Здесь оживляют машины Штирлица и Жукова

Анатолий Пронченко у машины, предположительно принадлежавшей Любови Орловой.

«История пахнет бензином», - уверяет директор расположенной на восточной окраине Краматорска реставрационной фабрики-музея имени Жемова «СамоходЪ» Анатолий Пронченко.

Легенды на колесах


В просторных гаражных боксах - ряды сверкающих хромированными частями и свежей краской автомобилей, выпущенных в Европе и США до войны и незадолго после, а также аналогичные по времени советские шедевры. На этой машине, кажется, ездил по Берлину Макс фон Штирлиц - герой фильма «Семнадцать мгновений весны». А вот стоят грубые внешне, но безотказные джипы и полуторки, на которых наши солдаты прошли всю войну.

Здесь возвратили вторую жизнь «Бьюику» Георгия Жукова, «ЗИС-110» маршала Родиона Малиновского.

Отдельно красуется белая вместительная машина. На ней впору ездить звездам кино или эстрады. Скорее всего, так оно и было: мастера считают, что этот 12-цилиндровый (!) «Паккард» из гаража особого назначения (ГОН) был подарен Сталиным звезде кинематографа Любови Орловой. Подтверждающие документы должны вскоре прийти из Москвы.

Среди раритетов, ожидающих «оживления», находятся личная машина композитора Матвея Блантера - австрийский Steyr-220 тридцать восьмого года выпуска (Иосиф Виссарионович подарил ее автору знаменитой песни «Катюша», написавшему шедевр в соавторстве с поэтом Михаилом Исаковским).

Фениксы из груды металла

На стеллажах в кабинете директора уникальной фабрики хранятся предметы, от вида которых замирает сердце любого коллекционера: фары, шоферская амуниция, патефоны, печатные машинки 20-60-х годов. Все это - подарки горожан. У стены застыл изрядно потрепанный мотоцикл Motor­rad-Teile, выпущенный в Германии в канун Первой мировой войны.

- Мы решили оставить его таким, каким он к нам попал, - пояснил Анатолий Пронченко. - Чтобы было понятно, в каком состоянии приходят оригиналы. Этот мотоцикл участвовал в боях с немецкой стороны, остался в Украине как трофей и хранился в семье одесситов.

Историю каждой модели «Самохода» Пронченко знает до винтика и готов часами рассказывать о детище, доставшемся ему в наследство от основателя фабрики, увлекавшегося стариной предпринимателя Игоря Жемова.

- Предприятие образовано в 2000 году. Главным было найти и подготовить специалистов, болеющих душой за общее дело, - объясняет Пронченко. - К нам часто попадает груда покореженного металла, чудом спасенного от сталеплавильной печи. Но за кучей ржавчины мастера видят будущий образец коллекции. На каждую машину уходит от двух и более лет. Самое важное - скомплектовать ее. Отыскать заводские детали или, если таковых нет, изготовить их самостоятельно. Как правило, соотношение «родное» и «изготовленное заново» составляет пятьдесят на пятьдесят.

Собкор «Донбасса» у легендарной фронтовой полуторки.

Авто из гаража особого назначения

- Как на «СамоходЪ» попадают старые автомобили?


- Поиск и реставрация раритетов - это давно сложившийся в мире бизнес. У нас есть эксперты-розыскники. Сегодня даже в частных гаражах Краматорска стоят несколько настоящих шедевров, но их владельцы не спешат расставаться с ними. Они убеждены, что за ржавеющие железки можно отхватить хорошие деньги…

- Кстати, о деньгах. Фабрика ведь не только хобби, но и бизнес?

- Жизнь заставила заняться коммерцией - по заказу восстанавливать чужие машины. Ведь на все детали нужны средства, и немалые. Но большинство отреставрированных нами авто остаются на «Самоходе» и в скором будущем, возможно, составят фонд музея.

- С зарубежными коллегами общаетесь?

- Регулярно. Часто обращаются за чертежами немцы, голландцы и чехи. Мы меняемся запчастями на старую технику, штучное изготовление которых в Европе гораздо дешевле, чем у нас.

- Сколько машин в вашей коллекции и каких марок?

- У нас около 200 автомобилей известных фирм 20-60-годов. Это Horch, DKW, Adler, Packard, Steyr, Wanderer, Graham, Tatra, BMW, Opel, Buick, Mercedes-Benz, Ford, Willis, советские «ЗИС» и «ГАЗ». Большая их часть была собственностью гаража особого назначения правительства Союза. Кстати, в 2006 году ГОН отметил столетие: его история началась в 1906 году, когда при дворе Николая II открыли Императорский моторизованный гараж. Отбором машин для выездов царя тогда руководил граф Орлов.

«Отдаю их, а сердце разрывается!»

- Когда лучше делали технику: в прежние времена или сейчас?

- О качестве говорить не будем, так как на советских машинах оно зависело даже от месяца выпуска. Но по ним интересно отслеживать развитие конструкторской мысли. Раньше было больше элементов ручной сборки, но и требования отличаются. Скажем, на ЗИС разрешались зазоры до сантиметра... Для современных конвейеров это недопустимо. 

- Не препятствуют ли гаишники эксплуатации восстановленных раритетов?

- Если на старое авто есть все документы, то какие могут быть вопросы? Они ведь технически исправны. Вот только найти эти самые документы - едва ли не самое сложное в нашей работе.

- Есть ли среди восстановленных авто любимое детище? 

- Душа лежит ко всем одинаково, ведь в каждое вложен огромный труд. И всякий раз, когда отдаешь «оживленную» машину, сердце разрывается.

Шпильками - по раритетам

На «СамоходЪ» часто обращаются киношники, но им отказывают.  «Музейные экспонаты для съемок не годятся, уже есть опыт: как-то  обратилось рекламное агентство - дайте поснимать! Фото получились  красивыми, но девицы шпильками протыкали капоты, которые мы чуть ли не языком вылизывали», - разводит руками Анатолий Пронченко.

На пути к «Золотому кольцу Донбасса»

«Мы мечтаем открыть доступ к осмотру раритетов для всех желающих, - сказал в завершение встречи Пронченко. - Со стороны областных властей обещано включить фабрику в туристический проект «Золотое кольцо Донбасса». Ждем реальных шагов навстречу. Ведь для качественного показа нужны площади, охрана, обслуга, экскурсоводы, раздаточный материал».


Сергей Маринцев.
Читайте также: