Любимые фильмы Галины Польских и как в них вмешивались семейные обстоятельства

Восьмиклассницу Таню она сыграла, будучи уже женщиной «за 20», к тому же - мамой.

«Думаю, что человек хорошо выглядит, когда он в целом доволен своей жизнью. Я люблю свою работу, свою семью, нахожусь в ладу сама с собой. Это и помогает мне справляться с возрастом, с неизбежными жизненными трудностями», - уверяет замечательная актриса Галина Польских, которой 27 ноября исполнилось 75 лет, тогда как выглядит от силы на 50. Она снялась во множестве фильмов («Тени исчезают в полдень», «Суета сует», «Белые росы», «Человек с бульвара Капуцинов», «Фронт без флангов», «Любить по-русски»), но наиболее дорогими называет «Дикая собака Динго», «Я шагаю по Москве», «Журналист» и «По семейным обстоятельствам». Кстати, семейные обстоятельства зачастую вмешивались в её кинокарьеру, то давая ролям новый толчок, то, напротив, вышибая актрису из седла.

 

Страстная «Дикая собака Динго»

 

На первом курсе ВГИКа Польских влюбилась в третьекурсника режиссёрского факультета азербайджанца Фаика Гасанова. «Это был умный и очень начитанный молодой человек. Ухаживал красиво. Ночевал на лестнице в моём подъезде, чтобы утром вместе ехать в институт, - вспоминает Галина Александровна. - А потом пришёл к бабушке, попросил моей руки. Пока я спала, измерил потихоньку размер моего пальца и купил два обручальных кольца».

Скромная студенческая свадьба продолжилась... свадебным путешествием в Ялту. Для исполнения этой заветной мечты своей любимой Фаик собирал деньги долгие месяцы. «Он часто так делал - подкопит, узнает, чего мне хочется, и купит. Однажды я ему сказала, что очень хочу пальто красное. Он на следующий день занял денег и купил!» - делится актриса.

Вскоре у молодожёнов появилась малышка Ирада. «Когда я родила дочку, бабушка мне сказала: «Боже мой, первого мужчину вижу, чтобы от радости плакал всю ночь!» - вспоминает юбилярша.

«Мы с подругами встречали Галю из роддома, - рассказывает однокурсница Польских, актриса Людмила Абрамова. - Она вышла к нам такая обворожительная, с крошкой на руках… Этот ребёнок точно родился в любви! Я познакомила Галю со своим будущим мужем Володей Высоцким. Он восхищался ею: «Ничего более обаятельного и женственного в этой жизни представить нельзя!» На нашей свадьбе она была как украшение. Помню, постоянно хохотала, веселила всех страшно! Мы вместе с Володей бывали в их комнатке в коммуналке. Володя записывал на магнитофон Фаика первые песни. В гости к Фаику и Гале приходил и Василий Шукшин. Фаик любил с ним поговорить о жизни. А Галя его немного побаивалась: он ходил в военной гимнастёрке и сапогах, хмурый, замкнутый».

Гасанов безумно любил жену. И ужасно ревновал. Она, впрочем, поводы давала...

После крошечных эпизодов в фильмах «Белые ночи» и «Наш общий друг» Польских вытащила счастливый билет - роль школьницы Тани в фильме Юлия Карасика «Дикая собака Динго». 22-летняя Галина, имевшая к тому времени полуторагодовалую дочку, ни комплекцией, ни темпераментом не походила на восьмиклассницу Сабанееву. «Первый раз Галю я увидела на съёмочной площадке, - рассказывает актриса Анна Родионова. - Она стояла в расстёгнутой школьной форме, и, чтобы скрыть округлые прелести, ей затягивали корсет. Многие фыркали: вот так школьница! Но она сыграла так, что поверили все! На международных кинофестивалях в Венеции, Вене и Лондоне фильм получил главные призы».

По признанию Польских, случайно увидев один из отснятых эпизодов, она так себе не понравилась, что сбежала со съёмок. Ассистенты режиссёра поймали Галину уже на вокзале и с трудом уговорили вернуться на площадку... Где кипели нешуточные страсти.

«Я всегда рядом с Галиной был, как телохранитель, - вспоминал Талас Умурзаков, сыгравший в 15-летнем возрасте девятиклассница Фильку, влюбившегося в Таню. - Каждого, кто подходил к ней, ревновал ужасно. Даже мужа, который приезжал её навестить. Видел его и шипел: «Когда же твой горбонос уедет?!» Галя строго говорила: «Нельзя так себя вести, Талас, некрасиво!» Но во мне играл юношеский максимализм! По пятам за ней следовал.. Филькины страдания вскоре передались мне, но Галя относилась ко мне как к маленькому. Наверное, она и была моей первой любовью».

Куда более серьёзные отношения сложились у Польских со вторым режиссёром этой картины Станиславом Чаплиным, который был старше на десять лет. «С Галей у нас случился служебный роман, - признавался Чаплин годы спустя. - Он не мог продолжаться долго - я был женат, Галочка замужем. Вскоре на площадку приехал её муж. О нашей связи ему уже кто-то сообщил. Фаик безумно любил Галю. Конечно, нам всем было тяжело. Объяснялись не на трезвую голову: всю ночь пили чачу с Фаиком и интеллигентно матерились. До драки не дошло...»

Гасанов любимую простил. И они были вместе до самой его смерти.

 

Галина Польских: «Я люблю свою работу, свою семью, нахожусь в ладу сама с собой».

 

Удары во время «Журналиста»

 

На роль Алёны, продавщицы в музыкальном отделе универмага в фильме «Я шагаю по Москве», который снимался в 1963 году, уже утвердили Наталью Селезнёву (будущая «хорошая девочка Лида» из новеллы «Наваждение» в гайдаевской «Операции «Ы»). Но ассистент уговорил режиссёра Георгия Данелия попробовать Польских.

«На пробах я изрядно поизводил Галину, - признавался Данелия. - Она пришла к нам блондинкой, но мне показалось, что её нужно покрасить в тёмный цвет. Сказано - сделано. На следующий день посмотрел на неё и решил: нет, светлый всё-таки был лучше. Снова заставил перекраситься».

Хоть отношения между ними не сложились, Польских навсегда осталась благодарна Георгию за эту - пусть небольшую - но очень запоминающуюся, светлую роль. Равно как своему педагогу, легендарному Сергею Герасимову, который не только пригласил ученицу в свою картину «Журналист», но и, как оказалось, роль оклеветанной Шурочки Окаёмовой писал специально под неё. «Отсюда и достоверность характера, - уверена Польских. - В каждом кадре я чувствовала, где правда, где нет, и то, что было пережито в действительности, очень мне помогло». А пережито к моменту выхода картины (1967) было немало.

Когда работа над «Журналистом» была в самом разгаре (съёмки шли в Челябинской области), пришла убийственная телеграмма от московской соседки - умерла воспитавшая Галину бабушка, оставшаяся с её четырёхлетней дочкой (Фаик на тот момент трудился на «Одесской киностудии»).

«Мама приехала, похоронила бабулю и забрала меня с собой на съёмки «Журналиста», - рассказывает дочь Ирада. - Мы добирались до места трое суток: поездами, вертолётами. Только приехали - и почти сразу получили ещё одну телеграмму. Два коротких слова - «Погиб Фаик» - она перечитала раз десять…»

Муж погиб в автокатастрофе (по другим данным - попал под трамвай, который отрезал ему обе ноги) недалеко от киностудии, где снимал фильм. «Как я тогда пережила всё это, даже не знаю», - делится Галина Александровна. Однако пережила. И в «Журналисте» сыграла блестяще.

 

В «золотой клетке» и после неё

 

Вторым супругом актрисы стал сын директора «Мосфильма» Владимира Сурина - актёр, режиссёр и сценарист Александр. Их отношения завязались во время съёмок картины «Военная баллада». Потом были роспись, переезд в роскошную квартиру в центре столицы (в ней нередко бывали иностранцы и члены правительства), продукты из кремлёвских пайков. Но всё это тяготило актрису, которую к тому же очень прохладно приняли состоятельные свёкор и свекровь. Не добавляло радости и то, что малышку-Ираду пришлось отдать матери первого мужа.

«Я чувствовала себя птицей в золотой клетке, - уверяет Польских. - И хорошо, что очень быстро всё у нас закончилось... Наверное, лишь от тоски я согласилась выйти замуж за Александра. Только потом поняла, что мы совсем разные люди».

Брак просуществовал около года. Галина уходила от Александра, уже будучи беременной. Вскоре после их расставания родилась Маша. Это случилось в 1970-м. И практически сразу Польских «перекрыли кислород» в советском кинематографе: то ли бывший свёкор постарался, то ли сами режиссёры боялись приглашать её в свои ленты, стремясь угодить всесильному директору «Мосфильма».

Спасли съёмки в ближнем зарубежье... Потом потихоньку пошли роли и в СССР. А в 77-м вышла лента «По семейным обстоятельствам», которая до сих пользуется огромной популярностью. «Там и актёрская компания очень хорошая, и отношения на площадке были замечательные - снимали весело. Наверное, потому такой милый фильм получился», - считает юбилярша, сыгравшая в той замечательной картине молодую тёщу Галину Аркадьевну, которая сначала никак не может ужиться с зятем (Евгений Стеблов), а потом сама становится невесткой и испытывает «прелести» налаживания отношений с мамой мужа.

Ну, а в реальной жизни замуж она больше так и не вышла. «Когда я заводила об этом разговор, дочки начинали возражать, - делится Польских. - Конечно, я выбирала их, и роман прекращала. Так я и посвятила моим девочкам свою жизнь. И не жалею... Дочерей родила, дачу построила, сад посадила. Многие и этого не успевают совершить».

 

«Роман» с театром у Галины ПОЛЬСКИХ закрутился лишь в ХХI веке. Она участвовала в антрепризах «Держись, Голливуд!», «Последняя попытка»,«Динь-динь», «Сокровища острова Пеликан». А сейчас играет с «Портосом» на все времена - Валентином СМИРНИТСКИМ - в спектакле «Хочу купить вашего мужа» (на фото).

 

Сирота стала звездой

Галина Польских родилась Москве. Ей не было и двух лет, когда разразилась война. Отец погиб на фронте, мама в 1947-м умерла от туберкулёза. Девочка попала в детдом, откуда её забрала бабушка Ефрасия Андриановна (мамина мама). Жили они на Сретенке, в девятиметровой полуподвальной комнатке. Напротив был магазин «Грибы-ягоды», где Ефрасия Андриановна работала уборщицей. «Всё до копейки бабушка тратила на меня, постоянно повторяя: «Ты, главное, Галя, учись!» - вспоминает Польских. До конца своих дней старушка не могла понять, зачем внучка пошла «в артистки». Однако та не просто сумела пробиться во ВГИК, но и стала любимицей миллионов, сыграв в огромном количестве картин в советские годы и не потерявшись после развала Союза (достаточно вспомнить сериалы «Петербургские тайны», «Клубничка», «Холостяки», «Леди Босс», «Доктор Живаго» и вышедший в этом году «Чудотворец»).

 


Андрей ПИТОНОВ
Читайте также: