Лукашенко ставит палки в колеса Путину?

Лукашенко ставит палки в колеса Путину?

Минувшим днем в российской столице состоялся саммит глав стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Кроме того, прибыли в Кремль и президенты стран-наблюдателей – Армении, Молдовы и Украины.

В ходе состоявшейся встречи президент Дмитрий Медведев заявил о желании преобразовать ЕврАзЭС в полноценный Евразийский экономический союз.

«У нас основной пункт в повестке дня касается выполнения договоренностей заседания межгосударственного совета ЕврАзЭС от 19 декабря 2011 года о реорганизации ЕврАзЭС. Мы обсуждали эту тему, прозвучали предложения даже немедленно ликвидировать ЕврАзЭС, но потом, посовещавшись, мы решили, что все-таки процесс должен носить цивилизованный характер, проходить в определенных правовых рамках»,— напомнил он.

О необходимости создания такого рода организации в конце минувшего года писал и много говорил премьер Владимир Путин. Партнеры по ЕврАзЭС эту идею поддержали. Однако, как выяснилось, не в полной мере. Палки в колеса интеграционным устремлениям Москвы вставил ее многолетний, но сложный союзник Минск.

Еще в декабре 2011 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его страна больше не будет финансировать структуры и чиновников ЕврАзЭС, которые фактически свои задачи уже выполнили. Из его слов следовало, что ЕврАзЭС себя исчерпал. Теперь все дальнейшее сотрудничество следует проводить в рамках ЕЭП, куда также войдут Киргизия и Таджикистан.

Несмотря на то, что и в России и в Белоруссии согласны с тем, что ЕврАзЭС в своем нынешнем виде должен быть ликвидирован, у сторон нет понимания относительно того, какова будет форма будущего интеграционного объединения.

Изучив попавший в распоряжение газеты проект договора, датированный 6 марта и согласованный экспертами РФ и Белоруссии, издание отмечает, что сложности возникли уже в самом начале - еще на этапе придумывания названия нового объединения. Москва хочет, чтобы оно именовалось Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а Минск - Евразийским единым экономическим пространством (ЕАЕЭП).

В частности, в российском варианте текста говорится, что ЕАЕС имеет право заключать с третьими сторонами договоры, которые оформляются решением Высшего Евразийского экономического совета.

Белорусы же предлагают, что перед одобрением того или иного договора высшим органом организации ему следует пройти внутригосударственные процедуры. Таким образом, Минск хочет сохранить за собой возможность блокирования решения на национальном уровне.

Как сообщил знакомый с ходом переговоров источник, у Москвы и Минска действительно есть разные точки зрения, однако главная проблема отнюдь не в названии.

«Президенты обсуждали, куда дальше идти. Все зависит от того, в каких сферах будет эта интеграция. Главное, о чем они говорили, - это ее скорость и направление. Правосубъектность и все остальное вторично. У нас был подробный разговор, куда двигаться», - сообщил он.

Пока же главным итогом саммита стало решение трансформировать союз не ранее, чем через три года. Предполагается, что договор будет подписан только в 2015 году.

Что же касается Лукашенко, то он поездку в Москву использовал для решения своих проблем. После того как отношения Минска и ЕС ухудшились, а над республикой нависла угроза жестоких экономических санкций, белорусский лидер, который ранее неоднократно лавировал на противоречиях Москвы и Брюсселя, вынужден был искать поддержки России. Кремль белорусскому лидеру в очередной раз пообещал помочь. Кроме того, еще в начале марта МИД РФ выступил с призывом к Европе «воздержаться от попыток оказать давление на наших партнеров по Таможенному союзу».

Впрочем, по мнению большинства экспертов, поддержка Москвы обойдется Минску совсем недешево. Рано или поздно он будет вынужден расстаться со своими активами, которые Кремль намеревается получить в последние годы. Речь идет о предприятиях химической и нефтяной промышленности.


По материалам: www.aif.ru
Читайте также: