Николай Лысенко играл Волка и сидел в каземате

Основной целью своей жизни Николай Лысенко считал «вывести украинскую национальность из хуторянской обстановки на европейский путь, представить Украину перед лицом всех славянских братских народов и европейских мужей в области искусства».

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося украинского композитора и фольклориста, пианиста и хорового дирижера, педагога и общественного деятеля, автора знаменитых опер «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», «Энеида» Николая Лысенко. Его произведения с нами до сих пор, как и элегантный черный рояль «Блютнер», на котором играл Николай Витальевич. Инструмент, переживший оккупацию (во время войны кто-то перетащил его на чердак и таким образом спас), находится в киевской квартире по ул. Саксаганского, 95, где 18 лет обитала семья Лысенко. Ныне там мемориальный музей.

Музыка изменила шалуна

«Детство Лысенко было обставлено роскошно: разодетый в бархат и кружева, он переходил из одних рук в другие и стал баловнем. Воспитание было поведено на аристократический лад: чистый французский язык, изысканные манеры, танцы и свободное держание себя в гостиной… Из искусств допускалась еще игра на фортепьяно: во-первых, она составляла бонтонность, а во-вторых, отец и мать очень любили музыку», - написал в биографии композитора его троюродный брат Михаил Старицкий, автор известной пьесы «За двумя зайцами».

Действительно, Коля, родившийся в селе Гриньки, что на Полтавщине, имел солидных родителей: папа - дворянин, служивший некогда в кирасирском полку, мама - воспитанница Смольного института благородных девиц в Петербурге.

В качестве так называемого «дядьки» к первенцу четы был приставлен крепостной Созонт. Добрейшей души человек, он обожал «паныча» Николушку. «В детстве - ох и шалун был, каких мало, - вспоминал. - То на луг убежит, то в подвале спрячется, так что, бывало, до вечера не сыщешь… Но как только появятся музыканты в нашем селе - будто подменили ребенка. Или свадьба, или праздник какой, забьется где-то между людьми, слушает».

Заметив тягу мальчика к музыке, мать Ольга Еремеевна сама стала давать ему уроки игры на рояле. А вот языками особо не баловала, считая, что и французского с него достаточно. Спасибо знаменитому поэту Афанасию Фету (некоторое время он служил вместе с отцом Николая), который начал учить мальчика русскому. А украинскому - бабушка, дядя да друг на все времена Миша Старицкий (рано осиротев, он воспитывался в семье Лысенко).

Учась в Киевском университете на природоведческом факультете (в мае 1865 года защитил диссертацию на тему «О половом размножении нитчатых водорослей»), Коля не прекращал заниматься музыкой. Он активно брал уроки, собирал и обрабатывал народные украинские песни, организовал университетский хор, даже попытался написать оперу. Но понимал, что знаний не хватает. Получил их в знаменитой Лейпцигской консерватории, где ухитрился пройти четырехлетний курс за два года.

Рояль, на котором Николай Витальевич Лысенко создавал свои произведения.

Рояль, на котором Николай Витальевич создавал свои произведения.

Преподаватели, восхищенные его фортепьянным талантом, рекомендовали устраивать турне по Европе. Он же признавался: «Я не увлекусь одной узкой стежкой исполнителя, чтобы изучать и исполнять только лишь чужие произведения, когда мать-природа дала мне возможность и дар творить». Предпочел вернуться в Киев, где получил скромное место преподавателя в музыкальной школе. А также - массу частных уроков, необходимых для обеспечения семьи, и возможность во время отпусков колесить по любимой Украине в поисках новых образцов народного творчества и тем для композиций.

«Тарасом Бульбой» дирижирует правнук

В 80-х годах Лысенко создал оперы «Утопленница» и «Наталка Полтавка». А в 1890-м - «Тараса Бульбу». Рождению последней во многом способствовало то, что композитор сам участвовал в археологических раскопках на острове Хортица. К сожалению, свое главное детище он так и не увидел на сцене.

В один из приездов Петра Чайковского украинский коллега показал русскому композитору оперу «Тарас Бульба». Петру Ильичу произведение очень понравилось, и он пообещал помочь поставить его в Петербурге или Москве. Но к тому времени, когда всё было готово, умер…

Впервые «Тараса Бульбу» поставили на харьковской сцене в 1924 году. Сейчас в Харькове в честь 170-й годовщины основоположника украинской классической музыки проходят торжества, в том числе показ той самой «казацкой» оперы. А дирижирует правнук Лысенко и его полный тезка - заслуженный деятель искусств Украины. «Дело всей моей жизни - творчество моего прадеда», - признается Николай Витальевич.

Три кареты венков и хор в 1200 человек

Несмотря на печальный период битвы с «мовой» (было время, когда даже простенькую народную песню запрещалось исполнять на концерте, если слова были украинскими), композитор всеми силами пытался донести ее до слушателя. Почти ежегодно в Киеве устраивал большие концерты, в которых исполнялись его произведения. Тогда не было программ типа «Х-фактор», так что голоса мэтр искал по гимназиям и консерваториям. Так и организовался хор, с которым композитор ездил по всей Украине.

Лысенко был одним из лучших интерпретаторов «Кобзаря», на тексты которого написал свыше 80 вокальных произведений разных жанров. А среди его авторских достижений - создание детской оперы. С 1888 по 1893 годы он написал их три по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-дереза», «Пан Коцький», «Зима и Весна, или Снежная Королева».

Сын композитора Остап вспоминал, что в их доме всегда ставились отцовские оперы:

- В «Козе-дерезе» папа был Волком, тетя Муся пела, а тетя Катря играла Лисичку. А ставила оперу сама Леся Украинка. Она ведь жила по соседству.

В 1904 году в Киеве на собственные средства, в том числе подаренные ему годом ранее в честь 35-летия творческой деятельности, он открыл музыкально-драматическую школу (с 1913 года носит имя композитора) - первое украинское учебное заведение, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории.

И школа, и ее директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича даже арестовали в числе прочих украинских общественных деятелей, писателей, педагогов. Сидя на нарах, он шутил, что надо бы теперь написать «казематный водевиль». Уже на следующее утро, осознав, кого «загребли», правоохранители его отпустили. Вскоре и остальные обитатели каземата оказались на воле.

- Он был среднего роста, но с внушительной, плечистой фигурой. Как личность популярная - всё время на виду и почти каждый вечер на сцене. Понятно, на него обращали внимание. Николай Витальевич никогда не курил и вел достаточно правильный образ жизни, - делилась внучка композитора, преподаватель по классу фортепиано в Национальной музыкальной академии Украины Рада Остаповна. - За хозяйством долгие годы следила тетя Блика, дальняя родственница. Папа рассказывал, что она пекла замечательные торты! А любимым лакомством дедушки были рассыпчатые коржики с маком… Жил он отнюдь не на широкую ногу. Когда надо было идти на очередной концерт, часто оказывалось, что нет даже чистых рубашек. В последний момент приходилось бежать в магазин. Конечно, у него было несколько фраков, но не более того.

С 1908-го и до самой смерти Лысенко был председателем правления общества «Украинский клуб», которое проводило большую просветительскую деятельность: организовывало литературные и музыкальные вечера, устраивало курсы для народных учителей.

Умер он 6 ноября 1912 года, собираясь на работу. Оделся, сделал пару шагов к двери и упал. Сердечный приступ, мгновенная смерть…

Памятник композитору Николаю Лысенко возле Национальной оперы Украины.

Памятник композитору возле Национальной оперы Украины.

Похороны композитора, который нашел последний приют на Байковом кладбище, проходили очень пышно. Проститься с ним пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, а пение его было слышно даже в центре Киева. Три кареты везли венки, а гроб по старинному казацкому обычаю (предок композитора - Иван Яковлевич Лысенко -  был полковником Черниговским, Переяславским и «наказным гетманом Украины» 1674 года) накрыли китайкой - суконным полотном алого цвета.

Две Ольги и Инчик-соловейчик

Первой женой Николая Витальевича стала его троюродная племянница Ольга О'Коннор, которая была младше на восемь лет. Красавица с прекрасным сопрано, она играла Оксану в дебютной опере мужа «Рождественская ночь». Из-за того, что Ольга не могла иметь детей, после 12 лет совместной жизни они расстались, хоть официально развод не оформляли.

Гражданская супруга Ольга Липская тоже была хороша собой. Да к тому же - пианистка, выпускница Смольного института. Композитор познакомился с ней во время концертов в Чернигове. Она поехала за ним в Киев: брать уроки и совершенствовать свою игру. Доигрались до любви, прожив в мире и согласии более 20 лет. Липская подарила Лысенко пятерых детей, умерев в 1900-м, при родах Тараса. Первая супруга, она же единственная официальная, помогла узаконить их рождение.

Последней любовью композитора стала Инна Андрианопольская. Разница в возрасте была более 45 лет, но Лысенко воспылал нешуточной страстью к ученице Киевского института благородных девиц.

«Всё прекрасное в жизни и женственное я нашел в Вас, и в том именно освещении, какое я, сообразно личным своим вкусам, ценю, высоко ценю. Инночка, янголятко, как я хочу, чтобы Вы были моя, моя спутница в жизни, чтобы Вы служили утешением мне, чтобы служили очагом моих поэтических настроений, вдохновений, восторгов, упоений и наслаждений», - писал он ей. Называл Инчик-соловейчик… Но взаимности не добился.


Андрей Питонов.
Читайте также: