Братья Сафроновы летали над сценой и запивали лезвия вином
Известные братья-иллюзионисты Сергей, Андрей и Илья, признанные в России лучшими артистами этого жанра, впервые показали в Донецке свое шоу «Imagination» («Воображение»).
Зрителей растворили в воздухе
С надеждой окунуться в мир мистики концертный зал ДМ «Юность» в Донецке заполнили зрители всех возрастов.
- Мама, дядя - волшебник! - выкрикивали малыши.
- Ну как они это делают? - перешептывались взрослые.
В первом же номере Сергей взгромоздился на мотоцикл и, поддавая газа, проехался по сцене. После нескольких движений руками братьев он исчез... И въехал на том же байке в зал с другой стороны, между зрительскими рядами.
Следующий трюк заставил затаить дыхание многих присутствующих. Старший брат - Илья - продемонстрировал четыре бритвенных лезвия и поочередно их пережевал, запивая бокалом вина. Затем он вытащил их изо рта, связанными белой ниткой.
Только что это лезвие было во рту Ильи.
Потом эффектно поднялся в воздух в позе лотоса Андрей. Он же «наколдовал» продолжительное зависание над сценой симпатичной ассистентки. А подвешенный за ноги Сергей запросто освободился из смирительной рубашки.
Братья Сафроновы охотно шли на контакт с публикой: то одолженную у зрителей двухсотку превращали в одногривневую купюру (и в обратном порядке, конечно же), то «заставляли» симпатичных дончанок вытаскивать из себя нитки и угадывать масти карт на расстоянии.
Перед одним из номеров артисты попросили всех детей из зала подняться на сцену. Бросившись со всех сторон, ребятня едва там поместилась. Ей разрешили проверить двустороннее зеркало, сквозь которое затем прошел Сергей.
Сергей Сафронов научил десятилетнего мальчишку так выстрелить в колоду, что из нее вылетела загаданная парнем карта.
В конце представления в зал полетели десять надувных мячей. Те, кто поймал их, завоевали право подняться на помост. Счастливчиков накрыли тканью и... Але-оп - через мгновенье там никого не оказалось. Ни из-за кулис, ни в зале люди так и не появились.
«Мы не боимся раскрывать секреты»
А вот фишка с надеванием пиджака, заимствованного из зала, которую выполнил прочно связанный канатом Сергей, вызвал не такое удивление...
- Недавно на одном из российских каналов вы выдали тайны некоторых трюков, чем вызвали недоумение коллег по цеху. Среди них был и «пиджак с канатом». А вдруг зрителю станет неинтересно? - спросила я после шоу у Сергея.
- Мы совсем не боимся «рассекречиваться», - ответил он. - Это не делает трюк для зрителя менее интересным. Даже наоборот - к нам стали приходить письма с благодарностями, что показали, как это делается. Однажды прислали видео, на котором маленький мальчик проделывает один из таких фокусов. Это же замечательно, что уже в детстве он поверил в себя. Возможно, паренек захочет удивлять других и дарить радость, как мы. У нас даже есть идея открыть собственную школу магии.
- Сегодняшний аншлаг вам в значительной мере обеспечил недавний приезд в Донецк в рамках программы «Украина чудес». Когда было труднее удивлять нашего зрителя?
- Удивлять трудно всегда. На улице, как это было в «Украине чудес», конечно, сложнее что-то скрыть, но это не значит, что к концертам в помещении мы готовимся не так тщательно. Это было бы нечестно по отношению к зрителям. Прорабатывается каждая деталь, очень внимательно просматриваем весь привезенный реквизит. Бывает, в дороге что-нибудь да отвалится, сломается - и номер может не получиться. Люди ведь пришли удивляться и верить в чудеса, как можно их расстраивать? В рамках этой программы мы объехали десять городов. Украина нам очень понравилась! Уже идет подготовка второго сезона: мы посетим пятнадцать городов, среди которых, скорее всего, будет и Донецк. Самое главное, что в Киеве осуществилась наша мечта. Иллюзия, исполнить которую мы хотели десять лет, - исчезновение памятника Родине-Матери. Это сидело у нас в головах с тех пор, когда увидели подобное, осуществленное Дэвидом Копперфилдом со Статуей Свободы. Но сделали это мы не ночью, как он, а днем.
- Большинство показанного вами в этой программе выглядит безумно опасным. Или всё просчитано до таких мелочей, что телезрителям не стоит бояться?
- Нет, это действительно настоящий риск! - уверяет Сергей. - Кстати, самый опасный трюк, который мы показали, прошел именно в Донецке. Это было закапывание Ильи в землю. Вот тогда вся съемочная группа реально испугалась. Как обычно, всё продумали. Его засыпали, и вроде подошло время, когда он должен начать вылезать, а Ильи всё нет! Тогда еще были сильные морозы, и мы понимали, что если вдруг на его пути попадется промерзшая глыба, то придется уже не шоу показывать, а спасать.
- Я испытал настоящий животный страх, как перед смертью, - подхватывает Илья. - Это был второй раз, когда исполнял такое. Впервые тоже была заминка. Меня заколачивали в деревянный ящик, оставляя перед глазами пластиковое окно. И когда видел, что сыплется масса земли, в голове крутилась только одна мысль: если пластик не выдержит - мне конец. В Донецке мы усложнили задачу: вместо коробки меня клали на щит и сильно закрепляли. А на голову надевали мотоциклетный шлем. Я понимаю, что не могу выбраться и что мама этого не переживет, поэтому просто обязан... В общем, до конца сам так и не вылез, ребята помогли.
Выслушав братьев, Андрей вдруг признался, что никогда бы не решился на такое.
- Не хочется после такого отказаться от чрезмерного экстрима?
- Наоборот! - горячо заверяет Сергей. - Это только разжигает желание пробовать более сложные, опасные трюки. То, что мы делаем, схоже с работой каскадеров. Если ты начал, то не вправе остановиться. Люди ждут, верят в тебя. Кстати, на днях мы разрабатывали с кас-кадерами новые номера. Они будут неимоверно красивыми и опасными... Со взрывами.
- Вы сами всё придумываете?
- Большей частью - да. К тому же повторять за другими неинтересно, - говорит Илья. - Сами просчитываем, делаем чертежи. Но в последнее время в техническом исполнении проектов нам помогают в специальных фирмах. А раньше сами и собирали всё. Например, когда впервые готовили номер с самосожжением, делали это на даче. Конструкция очень большая, поэтому мастерить приходилось во дворе. И все, кто проходил мимо, спрашивали: «Вы что, голубятню строите?».
- В «Битве экстрасенсов» вы выглядите ужасными скептиками. Неужели среди участников нет ни одного человека с феноменальными способностями?
- Когда только пришли на проект, относились к этому всему, как к... Деду Морозу, - с улыбкой начинает рассказывать Сергей. - Много о нем слышали, иногда даже верим, но никогда его не видели. Так и с экстрасенсами. И вот, первый день съемок, нужно было найти Андрея в багажнике одной из машин. И многие из них такие ряженые, странные. Как только ни искали! Даже с помощью каких-то палочек, которые якобы реагируют на энергию... Мы понимали, что это бутафория. Пока не появилась Наталья Воротникова, которая мгновенно подошла к нужной машине. Как она узнала, мы объяснить не можем.
- Но многие действительно больше давят на психику, - подключается Андрей. - Задают вопрос, который предполагает несколько ответов. Человек растерян, ему кажется, что его видят насквозь, но со стороны всё сразу понятно.
- Теперь интереснее даже не выявлять шарлатанов, а найти действительно настоящего экстрасенса, - подытоживает Сергей. - Многие участники после завершения проекта становятся алчными, считая, что можно обманывать людей. По сути, это бизнес на чужом горе. Всех призываю - лучше в храм сходите или к врачу!
В конце беседы иллюзионисты всё же признались: если не вживаться в роли, думая о том, как технически подготовлен трюк, не представлять себя волшебниками, то люди просто не будут так восторженно смотреть.
Досье «Донбасса»
Ребята говорят, что чаще всего им задают вопрос: «Действительно ли вы братья?» Да. Причем родные. Илья на пять лет старше двойняшек Сергея и Андрея. Иллюзией увлеклись все вместе еще в детстве. Но как коллектив работают с 2002 года. Началом их популярности стало самосожжение во время программы «Что? Где? Когда?». На протяжении нескольких лет участвовали во многих проектах. Наибольшей славы достигли, став ведущими в реалити-шоу Михаила Пореченкова «Битва экстрасенсов» на канале ТНТ в 2007 году.
Марина Самара. Фото Ольги Кононенко.