесополосу возле села Сырово — примерно в 6 км от Врадиевки. По словам пострадавшей, по дороге оба милиционера жестоко избивали ее. В лесополосе ее вытащили из автомобиля и продолжили избивать — теперь уже втроем. Били руками, ногами. Затем девушку затолкали обратно в машину и изнасиловали.
Во Врадиевке возникли акции народного неповиновения. Протесты были вызваны тем, что милиция и прокуратура Николаевской области и Врадиевского района в течение нескольких дней покрывали капитана и старшего лейтенанта милиции. Также руководители Врадиевской больницы отдавали распоряжения по уничтожению улик преступления и фальсифицировали результаты первичного медицинского обследования жертвы преступления. Дело вызвало небывалый резонанс, а жители Врадиевки уверены, что провели репетицию киевского Майдана, когда взбунтовались против продажных правоохранителей.
В итоге четверо обвиняемых получили сроки от 5 до 15 лет. Бывший капитан милиции Евгений Дрыжак получил 15 лет с конфискацией всего имущества и лишением звания. Бывший лейтенант Дмитрий Полищук также получил 15 лет с конфискацией и лишением звания. Таксист Сергей Рябиненко получил 11 лет с конфискацией имущества, а бывший заместитель начальника Врадиевского РОВД Михаил Кудринский - 5 лет лишения свободы. Осенью 2013 года суд приговорил всех четырех. С тех пор родные подают апелляции, чтобы уменьшить срок содержания под стражей, но суды всех инстанций отказывают.
Во Врадиевке и до инцидента с Крашковой было несколько инцидентов, в которых местные обвиняют правоохранителей. В 2011 году в городке убили 15-летнюю школьницу Алину Поркул - с тех пор дело стоит на месте. Убийство 34-летней Виктории Яковецкой тоже "зависло".
Секретарь комитета по вопросам законодательного обеспечения работы правоохранительных органов в Верховной Раде, член Коллегии в МВД, нардеп Антон Геращенко уверяет:
"Полицейскому, застрелившему человека в Николаевской области, сегодня будет предъявлено подозрение, и он отправится в СИЗО до суда, который установит все обстоятельства этой трагедии.
Никакой Врадиевки-2, о которой мечтает окружение Виктора Януковича и, прежде всего, экс-министр МВД Александр Захарченко, не будет.
Украина изменилась.
Министерство внутренних дел и Национальная полиция не работает больше по принципу "круговой поруки" времен Януковича, и виновный в гибели гражданина получит суровый приговор в назидание всем остальным сотрудникам правоохранительных структур.
Приношу свои соболезнования родным и близким погибшего Александра Цукермана.
Государство обязано будет выплатить компенсацию его семье в случае обвинительного приговора суда в отношении полицейского, совершившего убийство".
Нардеп Мустафа Найем пишет следующее:
"По поводу событий в Кривом озере.
Для Нацполиции и лично для Хатии Деканоидзе это тест на адекватность. Большие реформы не стоят ничего, если такие случаи не будут расследованы, жестко, на всех уровнях. Круговой поруки не должно быть ни в ГПУ, ни в полиции, нигде.
Насколько я знаю, сейчас на место событий выехала сама Хатия, и я надеюсь, скоро мы услышим фамилии причастных. По моим ощущениям Нацполиция и прокуратура настроены очень жестко, и я очень верю, что никакого спуску не будет. Но этого мало.
1. Виноват не только непосредственный убийца.
Виноваты все сотрудники полиции прибывшие на место происшествия и не вмешавшиеся в противоправные действия коллеги или коллег. По разной информации в избиении убитого принимали участие несколько полицейских. Это должно выяснить расследование. Если это подтвердится, очевидно, наказание должны понести все, кто принимал непосредственное участие, а все, кто были наблюдателями и не вмешались должны быть уволены без права восстановления на работу в правоохраниельных органах.
2. Областное и районное руководство полиции должно понести наказание за случившееся.
Как минимум районное управление должно быть отсранено от службы на время проведения расследования. Я не знаю, кто именно был автором сообщения ГУНП. Мне кажется, это требует отдеьного внутреннего расследования. Формулировка "Чоловіку, який продовжував чинити опір, у певну мить стало зле" - ичевидное проявление типичной круговой поруки.
Сейчас важно понимать, на каком уровне была попытка покрыть действия полицейских - районном или областном. Насколько я понимаю, сообщение на сайте выкладывали сотрудники областного управления. В случае, если выяснится, что о случившемся знало и руководство области, оно должно понести свою долю ответственности".
Советник президента Украины Юрий Бирюков отмечает:
"Кривое Озеро "прославилось". Не знаю деталей, могу лишь предполагать.
Предположу, что жена погибшего действительно вызвала полицию, дома разразился какой-то скандал. Могу предположить, что он действительно мог быть пьян и мог вести себя не очень адекватно. Очень-очень могу предположить, что в момент попытки задержания он мог попытаться оказать какое-то сопротивление. И совершенно точно могу предположить, что у полицейских "снесло крышу". Что они били его, уже скованного наручниками. В какой-то момент он уже наверняка "затих", а они продолжали его бить. И да, он уже наверное в этот момент умер.
Все это - предположения.
Но вот то, что я увидел на сайте ГУ НП в Николаевской области - это нифига не предположение. Это откровенная и трусливая ложь:
"Учитывая степень общественной опасности и с целью обеспечения публичной безопасности, полицейские применили меры физического воздействия и наручники. Мужчине, который продолжал сопротивляться, в какой-то момент стало плохо. Правоохранители вызвали карету скорой медицинской помощи, но медики уже констатировали смерть домовладельца."
Стрельба из травмата - это конечно "меры физического воздействия". Ах, как трогательно описан процесс вызова кареты скорой медицинской помощи! Удивительно, что в тексте нет упоминания о "нецензурно выражался".
Буду рад, если слова Антон Геращенко сбудутся, и никто не будет покрывать своих. Когда-то это наверняка произойдет. И сегодняшнее представление нового начальника Национальной полиции в Николаевской области этому поможет. Надеюсь.
Но еще очень хочется, чтобы Артем Шевченко (глава департамента коммуникаций МВД Украины со 2 июня 2015 года — прим. ред.) разобрался в деятельности сотрудников отдела коммуникации. Большая часть эмоционального накала всей этой истории вызвана именно такой глупой неуклюжестью в публичной реакции Национальной полиции".