Мокрое дело

Шестикурсники медико-профилактического отделения ДонНМУ Анна Каракотина, Юрий Хавалжи, Виктория Зибирова, Ирина Пономаренко и Юлия Руденко убедились в пользе чистой воды в ходе эксперимента.

На криминальном жаргоне это значит - «убийство». Вода тоже мокрая и может подорвать наше здоровье.

Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Ластков считает, что пить воду из-под крана всё равно, что покупать колбасу на стихийном рынке: и то, и другое рискованно для здоровья. Он - сторонник структурной теории, согласно которой белки и нуклеиновые кислоты, составляющие основу жизни, вписываются в подобную льду упорядоченную структуру. Стало быть, чем лучше качество воды внутри клеток нашего организма, тем лучше мы себя чувствуем.

Производители уклоняются от анализа


В справедливости этого на кафедре гигиены и экологии ДонНМУ, которую возглавляет Дмитрий Олегович, убедились многократно в ходе экспериментов, участие в которых приняли студенты.

- Мы пригласили к сотрудничеству несколько производителей бутилированной воды, - рассказывает он, - но согласился участвовать лишь директор НПК «Новые технологии» Петр Николаевич Хазан, чье предприятие производит воду «Альпийская». В отличие от  производителей,  очищающих водопроводную воду, это - природная вода, показатели которой доводятся до нормы.

У группы студентов, употребляющих кипяченую воду из-под крана, важные показатели жизнедеятельности не соответствовали нормам. Через месяц, в течение которого они пили воду «Альпийская» (вторая группа - талую воду), работоспособность повысилась у 80% студентов, у 2/3 - улучшилась реакция, самочувствие, настроение, повысился иммунитет и показатели поверхностного натяжения сыворотки крови: внутриклеточная вода стала более структурированной.

Буря в стакане

В понедельник - Всемирный день воды. В связи с этим я поинтересовалась состоянием наших водоемов у заведующего отделением коммунальной гигиены областной СЭС Романа Родыны.

- В нашей области загрязненная вода попадает в водоемы, но не в места водозабора для населения, - пояснил Роман Анатольевич. По микробиологическим показателям в прошлом году не соответствовало 2,3% питьевой воды, тогда как средний показатель по стране 3,5-4%.

Северский Донец снабжает 95% наших водопроводов. А что течет из еще пяти процентов кранов? В Торезе,
Шахтерске и Енакиеве - это вода из Волынцевского и Ольховского водохранилищ, куда сбрасываются шахтные сточные воды. Но Роман Родына заверил, что последние, разумеется, очищаются. К тому же предприятие «Вода Донбасса» доводит слишком жесткую воду до требуемого качества. По химическим показателям не соответствует СанПиН и ГОСТу и вода подземных водоисточников, которую пьют жители Тельмановского, Володарского и  Першотравневого районов: она также слишком засолена.

Предположим, что фильтровальные станции действительно работают нормально. Но как тогда быть со вторичным загрязнением воды, причиной которого является изношенность 80% водопроводных сетей региона?

- Чтобы предотвратить бактериологическое загрязнение воды, приходится ее хлорировать, - рассказывает Роман Родына. - Другие средства - озонирование, воздействие ультрафиолетом - бюджету региона, и не только нашего, не по карману. К тому же такая очистка не обеспечит чистоту воде на всем протяжении наших труб.

Хлор превращается в диоксин

Профессор Ластков подтвердил, что эпидемическую безопасность хлорированная вода действительно обеспечивает. Однако в питьевой воде любого промышленного региона повышено содержание тригалометанов, предупреждает ученый, и остаточный хлор связывается с ним, образуя хлорорганические соединения.

- Даже хлорированную воду следует кипятить, - поясняет Дмитрий Олегович, - ведь хлор не убивает вирусы. В результате хлорорганические соединения превращаются в вещества типа диоксина: они канцерогенны и становятся причиной раковых опухолей.

Что касается повышенного содержания солей, то у медиков это принято считать тригер-фактором, или пусковым механизмом, который наряду с неправильным питанием - основа для образования камней. Кстати, плохо и когда вода вообще их лишена (так бывает после очистки на установках обратного осмоса), потому что приводит к опасному выведению кальция из костей.

Человеческий организм может побороть любую инфекцию, а наши Т-лимфоциты - иммунные клетки - любую опухоль, уверен директор донецкого научно-медицинского центра «Долголетие» Евгений ШУЛЬДЕШОВ. Однако на состояние крови напрямую влияет вода, которую мы пьем, из-за плохой воды защитные процессы нарушаются.

- Уровень солесодержания воды должен быть физиологическим, т.е. таким, который не повышал бы солесодержание в крови - 250-350 мг/л, - рассказывает Евгений Яковлевич. - На самом же деле концентрация их может повышаться настолько, что они кристаллизуются. Поэтому организм не в состоянии их растворить и вывести. По этой же причине не выводятся из организма и токсины. Кислотно-щелочное равновесие (рН) должно быть слабощелочным и равняться 7,5-8, тогда не будет создаваться условий для развития и накопления микробов и вирусов.

Лабораторный опыт


В организованной в «Долголетии» лаборатории любой желающий может проверить воду, которую пьет. Я принесла на анализ ту, которая течет из крана в квартире мамы, проживающей в Ворошиловском районе Донецка, и бутилированную, которую покупаю сама. Методист лаборатории Лариса Богдан тестирует ее с помощью дозиметра - каждый показатель по очереди. И вот результат получен. Радиоактивное излучение - 0,11 mSv/h, рН - 7,53, окислительно-восстановительный потенциал (ОВП) - 213 - все три показателя в пределах нормы. Однако с содержанием солей - их оказалось 580 мг/л - перебор, т.к. норма не более 400. А вот бутилированная вода оказалась практически дистиллированной (солей меньше 100 мг/л).

Лариса показывает таблицу проверок воды, которую привозят жители региона. У колодезной воды из Новоселовки Ясиноватского района, родничков св. Николая, что в Авдеевке, и того, что находится под арочкой при въезде в Харцызск, и рН, и ОВП оказались в норме, но соли - зашкаливали соответственно: 3490, 1290 и 1010 мг/л. Крымская бутилированная вода «Водограй» имеет показатели: рН 8,0, ОВП 125, солей - 280. «Золотой колодец»: рН 7,0, ОВП 225, солей - 680.

Улучшаем качество в домашних условиях

Если вы употребляете водопроводную воду, приучите себя ее отстаивать, советует профессор Ластков. Залив с утра, к вечеру можно уже слить, но не до конца, оставляя то, что на дне. Фильтр нужно выбирать такой, который имел бы четкие критерии, когда нужно менять фильтрующую кассету. На это укажет затрудненное протекание воды, то, что кассета забилась, может быть видно на глаз. Если процесс фильтрации вы проконтролировать не можете, покупать такой прибор не следует.

Простейший фильтр можно сделать даже самому. Самый хороший натуральный сорбент - это активированный уголь: он и органику выберет, и растворенные вещества. Им нужно  покрыть дно сита и с малой скоростью подавать воду. Когда через какое-то время сорбент  покроется биологической пленкой, пора отмывать его либо покупать новый.

Метод приготовления талой воды позволяет избавить ее от вредных солей. Залейте в бутылку воду на 80% объема и заморозьте. Если есть возможность наблюдать за этим процессом, нужно, когда замерзнет две трети, вылить оставшуюся часть: именно в ней содержится вся гадость (она замерзает в последнюю очередь). Если же вода замерзла целиком, то вылить нужно 1/3, разморозившуюся в первую очередь, а остальную можно пить.

Доктор медицинских наук, профессор Донецкого национального медуниверситета им. Горького, почетный академик Международной академии наук, экологии, безопасности человека и природы Вильям Ванханен рассказал о том, как приготовить кремниевую воду и чем она полезна:

- Активированная кремнием вода действует губительно на микроорганизмы, подавляет бактерии, вызывающие гниение и брожение, в ней происходит активное осаждение соединений тяжёлых металлов. Вода становится чистой на вид и приятной на вкус. Кремень можно купить на рынке. Главное - чтобы он был ярко-коричневого (а не черного) цвета. С вечера кладу его на дно трехлитровых банок. А утром воду переливаю в чайник, кипячу и использую.

Какую воду вы пьете?

Профессор Дмитрий Ластков:

- Пью талую воду, которую делаю сам, а также ту, что мы использовали в нашем эксперименте и которая соответствует нормативам, - это вода «Альпийская».

Заведующий отделением коммунальной гигиены областной СЭС Роман Родына:


- Я пью воду из-под крана, чаще всего кипячу ее. Иногда даже не отстаиваю.

Профессор Вильям Ванханен:


- Кремниевую.

Гадость в наших реках


На сайте Всеукраинской экологической лиги можно увидеть карту, показывающую состояние главных питьевых источников в стране в 2008 году. По ней видно, что река Северский Донец (95% ее воды пьют жители Донецкой области) занимает второе место после Днепра по количеству сброса загрязненных вод - 207 млн. куб.м.


Ирина Розанова. Фото автора.
Читайте также: