"Мертвые души" в детсадах. В Штатах натворили дел русские эмигранты
В Нью-Йорке арестованы четыре владелицы детских садов для малообеспеченных семей и семь городских чиновников, которые якобы оказывали им услуги за взятки.
Русские эмигранты называют "детскими садиками" и многочисленные бесплатные дома для престарелых, имеющиеся в Нью-Йорке и его окрестностях.
Но в данном случае речь идет о дошкольных учреждениях для детей малоимущих родителей, которые ищут работу или работают и не могут позволить себе няньку.
Такие детские сады сообща субсидируются городскими властями, штатом и федеральным правительством, которое берет на себя две трети расходов.
Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка объявила об аресте Людмилы Умаровой, Людмилы Грушко, Яны Круглой и Риммы Воловник, которые сообща владеют 38 детскими садами в Бруклине и на Статен-Айленде, и городских служащих Леонида Гутника, Алексея Васильева, Авроры Виллареал, Дионн Риверс-Этту, Эмиля Нехалы, Кэролайн Исон и Марии Рапопорт.
Все они были арестованы и доставлены в суд, который согласился освободить их под залог. Судья не спросил, признают ли они себя виновными, а сами они промолчали.
За Умарову, впрочем, высказался ее адвокат Дэвид Левин. "Она готова предстать перед судом и получить возможность себя обелить", - сказал Левин журналистам
"Мертвые души"
Главный прокурор округа Прит Бхарара заметил на пресс-конференции, что расследование еще не закончено, и не исключил, что в деле еще могут появиться новые фигуранты.
Арестованным предъявлены обвинения в преступном сговоре с целью совершения мошенничества и взяточничестве, за которые в случае неблагоприятного для них исхода дела им теоретически грозит более 20 лет тюрьмы.
Судя по судебным документам, часть обвиняемых с самого начала согласилась помочь следствию и, в частности, записывать разговоры с сообщниками.
Душой заговора прокуратура считает 63-летнюю Умарову, живущую в Бруклине в квартире над двумя своими детскими садами. Ее дочь владеет еще двумя садиками в том же квартале, а также несколькими заведениями в других районах. Она по делу не проходит.
Инкриминируемые обвиняемым деяния якобы имели место с 2007 года по август сего года.
Прокуратура утверждает, что они выставляли властям счета за уход за детьми, которые никогда не были в их садиках. Это были реальные дети из бедных семей, чьи фамилии заговорщикам якобы поставляли за мзду сообщники, работающие в городской администрации.
Выставляя счета за эти "мертвые души", злоумышленники, по словам прокуратуры, прикарманили в общей сложности миллион долларов.
Кроме того, городских чиновников обвиняют в том, что они посылали детей из бедных семей и ночлежек для бездомных в детские сады, принадлежащие участникам заговора, а также помогали проталкивать их счета и прошения и, наконец, фальсифицировали результаты санитарных и пожарных инспекций, которые должны регулярно проводиться на их объектах.
По закону, на каждого ребенка должна приходиться определенная площадь, а на каждого воспитателя – определенное число детей. Воспитатели обязаны иметь специальные лицензии, они также должны сдать отпечатки пальцев и пройти проверку на судимости.
По словам прокурора Бхарары, проходящие по делу чиновники "не оправдали доверия". "Они брали взятки за то, что смотрели на нарушения сквозь пальцы и обеспечивали сладкую жизнь Умаровой", - заявил прокурор.
За три года, которые охватывает обвинительное заключение, арестованные владельцы детских садов получили от властей в общей сложности 18 млн долларов.
Конец "Улицы Сезам"
Расследование началось 9 июля, когда непоименованная сотрудница городского отдела здравоохранения донесла начальству, что в конце июня к ней приходили Грушко и какая-то другая русская женщина, желавшие обсудить с нею принадлежавший Грушко садик "Улица Сезам".
Согласно документам, представленным следователями, Грушко хотела, чтобы власти позволили ей брать в садик больше детей, чем допускалось имеющимися разрешениями.
Когда посетители ушли, сотрудница заметила, что Грушко оставила ей толстый конверт с какой-то коробочкой. Открыв ее, она обнаружила внутри кольцо.
Она догнала Грушко и попыталась вернуть ей кольцо. "Что, размер не подходит?" - не поняла та.
13 июля в садик "Улица Сезам" явился следователь, выдавший себя за санитарного инспектора.
Проведенная им проверка выявила ряд нарушений. Например, указатель "Запасной выход" на первом этаже был загорожен книжным шкафом, указателя на втором этаже тоже не было видно, а на третьем спали дети, хотя разрешения на его использование у хозяйки не было.
"Если вы мне поможете, я помогу вам", - многозначительно сказала ему Грушко. Прокуратура считает, что это была попытка дать инспектору взятку. Два дня спустя власти закрыли садик.
"Сто долларов за ребенка"
После этого инспекторы нагрянули в ряд других садиков, принадлежащих обвиняемым, и обнаружили массу других нарушений, в том числе мышиный помет в кухне, емкости с моющими средствами и краской в незапертых шкафах, а также бутылки спиртного в холодильнике рядом с детским питанием.
На данный момент власти закрыли шесть садиков, в которых было около 250 детей.
5 и 6 августа следователи неоднократно допрашивали Гутника, который, по их словам, признался, что брал деньги у Умаровой, Грушко, Круглой и связанных с ними лиц.
По данным прокуратуры, чиновник получал по тысячи долларов ежемесячно, а, например, на день рождения ему вручили сразу две тясячи.
Кроме того, утверждают следователи, за каждого ребенка, попавшего в "нужный садик" госслужащий получал по сто долларов.
По выкладкам самого Гутника, с 2005 года он получил в общей сложности более 100 тысяч долларов.
Объяснение бюрократических процедур
По данным прокуратуры, перед тем, как Гутник устроился в городское управление трудовых ресурсов, он жил на пособие для неимущих.
Он показал на допросе, что когда к нему как к госслужащему поступали заявления на такие же пособия, он выискивал в них русские фамилии и переправлял их данные заинтересованным лицам, которые "зачисляли" детей в свои садики. При этом ни дети, ни их родители не имели ни малейшего понятия о происходящем.
Как говорится в судебных документах, 5 августа Гутник встретился по заданию правоохранительных органов с неким родственником (или родственницей) Умаровой.
Перед этим его снабдили несколькими звукозаписывающимися устройствами. Впоследствии Гутник признался на допросе, что перед встречей он поведал жене, что собирается записывать разговор. Та сообщила об этом дочери Умаровой.
Его сослуживец Васильев был допрошен 6 августа и заявил, что получал за свои услуги от Умаровой деньги. Услуги, по его словам, состояли в том, что он растолковывал ей бюрократические процедуры и давал советы насчет того, как заполучить детей в свои садики.
Васильев сказал, что также получил от Умаровой черный кожаный бумажник и ресторанный купон на 170 долларов. Он предъявил эти подарки следователям, которые их тут же изъяли.
Прокуратура утверждает, что большинство других обвиняемых тоже дали признательные показания, но подчеркивает, что на данном этапе все фигуранты дела считаются невиновными.
По материалам: www.bbc.co.uk