Чем обернулось вхождение в ЕС для наших соседей

Чем обернулось вхождение в ЕС для наших соседей

Сегодня исполняется 20 лет со дня рождения Евросоюза, ассоциативным членом которого Украина может стать через месяц. "Донбасс" разобрался, как обстоят дела у Польши, Чехии, Румынии и Болгарии, вступивших в ЕС в ХХI веке.

В Евросоюзе, который был юридически закреплён 1 ноября 1993 года вступлением в силу так называемого Маастрихтского договора, сейчас состоит 28 государств с 500 миллионами жителей, долей мирового ВВП около 20%, массой плюсов и немалым грузом проблем. Рвётся туда и Украина, несмотря на сопротивление России, а также некоторых представителей ЕС и отечественных политиков левого толка. Противники евроинтеграции уверяют, что этот путь приведёт к краху национальной промышленности, разрыву связей с РФ, скупке наших земель иностранцами, демографической катастрофе и вытекающей из всего этого полной потере суверенитета. Сторонники же подчёркивают, что для нас открываются новые возможности, без которых здесь всё развалится. И упирают на то, что ни одно государство, вступившее в ЕС, оттуда не вышло. То есть - не так страшен чёрт… Сегодня мы расскажем о том, с какими радостями и трудностями встретились после вхождения в Евросоюз наши соседи.

Польский прорыв

1 мая 2004 года в компании ещё девяти стран Польша влилась в ЕС. Это было самое массовое вступление в Евросоюз.

Польша подходила к "часу Х" в изрядно потрёпанном состоянии. Трудовое законодательство несовершенно, в социальной сфере со скрипом шли ругаемые народом реформы, процентные ставки были неимоверно высоки, налоги на доходы корпораций достигали 34%. Разгул безработицы, закрывающиеся шахты и заводы. До боли знакомая картина, не так ли?

"Экономика Польши была построена по принципу социалистического разделения труда. После вступления в ЕС в отраслях, которые были на этом завязаны, например, судостроении, автомобилестроении, начался спад, - поясняет депутат Европарламента Богуслав Либерадский. - Старые импортные машины были гораздо более привлекательными, чем наши новые".

Да, европейцам не докажешь, что "Запорожец" - лучшая машина! Но кто мешает выпускать качественный продукт? Задумываются об этом у нас. Задумались и поляки, ранее импортировавшие "Икарусы" из Венгрии. Создали фирму, которая занимает сейчас 4% европейского рынка автобусов. Да и на внутреннем качество практически всех товаров значительно выросло. Помимо машиностроения, расцвели ранее пасущие задних ІТ-индустрия, строительство, лёгкая промышленность, образование и наука, малый бизнес.

Интересно, что во время референдума о членстве Польши в ЕС до 77,4% поляков высказались за интеграцию, а 22,5% - против. Спустя четыре года лишь 5% граждан не одобряли пребывание страны в Евросоюзе. Не заметить стремительного развития экономики вследствие существенной финансовой помощи от ЕС (как кредиты, так и инвестиции), а также выхода на единый европейский рынок, было нельзя. Плюс - присоединение к Шенгенской зоне, дающее нашим соседям возможность свободно передвигаться, учиться и трудоустраиваться в странах Евросоюза.

Рост уровня ВВП на одного жителя страны превысил 68% (на 15% выше среднеевропейского), прибыль работников сельскохозяйственной отрасли выросла на 80% в сравнении с 2003 годом. "40% европейского бюджета обеспечивает сельское хозяйство. Проиграть переговоры по АПК равноценно проигрышу в переговорах в целом, - предостерегал бывший вице-премьер Польши Ярослав Калиновский. - В этом плане наша страна максимально выполнила свою задачу и сейчас лидирует в сельском хозяйстве ЕС". Учитывая уникальные украинские чернозёмы, мы могли бы достигнуть ещё лучших результатов.

За счёт средств из бюджета ЕС (которые идут на чётко обговоренные цели) в Польше реализуется огромное количество проектов в строительстве и ремонте автострад  и железных дорог.
Конечно, хватает ложек дёгтя. Среди них - квотирование допуска на европейский рынок определённых видов товаров; серьёзная миграция населения в более

экономически развитые европейские страны; банкротство (из-за неконкурентности) и продажа двух верфей в Гдыне и Щецине. Но всё же достичь удалось очень многого.

Если в 2003 году уровень безработицы в Польше составлял 20%, средний заработок в промышленном секторе - 537 евро, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - 3,7 млрд. евро, то после членства в ЕС безработных стало меньше (хотя их всё ещё больше, чем в Украине - см. инфографику), средняя зарплата выросла почти до 900 евро, а суммарный рост ПИИ за девять лет превысил 100 млрд. Украина с куда большим потенциалом "наскребла" за это же время 36,8 млрд. евро инвестиций, причём значительная их часть - денежки наших же олигархов, выведенные из экономики страны с целью снижения уровня налогообложения. А потом под гром фанфар и бурю аплодисментов пришедшие назад - на "развитие производства".

Западные соседи советуют нам запастись терпением, выдержать неминуемые сложности в торговых отношениях с Россией, возможную гибель некоторых отраслей. Но эта шокотерапия на стадии промежуточной интеграции в ЕС (та самая Зона свободной торговли, которая появится, когда мы станем ассоциативным членом организации, что может случиться уже в ноябре) обернётся положительными изменениями. Кстати, опыт Польши показывает, что торговые отношения с той же Россией после вступления в ЕС не сворачиваются, а развиваются куда динамичнее. Причём в обе стороны.

Чешская печаль

В отличие от Польши, экономика Чехии, вступившей в ЕС одновременно с ней, базируется на промышленности и сфере услуг.

Экономический рост после вступления в ЕС ускорился - во многом благодаря привлечению инвестиций, треть из которых "на совести" Германии. Львиная доля средств вливалась (и продолжает) в энергетику (27,6%) и сферу финансов и страхового дела (22,9%).

"Оевросоюзивание" повлекло за собой получение солидных дотаций (на ремонт инфраструктуры, образовательные гранты и т.д.), серьёзные изменения в законодательстве. Были ликвидированы пошлины на ввоз товаров, созданы благоприятные условия для легальной регистрации иностранцами своих фирм, возможность получения ими долгосрочных виз на жительство.

Однако проблем здесь множество. За неполный десяток лет государственных компаний почти не осталось, а деятельность транснациональных корпораций направлена на укрепление иностранного влияния в чешской экономике. Давят рекомендации "евросоюзников" касательно дополнительных налогов: на потребление энергии, добычу полезных ископаемых и многих других. При этом в стране заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, сокращается соцобеспечение, растёт безработица.

Экс-президент Чехии Вацлав Клаус, десятилетнее руководство которого страной закончилось в марте этого года, обвиняет Евросоюз (договор о вступлении куда сам же и подписал) в том, что тот "способствует всему плохому, что происходит в чешском обществе, политике и экономике". И призывает выйти из этого объединения. Бывший глава государства считает, что Евросоюз вмешивается во внутреннюю политику стран, входящих в него, а подобное "чрезмерное регулирование приводит к потере суверенитета национальных правительств". Он также заявил, что политические партии стали профанацией, поскольку потеряли способность влиять на основополагающие решения.

По данным статистического института Еврокомиссии Eurobarometer, сегодня около 60 процентов граждан Чехии не доверяют ЕС.

Интересно, что Чехия, Польша, Литва, Словакия сумели через суд заставить ЕС вернуть им заплаченные ранее необоснованные штрафы за то, что в странах были созданы государственные или частные линии сельскохозяйственных продуктов (куриное мясо, рис, мандарины и соки). Согласно европейским правилам, создание таких чрезмерных резервов не допускается. Но, как видим, наши соседи сумели отстоять свою правоту.

1 января 2007-го ЕС прирос Румынией и Болгарией. И той, и другой приходится несладко. Дело в мировом кризисе, разразившемся вскоре после их "оевросоюзивания". А также в неготовности экономик этих стран к глобальным переменам. Но - негативные тенденции налицо.

"После того как мы вошли в ЕС, мы поняли, что не являемся конкурентоспособными. Я также заметил, что гораздо тяжелее быть бедным внутри ЕС, чем вне его", - заявил недавно экс-министр экономики и финансов Румынии Варужан Возганян. И привёл красочное сравнение: мол, "голодная Румыния в ЕС должна сидеть с остальными странами за накрытым столом, но не прикасаться к еде".

Румынские власти приняли в прошлом году план мер по спасению экономики, которая, по словам тогдашнего премьера Эмиля Бока, "оказалась в самом тяжёлом за последние 60 лет кризисе". Одна из беднейших в ЕС стран получила помощь от МВФ и Евросоюза, но ради этого правительству пришлось снизить зарплаты в госсекторе на 25%, пенсии - на 15%, свернуть ряд соцпрограмм и сократить сотни тысяч госслужащих. В результате народных возмущений Боку и его министрам пришлось уйти в отставку.

В Болгарии разгул безработицы достиг катастрофических 20%, средняя зарплата составляет 300 евро (треть нужно отдать на коммуналку), транши оседают в карманах коррумпированных чиновников. Правительству, набравшему кредитов, пришлось плясать под чужую дудку. На обломках экономики страны и практически уничтоженного сельского хозяйства. А возможность поехать отдохнуть в Западную Европу выглядит просто издевательски, учитывая, что большинству болгар отдыхать не на что.

Новичков лихорадит

1 июля этого года к ЕС присоединилась Хорватия, став ещё одним кризисным членом Евросоюза с необходимостью миллиардных финансовых вливаний. Пока трудно говорить о том, что ждёт это балканское государство. Но, цитируя председателя экономического и торгового отдела представительства ЕС в Украине Жослина Гиттона (речь шла о грядущем подписании нашей страной Соглашения об ассоциации с ЕС и создании Зоны свободной торговли), "глобальные изменения почувствуются не сразу".


Андрей Кривцун.
Читайте также: