Как я работала в "Оркестре Гленна Миллера"

Дирижер и руководитель оркестра Виль Сальден рассказывает журналистке «Донбасса» Алисе Соповой, чем его поразила Украина.

Корреспондент «Донбасса» в качестве переводчика провела день со знаменитым джаз-бэндом.

ПОТЕРЯВШИЙСЯ МАЙ

Оркестр добирался до нашего города с проблемами. Одного из участников, Кристофа Мая, который играет сразу на трех инструментах - саксофоне, альте и кларнете - и является ключевой фигурой в коллективе, попросту не выпустили из России, откуда коллектив ехал к нам, из-за проблем с визой. Все остальные - около двадцати человек - прибыли в гостиницу в девять утра и сразу отправились завтракать.

Музыканты были рады яичнице, сосискам и горячему кофе после утомительного ночного переезда из Ростова. Но дирижер и руководитель оркестра Виль Сальден заметно нервничал из-за кларнетиста. Он каждый час созванивался с Кристофом, но бюрократические процедуры затягивались. В конце концов было решено на всякий случай подыскать замену среди донецких музыкантов.

Организаторам удалось найти кларнетиста Гарри Проничкина, который мог играть и на саксофоне, и на альте. За полчаса до начала концерта он еще репетировал с оркестром, и им были весьма довольны. Но в последний момент Кристоф Май всё-таки успел приехать и выйти на сцену, а Гарри остался на концерте в качестве зрителя.

В ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА НУЖНО ХОДИТЬ В КИНО

А пока руководство оркестра искало выход из этой форс-мажорной ситуации, остальные музыканты отдохнули несколько часов в гостинице и отправились в ресторан подкрепиться перед выступлением. Во избежание неожиданностей участники «Оркестра Гленна Миллера» опасаются пробовать блюда национальной кухни и предпочитают есть что-то нейтральное. В Донецке они пообедали без изысков - супом, рисом с рыбой и овощными салатиками. В ожидании чая глава коллектива Виль Сальден ответил на несколько вопросов для читателей «Донбасса».

- Музыка Гленна Миллера возникла во время великой депрессии в Америке. Сейчас тоже экономический кризис. Чувствуете какую-то связь?

- Я не знаю, как жилось во время великой депрессии, но известно, что в тяжелые времена людям еще больше хочется сходить на концерт или в кино, чтобы отвлечься от забот, поднять себе настроение.

- Как сказался кризис на вашей команде?

- Конечно, есть сложности с продажей дисков. Но они сейчас у всех, и независимо от экономического кризиса. Причины бед музыкантов и дистрибьюторских компаний другие - это пираты и Интернет. В последние десять лет музыкальная индустрия переживает не лучшие времена.

- Когда вы находитесь в Украине, чувствуется, что в нашей стране самые большие проблемы с экономикой?

- Россия, Украина - для нас это совершенно другая реальность по сравнению с той, в которой мы живем. Здесь происходит множество вещей, которые в Европе были бы невозможны. Даже когда мы едем в автобусе, не устаем удивляться: машины ездят как попало, пешеходы гуляют прямо по трассе, велосипедисты чуть ли не бросаются под колеса. У нас их бы в течение десяти секунд оттуда убрали. Еще нас поразил контраст между богатством и бедностью. В ваших городах центр - это один мир, а окраины - совершенно другой, разница просто поразительна.

- А украинская публика отличается от европейской?

- Мне очень нравятся ваши зрители. Если в Европе наша публика - это, в основном, люди среднего возраста, то здесь на концерты приходит очень много молодежи. Меня поражает, что у вас двадцатилетние люди знают и любят джаз. В Европе такого нет. Украинские зрители очень живые, они не стесняются показывать свои эмоции, поддерживают музыкантов, могут даже петь и танцевать.

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА МУЗЫКАНТЫ СТРОЯТ ГЛАЗКИ

В качестве переводчика я была в театре уже за три часа до начала концерта, вместе с Дирком и Хупом - ответственными за техническое оснащение.

- Оу, бэйби, вери гуд! - присвистнул Дирк, осмотрев сцену Донецкого театра оперы и балета.

Затем полтора часа мы бегали по залу, разыскивали работников театра и объясняли, что от них требуется. Микрофонные стойки, свет, занавес - в шоу такого уровня каждая деталь должна быть идеально отлажена. Когда всё было готово, появились музыканты, и началась репетиция. Специально для донецких зрителей оркестр решил сыграть украинскую «Песню о рушнике».

- Послушайте, пожалуйста, у нас правильно получается? - просил Виль Санден работников театра.

Я давно заметила, что с зарубежными знаменитостями гораздо проще и приятнее общаться, чем с отечественными звездами. Наши очень часто выглядят нервными, озабоченными и уставшими. А вот иностранцы почему-то всегда просты, расслаблены и приветливы. Весь «Оркестр Гленна Миллера» во время концерта, казалось, задался целью... поддерживать журналистку «Донбасса».

Мне предстояла непростая задача - делать синхронный перевод реплик Виля Сальдена для всего зала. Притаившись за кулисами со своим микрофоном, я очень переживала - вдруг ляпну что-нибудь не то и провалю свой «дебют на большой сцене». И вдруг музыканты начали по очереди улыбаться, подмигивать и даже строить рожи в мою сторону, прямо со сцены, во время выступления. Сначала я не верила, что все эти знаки внимания адресованы мне, и несколько раз оглянулась. Но в антракте оркестранты начали наперебой делать комплименты моему переводу и просить меня не быть такой серьезной и тоже иногда улыбаться в ответ.

Все эти шуточки не помешали оркестру отыграть концерт длиной в два с половиной часа. Зрители были в восторге - артистов долго не отпускали, снова и снова требуя играть на бис всеми любимые «Moonlight Serenade» и «Chattanooga Choo Choo».

ДЖАЗ ПРОТИВ МАРЛЕВЫХ ПОВЯЗОК

Оркестрантов весьма позабавила паника вокруг свиного гриппа, которая царит в Донецке. Прибыв в гостиницу и обнаружив на рецепции сотрудниц в марлевых повязках, они принялись наперебой шутить:

- Такие красивые девушки - и прячут лицо!

Тогда они еще не знали, что их концерт - единственный, который областные власти разрешили провести во время карантина, да и то только при условии, что организаторы - агентство «Арт-концерт» - бесплатно выдадут всем зрителям марлевые повязки. Эта новость вызвала у музыкантов удивление и смех.

- Неужели действительно сегодня вечером все зрители будут в масках? О-о-о... Ха-ха-ха... - не мог поверить Виль Сальден - Это совершенно новый опыт для нас. Мы такого еще не видели. Впервые нам придется играть в такой ситуации. Жаль, что мы не сможем видеть выражения лиц зрителей. Но если так надо, что поделаешь. Хотя лично я этим совершенно не озабочен. Грипп бывает каждый год. Если постоянно из-за этого впадать в панику, ни на что больше времени не останется.

Впрочем, как выяснилось вечером, большинство донецких зрителей проигнорировали эту меру предосторожности. Зато сами музыканты продолжали потешаться - один из трубачей, например, сыграл свое соло, нацепив марлевую повязку на лоб, чем вызвал бурный смех в зале.

ДОСЬЕ «ДОНБАССА»

Коллектив, который играл в Донецке, называется «Оркестр Гленна Миллера Европа» под руководством Виля Сальдена. Всего в мире существует три джаз-бэнда, имеющих лицензию на то, чтобы именовать себя в честь знаменитого американского музыканта середины двадцатого века Гленна Миллера. Один из них работает в Америке и Азии, другой - только в Великобритании, третий - в остальных странах Европы. Все они имеют одинаковые права и в равной мере считаются «настоящими».

 - Оригинального оркестра Гленна Миллера, созданного в 1938 году, уже давно не существует, и музыкантов, которые работали бы с ним лично, практически не осталось в живых, - говорит Виль Сальден. - Но все три ныне действующих оркестра состоят из музыкантов высшего уровня, которые досконально знают, любят и уважают творчество Гленна и играют строго в его традиции, классический джаз.


Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: